Сунь Цзы, "Искусство войны"
Начало военного конфликта определяет вопрос: есть ли поблизости авиабаза?
Если ответ "да", смело начинают войну. Если ответ другой, следуют подкуп и шантаж, проявление политической воли и блестящие инженерные решения. Ставки велики. Отсутствие поддержки с воздуха грозит потерей инициативы, резким увеличением потерь и недопустимым затягиванием конфликта. Ни одна из развитых держав не рискнет ввязываться в войну при отсутствии в регионе хорошего аэродрома. Суровая аксиома войны!
Итак, авиабазы поблизости нет. Как быть? Ответ: брать штурмом столичный аэропорт в той стране, где собрались воевать.
Классика жанра!
Начинаться может по-разному. В виде опоздавшей на свой рейс группы спортсменов с большими сумками (Прага-68). Или лобовой атакой "псковских головорезов", внезапно возникших из чрева приземлившегося Ил-76 (Баграм-79). Или рейдом наземной моторизованной колонны с задачей захвата и удержания важного объекта (бросок на Приштину-99).
Главная задача штурмовой группы — не допустить блокирования взлетно-посадочной полосы. Дальше идет по накатанному сценарию. Спецназ избивает опешивший персонал аэропорта, а в небе уже раскачиваются посадочные фары транспортных "Илов" с подмогой. Все рассчитано до минуты. Вторжение началось!
События "Пражской весны".
Гениальный прием со столичным аэропортом позволяет в один миг парализовать противника, выбив инициативу из его рук и поставив того в смешное и удручающее положение. Прямо в сердце страны открывается "портал", через который хлещет лавина солдат и боевой техники. А скоро там появится и боевая авиация...
Ветер в окна задул, пыль подняв на беду. Это вам не Кабул, не восток и не юг. Здесь, в Шинданде — жара, хоть и север страны. И порой до утра слышен голос войны... Три километра первоклассной бетонки на высоте 1158 над уровнем моря. Наряду с Баграмом и Кандагаром Шинданд был ключевым опорным пунктом ОКСВА и крупнейшей авиабазой в западной части Афганистана. Туда на протяжении девяти лет нескончаемым потоком прибывали транспортные "Илы". Оттуда вылетали на задание "Грачи", там же базировались истребители-бомбардировщики и "вертушки".
В декабре 1979 года, когда первые подразделения СА только начинали переправу через Амударью, в 200 км по другую сторону границы уже вовсю гремел бой. Подразделения ВДВ, не встречая организованного сопротивления со стороны афганцев, полностью блокировали аэродромы Баграм, Кабул, Шинданд и Джелалабад. Спустя три месяца с помощью вертолетного десанта был взят аэродром Кандагар на юге страны.
Система охраны авиабаз, расположенных посреди враждебных территорий, прямо в логове противника, заслуживает отдельной статьи. В окрестностях Шинданда было рассеяно с вертолетов свыше миллиона противопехотных мин. КПП, огневые точки, наземные и воздушные патрули, технические средства контроля периметра, что регистрировали изменения ёмкости электрического контура относительно Земли и приводили в действие взрывные устройства ("глаза шайтана"). Казалось, что прорваться извне на охраняемую территорию было нереально, однако стоянки регулярно подвергались минометным обстрелам. В другой раз душманы, подкупив охрану, проникали в афганский сектор авиабаз, где стояли самолеты ВВС ДРА. Тем не менее советским солдатам удалось предотвратить все крупные инциденты без тяжелых последствий. Все атаки были отбиты, работа авиабаз нарушена не была.
Несложно догадаться, как происходило вторжение в Афганистан в 2001 году и кто сейчас хозяйничает в Шинданде и Кандагаре.
Венгрия-56, Чехословакия-68, Афганистан-79, Сомали-93 (аэродром Могадишо, откуда летали "падающие "Черные ястребы"), Югославия-99 ("бросок на Приштину", целью которого был аэродром Слатина)...
Во всех перечисленных случаях применялся сценарий с захватом столичного аэропорта (или просто крупного аэропорта или авиабазы на вражеской территории). Всем скептикам подобной тактики можно ответить в духе Сунь Цзы: нужно уметь выбирать время, место и противника. То, что не годится для глобальной ядерной войны, отлично работает в условиях локальных конфликтов.
В истории известен случай с попыткой высадки на вражеском аэродроме даже в условиях идущей войны, когда был велик риск попасть под удар ПВО и истребителей противника. В ходе Фолклендской войны англичан очень беспокоила аргентинская авиабаза на Огненной Земле. Было решено пригнать через океан пару "троянских коней" (транспортных "Геркулесов" с опознавательными знаками ВВС Аргентины) и спокойно приземлиться на аргентинском аэродроме. Выбравшийся спецназ SAS должен был разнести всю базу в клочья. Впрочем, операцию "Микадо" пришлось отменить в связи со скорым окончанием войны.
Сунь Цзы, "Искусство войны".
Натовская воздушная операция против Югославии проводилась в идеальных условиях. СРЮ попала под удары сотен самолетов, поднимавшихся с авиабаз в Италии, Германии, Франции, Венгрии, Испании, Великобритании, Македонии. Найти подготовленный аэродром в Европе не представляет труда. В ходе операции "Рассвет Одиссеи" (2011 г.) ближайшие авиабазы располагалась всего в 300 км от побережья Ливии ("Сигонелла" на о. Сицилия, "Сауда Бей" на о. Крит).
Но так получается далеко не всегда.
Когда подходящей авиабазы нет, а она очень нужна, в ход идет все, вплоть до сооружения за пару дней эрзац-аэродрома с металлической ВПП и простейшей инфраструктурой. Но прежде чем расчехлять лопаты, военные прибегают к более простым и очевидным приемам. Например, к размещению авиатехники в гражданских аэропортах на территории близлежащих союзных стран. Договориться можно со всеми.
В ходе подготовки к "Буре в пустыне" ВВС коалиции заполнили своими самолетами все аэродромы на Ближнем востоке. Боевая и вспомогательная авиатехника стояла даже в международных аэропортах в Каире и Дубае.
Восточная Европа и Средняя Азия — вполне цивилизованные места, где при желании можно найти подходящий военный или гражданский аэродром. Но случается, что политические амбиции приводят в такие страны, где местное население самолетов сроду не видело, предпочитая передвигаться босиком или на горбу верблюда.
В этом случае на помощь приходит стройбат.
В 60-е годы прошлого века в связи с расширением советского присутствия на африканском континенте СССР принял решение оказать братскую помощь нищему народу Сомали, построив на территории этой страны первоклассный аэродром для базирования стратегических бомбардировщиков и самолетов морской авиации.
Всего за несколько лет в окрестностях Берберы был сооружен фантастический объект — взлетно-посадочная полоса 05/23 длиной 4140 метров. Самая длинная ВПП во всей Африке! После ухода СССР из Сомали, американцы внесли полосу в список резервных мест для посадки своих "Спейс Шаттлов".
Другая "стройка" окончилась грандиозным скандалом с кровопролитием. В 1982 году на о. Гренада началось строительство современного аэродрома, что не на шутку взбесило Вашингтон. По мнению американских аналитиков, аэропорт Пойнт-Салинас был очередным военным проектом СССР по размещению стратегической авиации в Карибском бассейне. Это и стало формальным поводом для вторжения на Гренаду. Любопытно, что основные бои между морской пехотой США и кубинскими строителями происходили как раз на территории аэропорта.
Во всех вышеописанных ситуациях под ногами военных строителей была твердая земля. Но однажды пришлось воевать на краю света. Там, где не было ничего, кроме тумана и тяжелых всплесков волн. Речь идет о самом необычном конфликте конца XX века — войне за Фолклендские острова. Британский флот оказался один на один с авиацией противника. Два легких авианосца с СВВП не смогли обеспечить надежное прикрытие с воздуха: треть эскадры оказались разбомблена, а сами британцы находились на волоске от катастрофы. От полного разгрома их спасла лишь общая слабость и неподготовленности противника.
В связи с отчаянным положением британским военным не осталось ничего другого, как срочно искать авиабазу в Южной Атлантике. И они её нашли! Помимо острова Вознесения, где базировалась стратегическая бомбардировочная и морская авиация, дипломатам удалось договориться о размещении эскадрильи разведывательных "Канберр" на чилийской авиабазе Аква Фреска (синьор Пиночет был всегда рад доставить неприятность своему аргентинскому соседу Леопольду Гальтиери). Чилийцы не возражали и против боевых "Фантомов", однако в правительстве Тэтчер решили отказаться от эскалации конфликта.
Но самое удивительное! Едва высадившись на Фолкленды, англичане принялись сооружать... аэродром! Передовая авиабаза Harrier FOB в заливе Сан-Карлос, на чьё строительство ушла одна неделя, представляла собой 400 метров металлической взлетно-посадочной полосы из планок PSP с простенькой инфраструктурой. Топливохранилище организовали прямо на берегу, закопав на пляже резиновые ёмкости с топливом. Установили системы ПВО. Изначально планы были ёще амбициознее: полоса длиной 1000+ метров. Увы, одно из судов, перевозивших материалы и технику для строительства аэродрома было потоплено на подходе к островам.