Башар Асад, Реджеп Тайип Эрдоган и курдский вопрос
Пентагон, Госдепартамент и администрация президента США выполняют задачи, которые пересекаются только в зависимости от пристрастий тех закулисных структур, которые стоят за каждым из этих образований. Интересы бизнес-элит Штатов и стратегическое воплощение этих интересов выстраивают политику США в отношении друзей, врагов и союзников. Разумеется, оборонная промышленность рассчитана на постоянное ведение войны и разработку новых вооружений.
Война на Ближнем Востоке заменила гонку вооружений времен «холодной войны». Переформатирование границ государств Передней Азии и попытка создания «Великого Курдистана», в который войдут территории расселения курдов в Иране, Сирии, Турции и Ираке – это наследие политики конца XIX начала XX века. После распада Османской империи на Ближнем Востоке были образованы государства по принципу политических амбиций и экономических запросов США, Великобритании и Франции.
Но, возвращаясь к международной обстановке XXI века, нужно определить несколько главных моментов. Политика США рассчитана на долгие десятилетия вперед, и поддержка, которую Штаты оказывают курдам, дает определенную возможность понимать причины этой поддержки. 30-миллионное население курдов Ирака, Сирии, Ирана и Турции - самое крупное этническое образование в мире, не имеющее своего государства. Те территории, на которых расселены курды, преимущественно богаты энергетическими запасами. Укрепление курдов в Сирии и Ираке напрямую отразится на положении курдов в Турции, не в пользу турецкого правительства. Если рассмотреть карту Сирии с точки зрения контроля над территориями – что мы видим? Почти весь юг, запад и часть северо-запада уже контролируются правительственными войсками, преданными Асаду. Исключение составляет те территории вокруг Алеппо, которые оккупировала Джебхат ан-Нусра (организация запрещена в России). Если правительственные войска САР очистят эту территорию от террористов, что неминуемо, учитывая проведение армией Сирии и российского Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики гуманитарной операции в Алеппо, то выстраивается почти ровная линия. Правительство Асада будет контролировать весь запад Сирии, на северо-востоке закрепятся курды, а центральная часть и юго-восток останется за ИГИЛ (организация запрещена в России).
Глубинные преобразования вокруг Сирии в дальнейшей перспективе напрямую обострят вопрос курдов по многим причинам. США поддерживают курдов в противовес растущему влиянию Турции. Башар Асад будет вынужден заняться курдским вопросом после завершения операции в Алеппо и последующего уничтожения ИГИЛ. Если бы Российская Федерация не вмешалась в ситуацию в Сирии, то переформатирование границ Сирии прошло бы по сценарию США и аравийских монархий. В этом случае Турция сыграла бы в одной упряжке с США, с условием, что турецкие курды не будут иметь влияние на сирийский вопрос и проблема турецких курдов останется внутренним делом Турции. Поддержка, которую Россия и Иран оказали и оказывают Сирии в борьбе с террористическими организациями, охлаждение отношений между Турцией и Россией после сбитого самолета, последующие извинения Эрдогана и неудачная попытка государственного переворота в Турции, которую, по мнению турецкой стороны, вдохновляли США, определили новые реалии.
Правительство Турции прекрасно понимает, что Штаты стремятся к разобщению этого государства, несмотря на то, что Турция член НАТО и ближайший союзник США в регионе. Но, если рассматривать долгосрочную перспективу, то создание курдского государства и контроль над этим государством позволят США через Курдистан проводить ту же политику на Ближнем Востоке, что проводит Турция в интересах Америки. Но задачи и способы выполнения будут несколько иными, учитывая, что Турция – это состоявшееся государство с сильной национальной доктриной, которое не будет оглядываться на англосаксов в ущерб интересам правящих элит и народа Турции. Разворот внешней политики Турции и укрепление связей с Россией показывает нам, что США становится все сложнее контролировать Турцию. А вновь созданное курдское государство, если оно будет создано, подпадет под полный контроль США.
Президент РФ Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проведут встречу в начале августа. Можно предположить, что курдский вопрос будет обсуждаться за закрытыми дверями и результаты договоренностей по этому вопросу не будут обнародованы, но получат воплощение в дальнейшей политической ситуации. О чем могут договорится Путин и Эрдоган?
Башар Асад и курды на сегодняшний день являются почти союзниками в борьбе с ИГИЛ. Курдов поддерживают Соединенные Штаты, а правительство Сирии - Российская Федерация и Иран. После разгрома ИГИЛ останутся курды и правительство Сирии. Руководство Сирии и внешнеполитическое ведомство РФ неоднократно заявляли, что территориальная целостность Сирии не подлежит сомнению. Некоторые западные аналитики, впрочем и часть российских, утверждают, что Сирию невозможно сохранить в тех границах, в которых она существовала до нынешнего кризиса. Но, исходя из утверждений, что Сирия должна восстановиться в прежних границах, становится очевидным - в перспективе главный союзник Сирии на Ближнем Востоке по вопросу целостности двух государств – это Турция. Причина этого союза – укрепление курдов и попытки США создать курдское государство, что само по себе повлечёт изменение границ Турции, которая лишится почти одной четвертой территории, и отход от Сирии нефтеносных районов, на которых проживают курды.
Ни Турция, ни Сирия на это не пойдут. Не пойдет на это и Иран, так как иранские курды тоже взрывоопасный фактор. Во время переговоров Путина и Эрдогана этот вопрос, так или иначе, повлечет договоренности между ними. Даже если Асад уйдет, Турция не получит разрешения курдского вопроса в свою пользу, учитывая позицию США.
По всем признакам Эрдогану теперь выгодно, чтобы Башар Асад оставался на своем посту, а изменение позиции Турции по судьбе президента Сирии и последующий союз позволит этим двум государствам решить курдский вопрос в свою пользу, в противовес США. Эрдогану предстоит выбирать между идеей «неоосманизма», которая практически провалилась, и реальной курдской проблемой, решение которой осложнилось из-за ослабления армии после неудачной попытки госпереворота и чисток в рядах армии.
Но возможен и другой вариант. США признают Рабочую партию Курдистана (РПК) террористической организацией, так как в конце августа в Турцию едет госсекретарь США Джон Керри, тем самым предоставив Эрдогану карт-бланш по решению судьбы турецких курдов. И ситуация получит совершенно иное развитие.
Источник: http://www.grozny-inform.ru