В истории Второй мировой войны, а в частности войны на море, есть события и имена людей, которые были одновременно окружены как ореолом высокого военного профессионализма, так и таинственности. Одним из таких ярких событий является проникновение немецкой подводной лодки U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина в самое сердце Королевского военно-морского флота Великобритании, ее святая святых – стоянку Скапа-Флоу (Scapa Flow), расположенную на севере Шотландии, на Оркнейских островах. Легко обойдя боновые заграждения, минные поля и блокшивы, подводная лодка U-47 совершила торпедную атаку на корабли, находившиеся в то время на стоянке, и так же легко вернулась к себе на базу.
Вторым элементом данного события стало его тесное переплетение с таинственной личностью, которая мифами и легендами накрепко привязана к атаке в гавани Скапа-Флоу – офицером немецкой военной разведки, что и навел немецкую субмарину на британские корабли. Имен у этого таинственного незнакомца очень много – это и Альфред Ортель, и Альфред Вехринг, и Альберт Эртель...Начнем по порядку.Идея проникновения немецких подводных лодок в гавань Скапа-Флоу витала в воздухе еще в Первую мировую войну, а находившийся там британский Королевский флот был весьма и весьма заманчивой целью для кайзеровских субмарин.Британское адмиралтейство избрало эту удобную во всех отношениях природную гавань на Оркнейских островах для своей якорной стоянки, и ранее все попытки немецких подводников проникнуть в нее для нападения на английские корабли заканчивались неудачей.Когда началась Вторая мировая война, немецкие моряки вновь вернулись к своей давней идее атаковать британский флот в его главной базе – Скапа-Флоу. Командующий подводными силами Германии Карл Дениц все же считал, что такая операция имеет шансы на успех.Для сбора предварительной информации к Оркнейским островам на разведку была послана подводная лодка U-14 под командованием обер-лейтенанта Виктора Эрна, которая добыла ценные данные о морских течениях, маяках и системе обороны главной британской базы, а разведывательные самолеты люфтваффе обеспечили немецкий штаб подводных сил хорошими аэрофотоснимками всех препятствий в каждом из проходов в гавань. Внимательно изучив их, Дениц пришел к выводу, что система обороны главной стоянки британского Королевского флота имеет серьезные изъяны. Если основные входы в гавань защищались противолодочными заграждениями и охранялись сторожевыми кораблями, то небольшим проливам, которых было множество, британское адмиралтейство не уделило должного внимания, рассчитывая на то, что вражеская субмарина сквозь них пройти не сможет. Это и было ошибкой.
Как пишет адмирал Карл Дениц в своих мемуарах «Десять лет и двадцать дней», изданных после войны, операция по проникновению в главную стоянку Королевского флота в глубокой тайне и с немецкой тщательностью готовилась в штабе немецких подводных сил, в детали разработки которой был посвящен только весьма ограниченный круг военно-морских специалистов.Основными трудностями при скрытом проникновении подводной лодки в гавань Скапа-Флоу, кроме мин, бонов и блокшивов, были необычные течения, имеющие скорость около 10 миль в час. А при этом максимальная скорость субмарины составляет не более 7 миль в час, и она просто не в состоянии противостоять такому мощному течению.Тщательно проанализировав все эти трудности, Деницу операция против Скапа-Флоу казалась чистейшей воды авантюрой, но, поразмыслив, он все же решил, что стоит попытаться, и выбор его пал на капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, командира подводной лодки U-47, который, на его взгляд, обладал всеми личностными и профессиональными качествами, необходимыми для выполнения такого задания.
Адмирал передал кандидату на операцию все собранные им материалы и предоставил ему самому возможность решить за 48 часов, возьмется он за такую задачу или нет. После раздумья капитан-лейтенант Прин предложение принял и на следующий день доложил Деницу о готовности выполнить это задание. Атаку назначили на ночь с 13 на 14 октября – этому выбору способствовали тихая погода и новолуние. А целью операции была торпедная атака на корабли, которые, по информации немецкого морского штаба, находились в гавани, поэтому было решено, что субмарина на борту будет иметь только торпеды и ни одной мины. Утром 8 октября 1939 года, соблюдая секретность, U-47 вышла из Киля и, осторожно передвигаясь, двинулась к Оркнейским островам. И утром 13 октября подошла ко входу к бухте Скапа-Флоу, где капитан-лейтенант Прин и сообщил экипажу его главную задачу. Идя на такое ответственное задание, Гюнтер Прин сознательно избегал любых контактов с судами, даже если они и представляли собой заманчивые цели для атаки.Прибыв ко входу в бухту, Гюнтер Прин решил дождаться темноты, и с наступлением сумерек, преодолевая встречное течение и избегая столкновения с ограждениями, лодка незамеченной прокралась в Скапа-Флоу. Войдя в бухту, Прин испытал величайшее разочарование – вопреки информации, собранной авиаразведкой, якорная стоянка была пуста! Все главные силы британского флота находились в море. И только лишь спустя полчаса ему удалось заметить два корабля: линкор «Королевский дуб» (Royal Oak) и старый авианосец «Пегасус» (Pegasus), и с расстояния четырех тысяч ярдов он выпустил четыре торпеды. Но один аппарат не сработал, а из трех выпущенных торпед только одна взорвалась у линкора.
Перезарядив торпедные аппараты, Прин провел вторую атаку, выпустив по «Королевскому дубу» еще четыре торпеды, две из которых взорвались, сдетонировав артиллерийские погреба. В воздухе прозвучал оглушительный взрыв, разорвавший линкор водоизмещением 31 200 тонн на две части. В воздух полетели обломки, атакованный линкор опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся жизни командующего Второй дивизией линкоров контр-адмирала Генри Блэнгроува и 832 моряков (из 1 234 человек) – членов его команды.Несмотря на поднявшийся после торпедной атаки в Скапа-Флоу переполох, Прину удалось так же незаметно выскользнуть из гавани, пройдя обратно тем же путем, и взять курс на Вильгельмсхафен, куда субмарина в сопровождении двух эсминцев и прибыла спустя трое суток. В Вильгельмсхафене ее уже встречала ликующая толпа, военный оркестр и гросс-адмирал Редер, который поднялся на борт лодки и лично пожал руку всем морякам, вручив каждому Железный крест II класса.После этого Прин и его экипаж на личных самолетах Гитлера улетели в Берлин, где их всех встретили как триумфаторов – все улицы по пути от аэродрома до отеля «Кайзерхоф» были забиты ликующей толпой, оравшей «мы хотим Прина», и он лично доложил фюреру о ходе операции. Гитлер принял их в своей рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом, а вечером в Винтергантер театре моряков принимал Геббельс. Своими смелыми действиями капитан Прин заслужил высокую оценку даже у противника. Так, Уинстон Черчилль дал этому событию следующую характеристику:
«Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное мнение».
А вот что говорит историк адмиралтейства Стефан Роскилл в своей книге «Война на море» об этой атаке:
«Теперь известно, что это действие было тщательно спланировано адмиралом Деницем, который был правильно информирован об относительно слабом состоянии защиты восточных проходов. Необходимо отдать должное и капитан-лейтенанту Прину за хладнокровие и целеустремленность, с которыми он реализовал план Деница».
После такой удачно проведенной операции действия капитана Прина не могли не привлечь к себе внимания мировой прессы, породившей немало мифов о его проникновении на стоянку в Скапа-Флоу. Одним из таких мифов, гуляющих до сих пор, стала притча о немецком шпионе, внедрившемся еще задолго до начала войны на Оркнейские острова, который, вероятно, и навел немецкую субмарину на якорную стоянку линкора «Королевский дуб».Впервые эта история была опубликована весной 1942 года в американском журнале The Saturday Evening Post известным журналистом Куртом Риссом. Согласно Риссу, шпионом Скапа-Флоу был капитан Альфред Веринг (Alfred Wehring), бывший офицер германского кайзеровского флота.После окончания Первой мировой войны по условиям перемирия все немецкие корабли были сосредоточены на рейде Скапа-Флоу, где были затоплены своими экипажами. А одним из немецких офицеров, тогда еще молодым, там был Альфред Веринг, который после затопления кораблей оказался на грани нищеты, без гроша в кармане. Он был военным моряком, единственным увлечением которого были часы...Уже после окончания войны в немецкой газете Dег Kurier была опубликована статья под названием «Человек, потопивший «Ройал Оук» (Der Mann, der die Royal Oak versenkte), где утверждалось, что героем этой операции был вовсе не капитан-лейтенант Прин, а военно-морской офицер, герой Ютландского сражения, Альфред Вехринг (он же Альфред Ортель и он же и Альберт Эртель), который под видом часовщика осел на Оркнеях и внимательно наблюдал на всеми передвижениями британского флота.Согласно этой легенде, Альфред Вехринг (в дальнейшем будем называть его этим именем) сначала обучился часовому делу в Швейцарии, а в 1927 году прибыл в Великобританию под другим именем как гражданин нейтральной Швейцарии. Под этим новым именем ему удалось открыть часовую мастерскую и ювелирный магазин в городе Керкуолл – административном центре на Оркнейских островах. Как отличный часовой мастер, скромный и тихий человек, Вехринг сумел завоевать уважение местных жителей, не подозревавших даже, что в действительности они ремонтируют свои часы у героя Ютландской битвы и немецкого шпиона. Ну и, конечно же, немалую часть его клиентуры составляли военные моряки, из которых он извлекал полезную информацию в ходе обыкновенных бытовых разговоров.Создавая вид любящего и добропорядочного сына, Вехринг ежемесячно посылал письмо к себе на «родину» в Швейцарию своему старику-отцу, проживавшему в Цюрихе. В действительности же письма этого «любящего и добропорядочного сына» очень внимательно изучали в штабе военно-морской разведки Германии. В этих письмах «к престарелому отцу» Альфред Вехринг детально описывал состояние британского флота и всей береговой обороны гавани. Одновременно с этим «швейцарец» собирал данные о базе флота в Скапа-Флоу, и перед самым началом войны он узнал об имеющейся «дырке» в ее обороне – наличии прохода в ее восточной части. Вехрингу удалось отправить сообщение с помощью радиопередатчика, которое принял военно-морской атташе в Гааге, и в результате к Оркнейским островам была направлена субмарина под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. А вот, что об этом пишет в своих мемуарах бывший шеф разведки Вальтер Шелленберг:
Крот в Скапа-Флоу?
«И вот в начале октября 1939 года он сообщил, что восточный проход в Скапа-Флоу через Киркезунд не перекрыт противолодочной сеткой, а все заграждения состояли из нескольких затопленных барж. Получив эту информацию, адмирал Дениц приказал капитану Прину атаковать любой военный корабль в Скапа-Флоу. Для получасовой торпедной атаки потребовалось 12 лет тщательной подготовки».
И вот – на заранее оговоренные световые сигналы к берегу подошла надувная лодка, спущенная с U-47, в которую с рулоном карт под мышкой и сел «скромный и тихий часовщик». Немецкий шпион виртуозно провел лодку через все известные ему препятствия и вывел ее в гавань Скапа-Флоу, где и находился весь британский флот. Как уже писалось выше, почти весь британский флот вышел из бухты, и на стоянке находились два корабля – линкор «Королевский дуб» и сильно устаревший авианосец «Пегасус».Целью торпедной атаки был выбран ненавистный Вехрингу еще со времен Ютландского сражения линкор «Королевский дуб» и авианосец «Пегасус», стоявший последним в линии кораблей. Субмарина совершила две торпедные атаки, после этого она покинула Скапа-Флоу, увозя немецкого разведчика в Германию. А на следующее утро часовой магазин Вехринга не открылся, его дом был найден опустевшим, а брошенную им машину обнаружили на дороге...Прибыв на родину в Германию, Альфред Вехринг встретился с адмиралом Канарисом и, доложив ему о выполнении задания, исчез. А куда именно он исчез, никому неизвестно...
Последствия
1. Сразу же после этих событий британское адмиралтейство строго приказало всему своему военно-морскому персоналу Скапа-Флоу всячески избегать прессы и не отвечать ни на какие на вопросы.2. Одним из итогов этой атаки стало неверие британского адмиралтейства в безопасность своей главной военно-морской базы.3. Торпедная атака Прина стала настоящей рекламой для немецких подводников, а успех операции сделал их героями в глазах всей Германии.4. Германские подводные силы получили зеленый свет на свое дальнейшее развитие, о котором их командующий Дениц ранее мог только мечтать.5. Был снят со своего поста комендант островов адмирал Уилфред Френч.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!