Армения пребывает в предвыборном состоянии. Впервые после победившей в стране «бархатной революции» здесь пройдут парламентские выборы, которым новые и бывшие власти придают особое значение.
Место в 7-м созыве Национального собрания (парламента) жаждут получить все девять партий и 2 блока, вышедшие на избирательную дистанцию. Среди них и новички на политическом поле страны. К примеру, партия «Сасна црер» («Сасунские храбрецы», Сасун — армянская историческая область, ныне расположенная в территориальных пределах Турции).
Накануне вечером в эфире первого армянского телеканала лидер этой партии, ветеран карабахской войны 1991−1994 годов Жирайр Сефилян представил основные тезисы предвыборной программы «храбрецов». Беседовавшего с Сефиляном журналиста Петроса Казаряна, как, впрочем, и многих местных, а также сторонних комментаторов, большей частью интересовали внешнеполитические тезисы новой партии, которая выросла из вооружённой группировки, захватившей в июле 2016 года полк патрульно-постовой службы Полиции Армении в столице республики.
Сефилян подтвердил все предыдущие программные установки возглавляемого им политического объединения. Это полный пересмотр всего пласта отношений с Россией в сторону снижения их уровня с нынешнего стратегического до заурядного характера связей с «одной из региональных держав». Это выход Еревана из Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза. Про вывод российской военной базы с армянской территории Сефилян также не упустил возможности напомнить.
Радикализм лидера «Сасна црер» (СЦ) и всего националистического объединения под его руководством, конечно, зашкаливает. Для армянского общественно-политического поля, где местный избиратель не привык слышать столь дерзкие антироссийские речи рвущихся к власти сил, это определённый шок. Но национализм нынче востребован в Армении, в том числе и в его радикальных формах внешнеполитического проявления.
Партия «Сасна црер» является сторонницей выхода Армении из всех инициированных Россией интеграционных образований, включая СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. При этом, каких-либо альтернатив в вопросе интеграции Армении в другие объединения детище Сефиляна не предлагает. На одной из своих пресс-конференций он прямо заявил, что партия выступает против членства республики в надгосударственных структурах, вне зависимости от их направленности.
В программе партии, утверждённой на учредительном съезде в конце сентября текущего года, представлен перечень действий, которые должны быть реализованы для «освобождения Армении от российского колониализма». Согласно документу, в первую очередь из Армении должны быть выведены российские пограничные войска, а соответствующие участки её государственной границы следует передать армянским пограничникам. Должно быть признано недействительным соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединённой региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности. То же самое — в отношении Объединённой группировки войск (сил) ВС Армении и ВС России. Также Армения должна выйти из всех «созданных вокруг России надгосударственных, союзнических и многосторонних форматов» (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС).
В стране должна быть реализована программа «декоммунизации», «десоветизации», а также «дерусификации». Придя к власти, партия намеревается осуществить люстрацию, призвать к ответственности высших представителей бывшей «колониальной администрации» за преступные договорённости (вероятно, с Россией в том числе), а также «восстановить попранные права государства и граждан». По всей видимости, «попранные» той же Россией.
Далее предлагается вывести 102-ю российскую военную базу из Армении. Наконец, «путём национализации или другими методами установить национальный контроль над стратегическими инфраструктурами и объектами, переданными в собственность или в управление российской стороне».
В целом «Сасна црер» отстаивает необходимость «пересмотра формата отношений с Россией, строя их на принципах равноправия и взаимного уважения». По задумке «стратегов» армянских национал-радикалов, Армения и всё армянство в мире (Диаспора) должны взять на себя роль «моста-посредника в регионе между основными мировыми игроками», а также активно участвовать в региональных и международных процессах. В этом контексте в «Сасна црер» считают важным установление «стратегического партнёрства с США и Ираном», вывод на новый уровень отношений с ЕС, Грузией, Украиной, Китаем и Индией.
Как при этом возможно обеспечить одновременное «стратегическое партнёрство» с США и Ираном, находящихся в жёсткой взаимной конфронтации, да ещё на фоне фактического разрыва отношений с Россией и вступления в горячую фазу конфликтов с Азербайджаном и Турцией, «храбрецы» не поясняют. Видимо, в дальнейшие детали армянская общественность будет посвящена в случае попадания партии в парламент.
На место выставляемой из закавказской республики России «храбрецы» не намерены приглашать другие центры силы. Так, во всяком случае, они утверждают сейчас. Что будет потом, сказать сложно, но вполне прогнозируемо, что это место в конечном итоге займут США и НАТО. Для первого времени Сефилян и Ко предлагают снести за ненадобностью границу Армении с Грузией. Так они предлагают решить проблему Джавахка — в духе единства с грузинским государством.
Внешнеполитическое кредо национал-радикалов одновременно наивно и избыточно самонадеянно: весь мир зауважает Армению, увидев как она вытолкнула из региона Россию и отныне взяла курс на исключительный учёт собственных национальных интересов. Как при этом удастся сдерживать легко ожидаемый натиск 3-й турецкой полевой армии с западного направления, Отдельной общевойсковой армии Азербайджана с юго-западного направления (Нахичевань) и основных азербайджанских войск — с восточного, «храбрецы» не удосуживаются объяснить гражданам страны.
Сефилян говорит о необходимости предпринять экстренные меры для прекращения «ползучей войны» в Карабахе, где каждый год от пуль азербайджанского противника гибнут «десятки армянских солдат». Но ведь в хаосе неминуемой войны Армении на три фронта, о чём журналист Петрос Казарян пытался втолковать Сефиляну в эфире армянского телеканала, будут гибнуть уже тысячи армянских граждан. И всё ради того, чтобы Армению «зауважали» на Западе за патологическую русофобию отдельных лиц, пусть и ценой нанесения стране неприемлемого ущерба во всём — начиная от окончательного коллапса местной экономики до истощения и без того крайне скудных (в количественном отношении) людских ресурсов.
Несмотря на откровенно провокационную манеру (во внешнеполитическом плане и конкретно по отношению к России) ведения предвыборной кампании, у «Сасна црер» всё же есть шансы преодолеть проходной барьер и попасть в новый созыв парламента Армении. У группы ветеранов карабахской войны и примкнувших к ним представителей русофобских кругов страны, которая 29 сентября провела учредительный съезд для создания одноимённой партии, имеются серьёзные основания надеяться на получение депутатских мандатов в новом созыве НС. Предпосылки для этого объективно формируются на электоральной карте «новой Армении», а также задаются субъективными факторами.
В первом случае СЦ формирует вокруг себя лагерь армянских «национал-радикалов» с повесткой, которая привлекает к себе голоса не только из «умеренно-националистической» партии «Дашнакцутюн» (АРФД), но и со стороны ряда маргинальных политических групп республики.
Во внутриполитическом плане — это доведение «революции» до её логического конца, что подразумевает бескомпромиссность борьбы со «старым режимом» во всех его проявлениях. Вплоть до проведения тотальной чистки госаппарата и привлечения к суду всех видных функционеров бывшей правящей Республиканской партии Армении.
Под призмой внешнеполитического курса СЦ претендует на роль наиболее последовательного борца в вопросах международного признания Геноцида армян и требования от Турции территориальных и других компенсаций за резню в Западной Армении в 1915—1923 гг., исключения серьёзных уступок в процессе карабахского урегулирования (прежде всего, в вопросе вывода армянских войск из семи районов вокруг Нагорного Карабаха), а также «независимости от Кремля». Последнее предполагает вывод российской военной базы с армянской территории и сопутствующий пересмотр всего блока военно-политических соглашений Армении с Россией, в том числе и по части членства республики в ОДКБ. Как было отмечено выше, национальный радикализм в Армении после апрельской войны 2016 года и «бархатной революции» переживает определённый подъём, что сулит СЦ занятие собственной электоральной ниши.
Что касается субъективного фактора, способствующего потенциальному успеху этой партии на предстоящих выборах, то он связан с планами властей и лично премьер-министра Никола Пашиняна. Нынешний армянский лидер заинтересован в представленности СЦ небольшой фракцией в следующем парламенте. Ему это необходимо для достижения «политического контраста» с СЦ, на фоне которого правительство Пашиняна и его сторонники в законодательном органе будут выглядить наиболее приемлемыми партнёрами как для России, так и для Запада. Проще говоря, действующему главе правительства и победителю предстоящих 9 декабря выборов нужно «пугало» России в Национальном собрании парламентской республики. На эту роль лучше всех подходит именно «Сасна црер».
Напрашиваются определённые параллели с предвыборной ситуацией 2017 года, когда бывшие власти во многом поспособствовали приходу в парламент фракции «Елк» («Выход») Пашиняна, чтобы добиться для себя указанного «политического контраста» на тот момент. Тогда «пугалом» России был взглавляемый оппозиционным деятелем Пашиняном блок «Елк». Теперь подобную задачу решает сам Пашинян, но уже в качестве первого лица республики. И в рамках решения данной задачи полученные в апреле прошлого года блоком «Елк» 7,78% могут оказаться примерно тем процентом голосов (лишь на порядка 0,8% превысившим требуемый тогда для избирательных альянсов проходной барьер), который «замкнёт на себе» СЦ. Конечно, с поправкой на то, что «храбрецы» идут на выборы не блоком, а партией, и поэтому им достаточно показать результат в районе 5-процентной отметки.