Бурный XX век был просто переполнен попытками покорить природу. В Советском Союзе в 50–60-х годах планировали перекрыть Берингов пролив
Время перемен
, желая смягчить климат в Арктике. По мнению современников, плотина, перекачивающая холодные воды в Тихий океан, в конце концов отправила бы Японию и советское Приморье в новый ледниковый период. При этом ситуация с морозами в Якутии сильно бы не изменилась. Были и более здравые идеи. Например, прорыть тоннель к Сахалину
, обеспечив тем самым бесперебойный трафик грузов и пассажиров на остров и обратно. Идею, принадлежавшая Сталину, уже начали воплощать, но в 1953 году забросили в связи со смертью вождя народов. Но не стоит думать, что идеи мегапроектов, способные перекроить не только ландшафт, но изменить климат на континенте, были присущи только советскому строю. В 1928 году немецкий архитектор и расист по совместительству Герман Зёргель предложил уникальный проект частичного осушения Средиземного моря. Технически это выглядело очень изящно – двумя дамбами с гидроэлектростанциями перегораживаются Гибралтарский пролив и Дарданеллы. В дополнение к этому Суэцкий канал планировалось расширить и поставить систему шлюзов, дабы обеспечить отток воды в Красное море. Чтобы лишить Средиземноморье притока пресной воды, Зёргель предлагал запрудить гидроэлектростанциями все впадающие в море реки. Свободной от ГЭС планировали оставить, судя по картам, только дельту Нила. На Африку у немца вообще были особые планы. По идее, на континенте должны были появиться два рукотворных моря – в районе озера Чад и реки Конго. В одном из многочисленных проектов Зёргеля присутствовала также дамба с ГЭС между Сицилией и Тунисом, связывающая Европу и Африку в единый континент Атлантропа. Если строго дозировать приток воды в Средиземное море через гидроэлектростанции, считал немецкий архитектор, уровень воды всего за несколько лет упадет на 100–200 метров только от естественного испарения. Фактически по линии Тунис – Сицилия – Италия образуется сухопутный переход, разделяющий море на две части. А две мегаплотины в Гибралтаре и Дарданеллах просто завалили бы Европу дешевой электроэнергией. Отступившая на десятки километров вода от европейских берегов обнажит земли, по площади превышающие Францию. По подсчетам архитектора, не менее 660 тыс. кв. километров морского дна оказались бы пригодными для жизни и сельскохозяйственного освоения. Зёргель для пропаганды своего видения нового европейского мира в 1929 году даже книжицу издал «Понижение Средиземного моря, орошение Сахары: проект Панропа». Грандиозный план быстро нашел своих почитателей, и вокруг архитектора быстро собралась команда единомышленников. Создали профильный институт Атлантропы, счастливо просуществовавший до 1960 года.
Красивая и многообещающая история Зёргеля сулила Европе одни только блага. Во-первых, мегастроительство потребует сотни тысяч рабочих рук, а это решит проблему безработицы на континенте. Во-вторых, каскады ГЭС на проливах и в Африке должны были генерировать несколько сотен ГВт электроэнергии, что подтолкнет европейскую промышленность в светлое технологическое будущее. Шутки шутками, но сейчас в Европе не переживали бы так по поводу полупустых газовых хранилищ – обогревать жилища можно было бы от дармовой электроэнергии. В-третьих, новые территории, освободившиеся от морской воды, обеспечили бы «жизненное пространство» в такой тесной Европе. В частности, многие сочувствующие архитектору планировали переселить на новые земли местных евреев, либо вообще выгнать по образовавшемуся сухопутному перешейку в Африку. И наконец, в-четвертых, Зёргель вполне осознанно пытался перенаправить пыл зарождавшегося нацизма на африканский континент. В некоторых трудах он откровенно заигрывал с нацистскими амбициями немецкой элиты.
В самой Африке за несколько десятилетий должен был сформироваться настоящий европейский рай. Два гигантских моря серьезно смягчат климат континента, покончат с засухами и голодом, а также обеспечат оперативный транзит грузов. Стоит понимать, что в стремлении превратить Африку в цветущий сад Зёргель к 30-м годам прошлого столетия был далеко не первопроходцем. Некий французский ученый Эшегуайен еще в 1912 году предложил прорыть из Средиземного моря канал для наполнения водой пустыни Сахары. Самая засушливая часть Африки располагается ниже уровня моря, поэтому сделать это теоретически несложно, считал француз. Тем более что прилежащие к пустыне породы рыхлые и легко подаются разработке. В общей сложности в Сахару должно было прийти не менее 35 биллионов тонн морской воды, что кардинально изменило бы климат севера континента. Кстати, вполне неплохая идея нынешним борцам с глобальным потеплением и последующим повышением уровня моря. Почему не воспользоваться проектом профессора Эшегуайена и не прорыть канал в Сахару, чтобы хотя бы чуть снизить напор мирового океана на острова? Вот и Зёргель, видимо, под впечатлением от французских каналов, которые требовалось «прорыть, не откладывая в долгий ящик», решил изменить климат Африки. Только вот о населении не подумал.
Последствия
Для жителей Африки реализация немецких архитектурных мегапроектов грозила если не геноцидом, то масштабным бедствием. Несколько миллионов человек либо изгнали бы с мест проживания, либо просто затопили водами запруженных рек. Зёргель, как истинный расист своего времени, видел в этом лишь положительные моменты освобождения жизненного пространства для белой расы господ. По всем признакам идея Атлантропы должна была понравиться Гитлеру, но он уже был нацелен на восток, и завоевание Африки таким титанически сложным способом его совсем не заинтересовала.
Против был и Муссолини, справедливо опасающийся за итальянское побережье. Вся портовая инфраструктура и курортные центры за несколько лет оказались бы в глубине страны. Страшно подумать, во что превратилась бы итальянская жемчужина Венеция. Несмотря на поддержку ряда европейских лидеров, Зёргелю так и не удалось сдвинуть свой проект с мертвой точки. Впрочем, до самой своей смерти в декабре 1952 года Герман Зёргель не оставлял надежды на практическое воплощение концепции Атлантропы. В истории с неосуществленным слиянием Европы и Африки в один континент нельзя пройти мимо идеи Иосифа Сталина по осушению Каспийского моря. Только никакого отношения к перекройке мировой карты планы вождя народов не имели. Но обо всем по порядку. В 1952 году Сталин поручил главе Гидропроекта Сергею Жуку разработать план по отводу воды из Каспия. Основная цель – упростить и ускорить добычу нефти из глубин, покрытых морской водой. Страна после Великой Отечественной войны интенсивно восстанавливалась, шла холодная война, и удешевление нефтедобычи было стратегически важно. Сталин дал главе Гидропроекта всего две недели на разработку детального плана отведения Волги от Каспия в казахстанские степи и запруживания реки Куры в Азербайджане. В общей сложности, чтобы обнажить дно моря, требовалось отвести русла еще сотни рек, которые ежегодно вносили не менее 290 кубокилометров пресной воды. Естественно, это в любом случае вызвало бы затопления гигантских территорий СССР, многие из которых были густо заселены и задействованы в сельском хозяйстве. По расчетам Гидропроекта, только отведение Волги потребовало бы около 10 млрд рублей и 4–5 лет работы. При этом даже полная изоляция Каспия от пресных вод не гарантировала его осушения – огромная территория моря неизбежно собирала бы природные осадки. Для окончательного превращения моря в сухую долину планировали просто выкачать воду в течение 16–17 лет. В общем, длительность проекта и его чрезвычайная стоимость вовремя остановила Сталина от практического воплощения. Решено было добывать нефть с морских платформ, тем более что с 1949 года в СССР подобные технологии уже существовали.О том, какие последствия могли ждать жителей Европы и прикаспийского региона, в случае воплощения описанных сумасшедших проектов, можно спросить у свидетелей трагедии Аральского моря – самого масштабного экологического бедствия XX века.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас