В свете последних событий нас стали интересовать даже те государства, которые всегда были в тени. Сирия, Иран, Турция, Россия, Армения... В комментариях упоминаются все, кроме одного. А именно Азербайджана. А ведь это государство с 9-миллионным населением. С развитой экономикой. Государство, обладающее большими запасами нефти и газа. И в придачу ко всему государство, 90% населения которого — мусульмане-шииты. В ближневосточных раскладах это немаловажный аспект.
Так что, вне зависимости от нашего отношения к этой стране, рассмотреть внутреннюю ситуацию там необходимо. Трезво. По возможности без категоричных оценок. Нужно понять, что ждет нас с этой стороны. Чего нам ждать от политиков Азербайджана. Сразу отвечу на скепсис некоторых читателей. Вроде того, что Азербайджан слишком привязан к России экономически, чтобы стать недружественным государством. Как показала жизнь, экономические отношения не всегда стоят во главе политики. Бывает и так, что политика подминает под себя экономику. Мы это как раз сейчас наблюдаем во всей красе и со спецэффектами.
Итак, что представляет собой Азербайджан сегодня? Светское государство с довольно высоким уровнем жизни. Особенно если сравнивать с другими бывшими советскими республиками. Хотя темпы роста экономики сегодня и замедлились по сравнению с началом 2000-х, но все равно достаточно высоки.
Экспорт в основном составляют углеводороды. Почти 90%. Но есть ещё хлопок, продукция машиностроения, продовольствие. Импорт — практически все, кроме углеводородов. Причем экспорт в разы превосходит импорт. Короче говоря, страна среднего достатка. Ориентированная в основном на экспорт природных ресурсов. Но обеспечивающая себя продуктами сельского хозяйства, машиностроения, химической промышленности.
Гораздо интереснее внутренние процессы. Процессы, которые происходят в жизни людей. Как меняется общество и сознание людей. Об этом чуть серьезнее.
После распада СССР Азербайджан, как и другие республики, потерял идеологический стержень. Коммунистическое воспитание отправили в отставку, а на его место пришли другие организации и другие ценности.
Но, в отличие от других постсоветских республик, идеологическую нишу очень быстро заняли религиозные организации. У нас в России это, к счастью, не произошло. Ислам и исламистские организации занялись в Азербайджане буквально всем. Начиная от организации исламских школ и заканчивая созданием мусульманских медицинских центров. Причем цены в этих организациях чаще всего были в разы ниже, чем в государственных или частных.
Постепенно, как бы вскользь, исламские организации превратились не только в центры распространения религии, а и в идеологические центры. Народ шел в мечети, как когда-то в клубы и дворцы культуры.
Нельзя сказать, что власть не видела возвышения ислама. Видела прекрасно. Даже пыталась что-то противопоставить этому усилению. Гейдар Алиев на одном из заседаний Милли Меджлиса даже окоротил исламского проповедника, когда он стал читать суры из Корана.
Однако власть проиграла эту борьбу. И вскоре народ стал молиться в мечетях. А бывшие партийные активисты превратились в ярых проповедников идей ислама. И даже очевидные провокации власти в отношении исламистов не помогли. Ислам победил.
В огромном количестве стали строиться мечети. Жертвовали на это строительство не только простые люди, но и олигархи. Мечети появлялись как грибы после дождя. Даже в тех местах, где их никогда не было. Кроме этого, стали возрождать культ религиозных праведников. Стали реставрировать мазары. Появились места поклонения.
Следующим шагом в распространении ислама я бы назвал появление на улицах азербайджанских городов ваххабитов. Отличить их просто. Бородатые молодые люди в коротких штанишках. Да и муллы из их числа очень показательно стали носить точно такую же одежду, как их иранские коллеги.
Это появление дало сигнал умным людям к пониманию простой истины. Ваххабиты поддерживаются последователями имама Али из Ирана. Особенно в южных районах Азербайджана.
Но и сунниты Азербайджана получили подпитку из-за рубежа. Если посмотреть на мечети Гянжи, Нахичевани, Евлаха, станет понятно, что без иностранных денег и там не обошлось.
А дальше случилось то, что и должно было случиться. Большинство мусульман, как, впрочем и большинство представителей других религий, ранее не особо интересовавшихся сурами Корана, стали его внимательно изучать. И оказалось, что многое из того, о чем говорит ислам, совершенно чуждо современному обществу. Забыты заповеди аллаха (а они не отличаются от христианских). Государство вместо того, чтобы жить по исламу, живет по каким-то совершенно диким (с точки зрения ислама) законам.
Сегодня в мечетях в большинстве своем молодежь. Образованная, активная, но не нашедшая справедливости. В этом, кстати, некоторые религиозные деятели видят причину отъезда целыми семьями в Сирию. Люди хотят жить в исламе. Среди мусульман. И даже война их не пугает.
Если подытожить то, о чем я написал выше, то получается достаточно интересная картина. В настоящее время Азербайджан превращается в исламское государство. Именно исламское. Пока что ислам не стал политической силой. Нет там лидера, способного поднять мусульман на политическую борьбу. Но должен появиться. И тогда мусульмане выиграют выборы. Выиграют государство.
А рычагов давления у существующей власти почти не осталось. Социальный кризис и отсутствие ясной и понятной всем государственной идеологии не способствуют любви к власти. И к этому следует прибавить огромное количество молодых, но получивших хорошее мусульманское образование за рубежом, проповедников.
Но главный вопрос, который сейчас интересует россиян, все же звучит по-другому. На чью сторону встанет Азербайджан в конфликте Россия — Турция? Получится ли у Эрдогана склонить лидеров страны к союзу против России? Как будет развиваться карабахский кризис?
Мне кажется, никакие экономические связи с Турцией, никакие договоры и соглашения не смогут заставить Абульфаза Алиева выступить против зарождающейся спарки Россия — Иран. Скорее, народ заставит поддержать, хотя бы чисто политически, этот союз. Так что ислам для нас сегодня союзник.
Чисто ближневосточный расклад. Турки и азербайджанцы — фактически один народ. Но турки в основной массе сунниты, а азербайджанцы — шииты. На Востоке этого почти достаточно для некоторых разногласий, как показали сирийские события. Шиитский Иран, сосед, и неплохой, кстати, для Азербайджана, — сегодня союзник России. Да еще какой.
Получается интересное положение. Светски Азербайджан ближе к Турции. Религиозно — к Ирану. Далее многоточие и желание ознакомиться с результатами визита премьера Турции Давутоглу в Азербайджан.
В СМИ уже просочилась информация, что Давутоглу будет обсуждать не только увеличение поставок энергоносителей из Азербайджана, но и затронет вопросы карабахского конфликта.
Да и Эрдоган делал заявления на эту тему. И позволял себе резкие высказывания в адрес армян. Попытка "плеснуть бензина на старые угли"? Посмотрим.
Но скорее всего, кризис в Карабахе так и останется в "замороженном" состоянии. Никто не рискнет в условиях военного противостояния начать свою "маленькую войну". Слишком велика опасность попасть под раздачу между сильными мира сего.
А в целом Азербайджан сегодня реально стоит перед грандиозными переменами. Исламская партия там реально создана. Хотя и не зарегистрирована. Зачем? Главное, сторонников у неё все больше и больше. Что будет дальше, время покажет.
В целом же выбор не очень. Небольшая страна втягивается турками в большие разборки в качестве союзника. Надо ли это азербайджанцам? Которые, кстати, не так уж и довольны сегодняшним руководством. В любом случае выбор у них есть.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас