Над нашими ближайшими союзниками вновь сгущаются тучи. Обессиленный режим Башара Асада уже несколько лет с переменным успехом отбивает атаки боевиков ИГ. Оставив на полях сражения половину регулярной армии, Дамаск сосредоточился на охране ключевых позиций в надежде на моральное разложение в стане своих оппонентов, как из числа сторонников шариата, так и среди формирований либеральной оппозиции, активно поддерживаемой Западом.
Самые худшие новости для сирийского президента продолжают сыпаться, как из рога изобилия.
Первым поставщиком стал Вашингтон. Администрация Барака Обамы не скрывает своих намерений убрать поднадоевшего авторитарного лидера, который упорно не желает разделять судьбу Муаммара Каддафи. Американские СМИ, ссылаясь на источники, приближенные к главе государства, сообщают о пересмотре в Белом доме позиции по сирийскому конфликту. Там не исключают нанесения авиаударов по правительственным войскам Сирии, если они будут угрожать позициям боевиков сирийской оппозиции. Для большей ясности отмечу, что речь идет о так называемой Свободной армии Сирии (САС), которую американцы создали, обучили и вооружили для борьбы с режимом Башара Асада – как сообщалось, через специальные центры подготовки ежегодно проходят более 5 тыс. боевиков.
Также существуют неопровержимые доказательства, что из таких же благих побуждений Вашингтон поддерживал и другие оппозиционные группировки, из которых непостижимым образом возникло «Исламское государство». В общем, тот самый классический вариант, когда хотели как лучше, а получилось как всегда.
Другой отвратительной новостью для Ирана и Сирии стала позиция российского руководства. Глава МИД Сергей Лавров исключил военное вмешательство в сложный конфликтный клубок, в котором участвуют президент Башар Асад, курдские левые радикалы, либеральные оппозиционеры, а также исламские фундаменталисты. И сколько бы ни говорили первые лица государства о всесторонней, в том числе технической поддержке Дамаска, но реальной помощи находящемуся в предкатастрофичном состоянии режиму нет.
Да и главный союзник сирийцев - Иран, придерживающийся аналогичных религиозных взглядов, находится не в той ситуации, чтобы переломить ситуацию в регионе. «Шестерка», ведущая переговоры по персидской ядерной программе продлила на 5 лет эмбарго на поставки оружия. Это значит, что Асад не получит новейшее оружие ни прямо, ни опосредованно, через Тегеран, как минимум в обозримой перспективе, на которую у действующего президента силенок может попросту не хватить. Да и особого энтузиазма в порче едва устаканившихся отношений с Западом из-за соседей у Аятоллы не возникнет.
Что до ИГ, то далеко не безоблачная ситуация и в этом террористическом образовании, которое, по некоторым предположениям, спонсирует Катар в пику Саудовской Аравии, пытаясь наравне с более могущественной королевской династией бороться за региональное доминирование. Несмотря на ряд военных успехов, наличие финансирования и собственной валюты, определенное «загнивание» суннитского сопротивления шиитской экспансии имеет место быть.
Зарубежные СМИ сообщают о бегстве одного из финансовых руководителей группировки - Абу Фатимы Ат-Тунисия, похитившего у организации 6 миллионов долларов с сопроводительной запиской: «Какое государство, какой халифат, о дети безродных дураков». Думаю, обилие таких проявлений дискредитирует все движение объединения Ближнего Востока под знаменами шариата и оставляет пусть небольшие, но все-таки шансы оппонентам неуступчивой группировки.
***
Будущее Сирии туманно. И не понятно, сможет ли уцелеть Асад и его сторонники. Ведь невозможно в одиночку противостоять ближневосточным монархиям и всему Западу одновременно, для которого, похоже, бомбометание становится универсальным инструментом политики США. Особенно, когда других аргументов не существует, а править миром или его регионами ну уж очень хочется.
Сергей Черкасов,http://politikus.ru