Главная » 2022 » Декабрь » 3
04:01

Австро-венгерские крупнокалиберные орудия Первой мировой войны

Австро-венгерские крупнокалиберные орудия Первой мировой войны

Не так давно прочитал, что какой-то американский военный, увидев картины боев в СВО, заявил, что удивлен тем, насколько это все напоминает ему картины боев Первой мировой войны, хотя прошло более 100 лет. А удивляться тут, собственно, нечему. Люди – рабы обстоятельств, и раз так все сложилось, значит воздействующие на них обстоятельства именно таковы. И что же мы видим? А видим мы по-прежнему исключительно большую роль артиллерии, причем крупных калибров 155, 203 и 240 мм. То есть история сделала очередной виток и практически вернулась к тому, с чего и начиналась. Но, безусловно, разница между артиллерией 1914 и 2022 года есть, и немалая. Но какая она была, артиллерия воюющих стран? Об этом мы и расскажем, причем начнем с буквы «А», а значит – с артиллерии Австро-Венгерской монархии.

120-мм пушка М.80. Ну прямо из книги про капитана Сорвиголову. Кстати, очень похожее орудие образца 1877 года калибра 152-мм находилось в музее Советской армии в Москве. Рис. А. Шепса

Начать же придется с того, что, хотя в армиях Европы накануне Первой мировой войны шла модернизация артиллерийского парка, австро-венгерская армия, как, впрочем, и все другие европейские армии, вступила в войну с немалой частью артиллерии, представленной устаревшими образцами. Это были орудия калибра 120-мм М.80, 150-мм орудие то же – М.80, и 180-мм короткая пушка… также М.80, причем все три были почти идентичны, за исключением калибра. Все лафеты, например, были одинаковыми. В австро-венгерской армии они имели обозначение Mobile Festungsartillerie – «мобильная крепостная артиллерия».Все три типа были орудиями с жесткой установкой, без какого-либо современного механизма компенсации отдачи. Однако имелся цилиндрический гидравлический механизм с цилиндром и штоком, который часто помещался под пушку и крепился к должным образом подготовленной платформе, которую использовали при развертывании. Когда орудие стреляло, оно откатывалось назад и двигалось при этом вверх по специальным треугольным подставкам под колеса. В то время как поршень, прикрепленный к лафету, вытягивался из цилиндра, прикрепленного к платформе, замедлял откат, в конечном итоге возвращая орудие в исходное положение. Основным отличием этих орудий были, как уже упоминалось, орудийные трубы, дающие им соответствующие обозначения. Они кратко представлены ниже.

Похоже, что 15-см и 18-см M.80 (у австро-венгров была принята германская сантиметровая система обозначений калибров) использовались почти исключительно в таких крепостях, как Краков и, конечно же, Перемышль. Однако 12-см пушка, обладавшая сравнительно большой дальнобойностью и малым весом, могла применяться и применялась в качестве полевой артиллерии. В начале войны на вооружении армии состояли 20 батарей, по 4 орудия 12-см M.80 в каждой. В течение первых двух лет войны первоначально это было основное дальнобойное орудие австро-венгерской армии. Однако необходимость усиления артиллерийской поддержки в диапазоне орудий среднего калибра вынудила австро-венгерскую армию вывести несколько крепостных батарей M.80 калибра 12 см и 15 см и использовать их в полевых условиях.

Боевая работа M.15/16

Как уже отмечалось, все три орудия имели одинаковый лафет (вот когда люди уже стремились к унификации), что облегчало их обслуживание и ремонт.Многие виды артиллерии производила фирма «Шкода». Ещё задолго до начала войны выяснилось, что армии требуется новое 150-мм орудие. И его начали разрабатывать именно на этом предприятии и назвали «15cm Autokanone M.15/16» – то есть орудием, которое можно транспортировать на механической тяге. Им требовалось заменить орудие образца 1888 года. Но лишь в 1915 году первый прототип этого орудия был испытан, а на вооружение он и вовсе поступил в 1916 году.

38-см гаубица M.16

Пушка получилась большой, довольно неуклюжей и тяжелой, и ее для транспортировки пришлось разбить на две части (ствол и лафет), хотя изначально она проектировалась именно как «Автоканон», то есть как пушка, которую должны были буксировать моторизованные тягачи без разборки. Конструкция пушки была стандартной, с гидравлическим механизмом поглощения отдачи. С этим орудием Австро-Венгрия провоевала вплоть до самого своего конца и распада, а затем его использовали армии многих государств.И это неудивительно, так как чисто артиллерийские характеристики его были не так уж и плохи. Снаряд с массой 56 кг имел начальную скорость 700 м/с, а летел на дальность более 16 км. После выпуска первых 28 экземпляров механизмы орудия доработали, что позволило увеличить угол возвышения ствола с +30° до +45°, что при новом типе снаряда более обтекаемых очертаний дало максимальную дальность стрельбы около 21 км. Это слегка модифицированное орудие получило обозначение М.15/16. Скорострельность была низкой: один снаряд в минуту, а поворот на лафете был ограничен: 6° в каждую сторону. Пушка весила 11,9 тонны в боевом положении и 16,4 тонны – в походном. Неудивительно, что для её обслуживания требовался расчет из 13 человек. Причем настоящий калибр её был все-таки 152 мм, а не 150, а длина ствола достигала 5,1 м. Орудие имело съемный щит для защиты своего расчета от осколков.Несмотря на громоздкость, это была мощная пушка, и после Первой мировой войны она использовалась армиями Австрии (правда, только два орудия), Чехословакии и Италии, которые получили несколько этих пушек в качестве трофеев и репараций и использовали их под обозначением Cannone da 152/37 – где цифра «37» обозначает приблизительную длину ствола в калибрах. В течение 20-х годов итальянские пушки были тщательно отремонтированы фирмой «Виккерс-Терни» и получили новые гильзы, каморы и колеса. К июню 1940 года у итальянцев все ещё было 29 таких орудий на вооружении, и им пришлось поучаствовать в боевых действиях в Албании, Греции и Северной Африке. К концу 1940 года у них осталось 21 исправное орудие, и все они, кроме четырех, находились в Италии, причем некоторые использовались в качестве орудий береговой обороны. Немецкая армия также стала использовать эти пушки! В 1939 году те орудия, что находились на вооружении Чехии, были выведены в резерв, но их признали достаточно исправными, чтобы заинтересовать немцев, которые использовали их в обороне Атлантического вала под обозначением 15,2cm K 15/16 (t). Позже в 1943 году некоторые из этих орудий, все еще находившиеся на вооружении Италии, были переданы немцам под обозначением 15,2cm K 410(i). Однако сомнительно, чтобы немецкая армия когда-либо использовала их в боях.

240-мм мортира M.98

Пушка есть пушка, она не может доставать противника на обратных скатах оврагов и в траншеях. Это было понятно задолго до войны и привело к тому, что шкодовцы в 1898 году разработали для армии 240-мм мортиру. M.98 весила около 9,3 тонны в боевом положении. Перевозилась только в разобранном виде, для чего разбиралась на четыре комплекта деталей, каждый из которых тянулся лошадьми или автомобилями. Несмотря на это, развертывание орудия происходило «сравнительно быстро», по мнению австрийских военных. Длина ствола составляла 2 180 мм, углы подъема – от +44° до +65°. Горизонтальная наводка – 16°. Мортира могла стрелять 133-килограммовым фугасным снарядом примерно на 6 500 метров. Начальная скорость снаряда составляла 278 м/сек. Для обслуживания требовался расчет из 6 человек. Для защиты от огня противника могла оборудоваться щитом.

А вот так 38-см гаубицу M.16 заряжали
Ну а вот в таком виде её можно увидеть в Национальном музее армии в Бухаресте. Это ствол на транспортере

В начале Первой мировой войны в августе 1914 года австро-венгерская армия имела на вооружении 12 24-см мортирных батарей (каждая батарея состояла из 4 орудий), всего около 96 орудий (как и в случае с австро-венгерской артиллерией в целом, были проблемы с поставкой боеприпасов: имелось всего около 400 снарядов на орудие). В январе 1917 года на вооружении находилось всего около 30 М.98, а год спустя оно сократилось еще больше, так что действовали на фронте лишь 2 батареи из 8 орудий.На ранних этапах Первой мировой войны австро-венгерская 30,5-см мортира M.11 была, вероятно, самым страшным оружием, которое только могло быть на вооружении любой армии, и она с впечатляющим эффектом использовалась как на Западном фронте, так и на Востоке, как на Балканах, так и против Италии. Проектирование M.11 началось в 1905 году, когда австро-венгерский Генеральный штаб приказал создать достаточно тяжелое орудие, чтобы уничтожать новые итальянские укрепления, возведенные на границе между двумя странами. Заказ достался компании «Шкода» в Пльзене, которая уже сделала себе имя, выпустив много превосходных орудий.

А это лафет, на котором ствол закреплялся
А это снаряды, вылетавшие из этого ствола!

Работы над мортирой были завершены в июле 1908 года, а в следующем году изготовлен первый прототип. Летом 1911 года он был испытан и показал отличные результаты, а затем мортиру приняли на вооружение под обозначением «30,5 см Mörser M.11». Первый заказ поступил в декабре 1911 года и предусматривал постройку 24 M.11.Учитывая год, это было очень современное орудие. Казенная часть имела горизонтально-клиновой затвор, с несколькими предохранителями от случайного выстрела. Над стволом находились два цилиндра: в них размещался тормоз отката. Под стволом располагались еще три цилиндра: в них размещался накатник, т. е. механизм, ответственный за принудительное возвращение ствола орудия в исходное положение после выстрела. Ствол и люлька крепились к нижнему лафету, на котором находились механизмы наведения. Лафет опирался на опорную плиту. Само орудие, конечно, было очень тяжелым: 20 830 кг, чтобы переместить M.11, пришлось установку демонтировать, что, правда, производилось довольно быстро, при использовании только лишь домкратов и подъемников. В результате орудие разбиралось на три большие части: ствол, лафет и опорная коробка, которые были установлены на специальные колесные лафеты. Все они присоединялись к большому 15-тонному трактору Skoda-Daimler M.12. Состав не был быстрым, но оказался на удивление мобильным. Если дорога была приемлемого качества, то мортиру можно было транспортировать таким образом даже в Альпах!

Лафет для транспортировки ствола 420-мм гаубицы

Вскоре стало ясно, что современные форты могут выдержать любое количество обстрелов из обычной полевой артиллерии калибром до 210 мм. Что и было доказано опытом Вердена, где такие форты, как Дуамаунт или Во, не были подавлены, хотя их буквально забросали снарядами. Только вот в итоге их все равно пришлось брать штурмом. Напротив, почти ничто не могло противостоять прямому попаданию снаряда из M.11. Граната из М.11 могла пробить два метра бетона и разорваться внутри форта. Непредвиденным следствием такого попадания стал дым от взрыва, который заполнял казематы и коридоры, вынуждая обороняющихся покидать атакованный форт. Проще говоря: не было никакой реальной защиты от снарядов этой мортиры, если только объект поражения на находился на глубине около 3 метров в твердой скале или, возможно, был прикрыт железобетоном такой же толщины. Разрывная граната, выпущенная из M.11, образовывала кратер диаметром около 5–8 метров: осколки от взрыва могли пробить прочные конструкции на расстоянии 100 метров и убить незащищенных людей на расстоянии 400 метров. Только лишь один взрыватель гранаты M.11 мог нанести такой же урон, как и полная 15-сантиметровая граната! В общем, это было по-настоящему ужасное оружие.

]Лафет 420-мм гаубицы на шасси для транспортировки

В течение 1915 года австро-венгерская армия получила 20 батарей M.11. Хотя стандартный комплект батареи M.11 состоял из 2 орудий, каждая такая мортира могла использоваться и поодиночке. Это связано с характерной особенностью австро-венгерской армии: она, в отличие от немцев, не имела централизованного артиллерийского командования. Даже очень тяжелые орудия передавались под контроль командиров дивизий, что давало каждой дивизии непосредственную поддержку, но в то же время уменьшало количество орудий, которые можно было бы сосредоточить в одной точке. Это, конечно, стало следствием того, что немецкая армия была больше ориентирована на атакующие действия, в то время как австрийцы и венгры быстро теряли уверенность в себе и все больше ориентировались на оборону. Аппетит приходит во время еды. Вот в австро-венгерской армии решили, что 305 мм – это, конечно, хорошо, но 380 мм ещё лучше, и заказали такое орудие опять-таки фирме «Шкода». Разработку начали в апреле 1915 года, причем одновременно с 42-см гаубицей.

Сборка орудия
Фугасные гранаты к 420-мм гаубице

Два первых орудия калибра 38-сантиметрового калибра М.16 имели даже собственные имена: «Гудрун» и «Барбара». Задействованы они были на итальянском фронте для поддержки очередного наступления на реке Изонцо. Опыт посчитали успешным, и австро-венгерское верховное командование заказало дополнительно 14 гаубиц М.16. Они использовались на всех фронтах с впечатляющим эффектом, так что в конце войны австро-венгерская армия имела на вооружении уже десять таких монстров.М.16 весила около 81,7 тонны в боевом положении, и требовалось около 6–8 часов, чтобы перевести её из походного положения в боевое. Она могла стрелять 740-килограммовым снарядом примерно на 15 000 метров. Максимальная скорострельность составляла 12 выстрелов в час или по одному выстрелу каждые 5 минут.

420-мм ствол на лафете

Что же касается австро-венгерской 42-сантиметровой гаубицы, то она была, вероятно, самым мощным артиллерийским орудием, использовавшимся в Первой мировой войне. Интересно, что она сначала не задумывалась как сухопутное оружие, а предназначалась для применения против морских целей, то есть для защиты военно-морских баз в Эгейском море. Однако очень скоро австро-венгерское верховное командование обнаружило, что угроза с моря была меньше, чем потребность в тяжелой артиллерии на сухопутных фронтах. Поэтому «Шкоду» попросили сделать эти гаубицы мобильными или, по крайней мере, транспортабельными. Что и было сделано. В итоге армия получила 42-см Haubitze M.14.

42-см Haubitze M.14 – такая установка в Первую мировую войну могла вести огонь на 360°

Новое орудие уже летом 1915 года использовалось на сербском, русском и итальянском фронтах. Но так как оно оказалось очень тяжелым, работы над ним были продолжены.В результате было создано орудие, транспортировавшееся в шести вьюках, которые перевозились тяжелыми тягачами. Модель получила обозначение M.16, а спустя год появилась и 42-см Autohaubitze M.17, то есть «автотранспортабельная гаубица». В боевых действиях в Первой мировой войне поучаствовать ей не удалось, но она использовалась сначала чешской армией, а затем после оккупации Чехословакии M.17 забрала себе немецкая армия и обстреливала из неё «Линию Мажино», а позже в 1942 году применяла для бомбардировки Севастополя, для чего эта тяжелая гаубица подходила просто идеально.

А вот так она выглядела уже в годы Второй мировой войны

Таким образом в конце Первой мировой войны австро-венгерская армия имела на вооружении 8 42-см гаубиц M.14, M.16 и M.17, которые использовались на всех фронтах со значительным успехом. С учетом их веса, они были на удивление мобильны. Но передвигать этих монстров было делом нелегким: расчет одного орудия состоял из 210 человек, 8 офицеров, 5 лошадей, 4 повозок и 32 (!) грузовиков с прицепами. Но зато, как говорится, это было просто нечто. При калибре в 420 мм вес фугасного снаряда к этой гаубице составлял около одной тонны. Начальная его скорость равнялась 415 м/сек. Дальность стрельбы: 12 700 м. На своей установке она могла вести огонь на 360°, при углах подъема ствола от +40°до +70°. Хотя вес установки при этом составлял 112 735 кг, а собиралась она за 40 часов и за 26 разбиралась!



Источник

Просмотров: 226 | Добавил: Dmitrij | Австро-венгерские крупнокалиберные орудия Первой мировой войны | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх