Главная » 2023 » Октябрь » 9
04:29

Авиационный ракетный комплекс Rapid Dragon

Авиационный ракетный комплекс Rapid Dragon

Несколько лет назад в США началась разработка перспективного ракетного комплекса Rapid Dragon. Главная идея этого проекта заключается в размещении тех или иных ракет «воздух-поверхность» и вспомогательных средств на нехарактерных носителях в виде военно-транспортных самолетов. Часть проектных работ уже завершена, и проводятся летные испытания. При этом Пентагон планирует продолжать проект с целью получения новых возможностей.

Старая новая концепция

Идея размещения ракет «воздух-поверхность» на военно-транспортном самолете не является новой. Первые проекты такого рода прорабатывались в США еще в шестидесятых годах XX в. и охватывали разные классы оружия, вплоть до межконтинентальных баллистических ракет. Тогда эта концепция не получила развития по ряду причин. Однако недавно к ней вернулись и начали прорабатывать на современном техническом уровне.В 2019 г. Исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) запустила проект с рабочим названием Rapid Dragon («Быстрый дракон»; имеется в виду средневековое китайское многозарядное осадное орудие «Цзи Лун Че»). На правах субподрядчиков к работам привлекли компании Lockheed Martin, Safran Electronics и т.д.Целью проекта являлось создание комплекса средств, позволяющего использовать существующие военно-транспортные самолеты в качестве носителей ракетного вооружения. Для этого планировалось разработать сбрасываемый транспортный контейнер под существующую ракету или ракеты, новые системы управления и другие устройства.Для отработки основных идей и решений на первом этапе проекта планировалось использовать военно-транспортные самолеты распространенных моделей и крылатую ракету AGM-158 JASSM. При получении положительных результатов, предполагалось разработать контейнеры под другое оружие и расширить круг их носителей. Именно такой путь развития позволял в будущем реализовать весь потенциал Rapid Dragon.

Загрузка боекомплекта в самолет

Использование готовых компонентов значительно ускорило разработку проекта. На проектирование и подготовку к испытаниям ушло менее двух лет. В сентябре 2021 г. AFRL показал первый демонстрационный видеоролик, и буквально на следующий день сообщила о начале летных испытаний опытного комплекса. В дальнейшем новости о проведении тех или иных тестов появлялись регулярно. Кроме того, раскрывались некоторые планы на будущее.Первые летные испытания комплекса Rapid Dragon прошли не позднее сентября 2021 г. В качестве носителей системы в них использовались военно-транспортные самолеты C-17A и EC-130J. Также в мероприятии применялись контейнеры новой разработки и, вероятно, макеты ракет AGM-158. По итогам испытаний опубликовали видео, демонстрирующее сброс ТПК с самолета, его спуск на парашюте и последующее отделение ракеты.Следующие испытания состоялись в начале ноября того же года. На этот раз носителем «Быстрого дракона» стал специальный транспортник MC-130J, а боевой нагрузкой были ракеты AGM-158B JASSM-ER. Как и ранее, комплекс отработал штатным образом и обеспечил доставку ракет к намеченному рубежу пуска.16 декабря того же года над Мексиканским заливом состоялись первые полноценные испытания ракетного комплекса с поражением учебной цели. Самолет MC-130J сбросил контейнер с ракетой неназванного типа, последняя отделилась от него и совершила полет к указанной надводной мишени. Все подробности этого теста не сообщались, но ракета успешно поразила цель.В течение следующих месяцев AFRL и смежники проводили анализ данных и, вероятно, дорабатывали проект. Новый тест состоялся только в ноябре 2022 г. На этот раз пуск ракеты JASSM-ER провели в воздушном пространстве у берегов Норвегии, причем в рамках международных учений НАТО. Мероприятие назвали успешным.

В ходе испытаний

Принцип действия "Быстрого дракона"

О следующих летных испытаниях комплекса Rapid Dragon пока не сообщалось. Возможно, проект в очередной раз дорабатывается и готовится к следующему этапу проверок. Также следует учесть, что пока речь шла об отработке концепции и основных способов ее реализации. Если идея транспортника-ракетоносца в полной мере себя оправдала, то на основе опытного «Быстрого дракона» уже могут разрабатывать полноценный комплекс для будущего внедрения в ВВС.Превращение военно-транспортного самолета в ракетоносец по проекту Rapid Dragon не отличается сложностью. По сути, речь идет об использовании штатных функций транспортника, но с применением новых специфических компонентов. При этом у самолета появляются принципиально новые возможности, а комплекс в целом получает характерные преимущества.Проект «Быстрый дракон» предусматривает перевозку крылатых ракет или иного вооружения в грузовой кабине самолета, для чего используются специальные многоместные контейнеры. Контейнер состоит из нескольких удерживающих устройств рамного типа для ракеты. В зависимости от носителя, он может вмещать 4, 6 или 9 ракет. Также контейнер оснащается парашютной системой.В состав ракетного комплекса также входит аппаратура управления. Она обеспечивает прием целеуказания и команд с наземной станции управления и передачу данных в электронику ракет. Как именно реализованы эти принципы, и какая аппаратура используется, пока не уточняется. При этом сообщается о возможности ввода данных в ракеты в любой момент до сброса.Принцип работы комплекса достаточно прост. Контейнер с оружием загружается в самолет штатным образом. В заданном районе при помощи вытяжного парашюта он выбрасывается из кабины через кормовую рампу. Далее контейнер раскрывает основной парашют, переходит в вертикальное положение и начинает плавный спуск. На заданной высоте удерживающие рамы раскрываются и позволяют ракете выпасть. Падая носом вниз, изделие набирает скорость, раскрывает крыло и рули, включает двигатель и переходит в горизонтальный полет. Далее ракета работает по стандартной программе.

Ракета в контейнере

Контейнер и ракета сразу после сброса

Одним из преимуществ комплекса Rapid Dragon считается гибкость его применения. В его состав могут включаться не только ракеты JASSM, но и иное оружие. Также возможно использование разных самолетов-носителей с отличающимися размерами боекомплекта.Так, для самолетов семейства C-130 предназначаются пусковые контейнеры на шесть ракет AGM-158. В их грузовую кабину входит два таких изделия – всего 12 ракет. Существует уменьшенный четырехместный контейнер; такие устройства тоже использовались в недавних испытаниях. Тяжелый C-17 вмещает пять контейнеров увеличенного размера с девятью ракетами в каждом. Соответственно, в ходе одного боевого вылета он может запустить до 45 ракет.В испытаниях «Быстрого дракона» пока использовались только крылатые ракеты AGM-158A/B JASSM(-ER). В перспективе универсальный контейнер планируют адаптировать под оружие других типов. Уже сообщалось о планах по созданию таких устройств для ракет увеличенной дальности AGM-158C LRASM и AGM-158D JASSM-XR. Рассматривается возможность создания транспортного контейнера с авиабомбами JDAM-ER. Также заказчик может заинтересоваться контейнером под ракеты-ложные мишени ADM-160 MALD.При использовании ракет семейства AGM-158, емкость контейнеров для разных изделий будет одинаковой. В случае с другим вооружением, таким как менее крупные авиабомбы, появится возможность увеличить количество изделий на контейнере и нарастить общий боекомплект транспортника-бомбардировщик. Как именно используют такие возможности, покажет время.

Носители и их оружие

Потенциал и проблемы

В целом концепция военно-транспортного самолета с особой загрузкой, превращающей его в ракетоносец, выглядит интересно. Она имеет несколько характерных преимуществ, но в то же время не лишена недостатков. AFRL и подрядчики уже опробовали ее на практике и теперь есть возможность сделать выводы и составить планы на будущее.В первую очередь, комплекс «Быстрый дракон» дает возможность быстро и серьезно усилить дальнюю авиацию. Без значительного переоснащения практически любые доступные транспортники становятся носителями ударных систем и могут дополнить имеющиеся бомбардировщики. В случае с ВВС США существует теоретическая возможность увеличения общей численности ракетоносцев и ракет в разы.Применение военно-транспортных самолетов вместо бомбардировщиков можно рассматривать как своего рода маскировку. Выявить развертывание комплексов Rapid Dragon, определить их выход на рубежи пуска и т.д. будет достаточно сложно – как из-за класса используемых самолетов, так и в связи с их большим количеством.В зависимости от модели, транспортник-ракетоносец сможет запустить до нескольких десятков ракет. Предполагается, что это позволит перегрузить даже развитую ПВО противника, и некоторое количество ракет сможет прорваться к целям.Сбрасываемые контейнеры позволяют транспортнику нести широкий спектр вооружений без какой-либо доработки. Это резко расширяет возможности комплекса и увеличивает гибкость его применения. Он может атаковать разные цели и решать различные задачи, в т.ч. в ходе одного боевого вылета.Таким образом, ракетный комплекс Rapid Dragon позволяет улучшить количественные и качественные показатели ударной авиации и решать разнообразные боевые задачи. При этом расширение боевых возможностей ВВС не потребует строительства новой техники.Впрочем, имеются и серьезные недостатки. Так, транспортник, в отличие от современных боевых самолетов, является крайне простой целью для ПВО – как в плане обнаружения, так и с точки зрения перехвата. Пуски ракет с максимальной дальности или истребительное прикрытие улучшат его защиту, но не гарантируют безопасное выполнение задачи.

Отделение ракеты от удерживающих устройств

Запуск ракеты из сбрасываемого контейнера является специфической процедурой. ПВО противника обнаружит ее и начнет действовать соответствующим образом. Существует риск того, что запущенные ракеты или бомбы будут сопровождаться и подвергаться атакам зенитных средств прямо с момента сброса.Таким образом, ВВС США вспомнили о достаточно старой концепции ракетоносца на базе военно-транспортного самолета и теперь пытаются реализовать ее с применением современных вооружений и техники. К настоящему времени проект Rapid Dragon дошел до стадии летных испытаний, в т.ч. с полноценными пусками ракет по целям.Впрочем, демонстрация опытного комплекса говорит только о принципиальной возможности реализации подобных идей. Их практический потенциал и необходимость американским ВВС все еще вызывает сомнения. Вероятно, сейчас AFRL занимается именно этими вопросами и пытается определить, стоит ли продолжать работы.

Жизнеспособность и целесообразность



Источник

Просмотров: 179 | Добавил: Dmitrij | Авиационный ракетный комплекс Rapid Dragon | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Октябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх