Если взглянуть на отечественные автомобильные заводы, то окажется, что большая часть из них в той или иной мере загружена оборонными заказами. Естественно, для нужд Российской спецоперации. Завод «Урал» в Миассе занят тяжелыми грузовиками, аналогичным образом работает и Камский автозавод. В Ульяновске выпускают целый спектр легких автомобилей для армии, начиная с легендарной «Буханки» (современное название УАЗ СГР «Современный грузовой ряд») и заканчивая «Патриотом». Об уровне загруженности предприятий судить сложно, так как информация закрытая, но косвенные признаки говорят о большой серии. Например, на всех заводах ощущается острый кадровый голод, чего не было до спецоперации.
Ностальгия по «Реке»
Особняком стоят два завода из числа исконно отечественных – нижегородский ГАЗ и тольяттинский «АвтоВАЗ». И если первое предприятие успело в прошлом внести свою лепту в оборонный комплекс (речь об автомобилях «Тигр», ГАЗ-66 и «Садко»), то «АвтоВАЗ» до сих пор не вовлечен в гособоронзаказ. Причин множество, но ни одна из них не оправдывает отстраненность предприятия. Единственной машиной, которая может быть оперативно перестроена под нужды Российской Армии, является «Нива». За свою замечательную и длинную карьеру автомобиль сменили немало названий – на данный момент модель именуется LADA Niva Legend. Удивительно, но с 1977 года на вооружение не принято ни одной боевой машины, выпущенной из ворот тольяттинского автозавода. Множество полукустарных переделок «Нивы» для армейских структур сложно считать заслугой «АвтоВАЗа». История помнит одну и единственную попытку «Нивы» освоить оборонный сектор. Речь об экспериментальном плавающем автомобиле «Река». Забегая вперед, скажем, что создать легкую машину, способную преодолевать водные преграды, удалось только на Луцком автомобильном заводе. В советский период все автопредприятия должны были выпускать боевую технику. На Украине создали очень удачный для своего времени транспортер переднего края ЛуАЗ-967, выпускавшийся с 1965 по 1989 год. Следующим в классе должна была стать тольяттинская «Река», а еще на ступеньку выше – ульяновский «Ягуар». Ни тот ни другой в серию так и не пошли, но опыт создания специфической военной техники у конструкторов появился. Особенно в Тольятти, где ранее вообще не задумывались о нуждах армии. Несколько слов о «Реке». Машина имела оригинальный кузов-лодку с откидывающимися ветровым и боковыми стеклами. У оригинальной «Нивы» три двери – «Реке» оставили только две. Вся агрегатная база целиком перешла от ВАЗ-2121, что одновременно снижало итоговую стоимость и упрощало обслуживание (подробнее о тольяттинском проекте можно прочитать в материале «Проект «Река»: боевое земноводное из Тольятти»
). Причин, почему боевая «Нива» не пошла в серию, две – хронический перегрев агрегатов из-за сложностей с вентиляцией и неприспособленность главного конвейера к производству подобных машин.
«Нивы» для спецоперации
Какую роль может играть «Нива» и её производные в спецоперации? Прежде всего, она закроет нишу легкого командирского автомобиля. От простой и неприхотливой машины с минимальным бронированием наверняка не откажется ни одно подразделение на фронте. Наработок в этой области у заводчан предостаточно. Только вот занимается настройкой «Нивы» на военный лад совсем не «АвтоВАЗ». Вот, например, компания «Швабе СпецАвто» презентовала в декабре прошлого года на «Российской неделе здравоохранения» бронированную скорую помощь.
Четырехместная машина предназначена для транспортировки одного лежачего пациента и двух-трех сидячих. Это, наверное, первая в России скорая помощь с бойницами и защитой от пуль калибра 5,45-мм. О том, что машина построена для реалий спецоперации, нет никаких сведений. Только построили её не на «АвтоВАЗе». «Швабе СпецАвто» продолжает тему боевой «Нивы» со специфическим бронепикапом. Дебют состоялся на минувшем форуме «Армия». Спецы постарались на славу – 4,5-мм бронесталь защищает от автоматной очереди, а заметно потяжелевшую машину приводит в движение 106-сильный мотор. Это камень в огород уже гражданским инженерами из «АвтоВАЗа», которые с 1977 года не могут поставить ничего мощнее 83-сильного двигателя. В «Швабе» вот смогли. Конструкция бронепикапа незатейливая – стальную защиту просто навесили снаружи кузова. Получился бутерброд, заметно утяжеляющий машину. Не стали даже убирать штатное ветровое стекло «Нивы», а просто накрыли кабину бронеколпаком с парой амбразур. Получилось что-то вроде противоосколочного подбоя, хотя вреда от такого решения может быть даже больше, чем пользы.
Московское ОКБ «Техника» в 2021 году построила на базе «Нивы» багги «Сармат». Угадать в лихой машине тольяттинский внедорожник очень сложно – внешние панели кузова оригинальные. Первоначальная концепция открытого всем ветрам багги в условиях спецоперации не выдерживает никакой критики. Гонять по пустыне террористов еще можно, но вот воевать с противником, способным выпускать по несколько тысяч снарядов в сутки, невозможно. Колорита добавляют FPV-дроны, смертельно опасные для любой открытой машины даже при неточном попадании. В итоге родился «Сармат-3» – легкобронированная версия багги. Показали изделие на форуме «Армия-2022», но о появлении машины на полях спецоперации ничего не слышно.
К чему все вышесказанное? К тому, что в Российской Армии есть запрос на боевую машину класса «Нивы». Простую и недорогую. Построить подобное в больших количествах может только сам «АвтоВАЗ». Прежде всего, это будет гораздо дешевле для заказчика. Фирмам, задействованным в переделках «Нивы», приходится сначала тратиться на покупку машины, а затем на разборку-сборку. В Тольятти давно могли бы наладить стапельную сборку военной техники из машинокомплектов, которые направляют на конвейер. Опыт есть. Речь о компании ПСА «Бронто», которая с 1993 года выпускает, помимо прочего, инкассаторские «Нивы». Пусть и бронированы они преимущественно от пистолетных пуль, но это все равно защищенные автомобили, которые крайне необходимы в спецоперации. Например, бронеавтомобиль Лада-Бронто 212142 «ФОРС-К», который с десяти шагов не отличить от гражданской машины.
Почему «Бронто» до сих пор не наладили поставки автомобилей на фронт? Доработок требуется минимум – заменить панорамное бронестекло на что-то более практичное в бою и максимально облегчить конструкцию для увеличения ресурса и грузоподъемности. «Бронто», к слову, дочерняя компания «АвтоВАЗа». С минимальными затратами в заводских условиях можно превратить «Ниву» в носитель крупнокалиберного пулемета и даже ПТРК. Экономический эффект очевиден – сейчас по рыночным ценам тольяттинский внедорожник в два раза дешевле ульяновского «Патриота». Убрать ненужные на фронте опции, и «Нива» превратится в отличного бойца. Только необходимо отойти от концепции багги – пусть это останется для других войн. Среди вероятных причин, почему в Тольятти не готовы к боевым «Нивам», является стресс от иностранных санкций. Renault ушел в прошлом году, оставив завод без комплектующих и пары моделей в гамме. До сих пор не могут поставить на конвейер «Ларгус», а от XRay вообще отказались. С критически важными комплектующими пока помогает Китай, но и здесь все неоднозначно. Евросоюз и США могут в любой момент включить вторичные санкции, и конвейер лишится блоков управления двигателей, компонентов АБС и прочей роскоши. В Тольятти строят планы на китайские двигатели с автоматическими коробками передач. Намерены организовать отверточную сборку очередного авто made in China. Куда же здесь до боевой «Нивы»?