Необходимо отметить тот факт, что лейтмотивом и ключевым внешним индикатором встречи Дмитрия Рогозина с руководством Азербайджана и лично президентом страны Ильхамом Алиевым стал вопрос об активизации военно-технического сотрудничества, а также решения накопившихся на этом переговорном треке проблем. В последнее время в сфере российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества возникли определенные заминки, связанные, в первую очередь, с тем, что из-за зависимости местной экономики от цен на углеводороды Баку оказался не в состоянии оплачивать некоторые экспортные оружейные контракты с Россией. Именно по этой причине костяк делегации Рогозина составили представители «Рособоронэкспорта» и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Не будет большим откровением в связи с этим указать на существенную увязку торговли оружием с политическими вопросами. Многие вопросы на этом уровне взаимодействия можно решить только на уровне правительств и президентов, все же поставки танков и артиллерии — это вам на экспорт оливок или томатов, специфика совершенно другая. Те же американцы и европейцы, при наличии заинтересованности и ниш на рынке вооружений, не гнушаются пускать в ход любые доступные дипломатические и политические средства, и потому визит Рогозина можно рассматривать в контексте, если так можно выразиться, перенимания опыта у западных коллег. А оружейный рынок Азербайджана, даже в свете последних событий на сырьевых биржах, остается крайне перспективным.
Как отмечает в своем материале «Коммерсант», в период 2010-2014 годов Азербайджан заключил с Россией контракты на закупку двух дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ». Было заказано порядка ста боевых и транспортных вертолетов. Солидный задел был сформирован по контрактам на обновление бронетанкового парка азербайджанской армии — было заказано не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С», а также тяжелые огнеметные системы ТОС-1А. Суммарная величина всего пакета оценивалась в сумму более 4 миллиардов долларов, что делало Азербайджан одним из крупнейших импортеров российского оружия наряду с Индией, КНР и Вьетнамом.
Впрочем, как отметил сам российский вице-премьер в своем Твиттере, ответственный за ВПК, встреча прошла конструктивно, и стороны остаются привержены партнерству и сотрудничеству:
Как отмечают эксперты, проблемы с поставками российского вооружения, а также оплатой со стороны Азербайджана вполне могут быть как следствием бюджетных трудностей, так и представлять собой некоторые сигналы, которые азербайджанское руководство посылает Москве в контексте застарелой проблемы Нагорного Карабаха и фактического неурегулированного конфликта с Арменией.
Проблема, с точки зрения Баку, может заключаться в пресловутом оружейном кредите в 200 миллионов долларов, который был выдан России своему союзнику по ОДКБ и в рамках которого Армении должны быть поставлены установки реактивной системы залпового огня «Смерч», переносные зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные система ТОС-1А, а также гранатометы РПГ-26 и снайперские винтовки Драгунова, плюс к тому предполагается закупка некоторого количества боевой бронированной техники, в частности, бронеавтомобилей «Тигр». Понятно, что разница между 200 миллионами долларов и 4 миллиардами составляет 20 раз и никакого нарушения баланса интересов в регионе не произойдет, и тем не менее, Азербайджан всегда крайне нервно реагирует на любое военное усиление своего визави. Связано это отчасти и с уникальным геополитическим положением Армении, которая также является форпостом России и имеет теряющийся в дымке истории принципиальный конфликт с Турцией, что приобретает особое значение в свете резкого ухудшения российско-турецких отношений.
Как подчеркивают в самом азербайджанском экспертном и медиа-сообществе, Турция последовательно поддерживает притязания Азербайджана на Нагорный Карабах и в рамках этой стратегии осуществляет скоординированную с Баку политику блокады и изоляции Армении, благо география позволяет. Особенно на этом внешнеполитическом поприще отметился премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, который прямо и недвусмысленно заявляет о том, что «карабахская проблема остается приоритетом для Анкары и в ее реализации у нее имеются рычаги воздействия». И если еще пару месяцев назад это можно было бы оценивать как ритуальное выражение поддержки своему закавказскому союзнику, то теперь, в свете откровенно авантюрной политики Анкары в Сирии и Ираке, в контексте поддержки экономики ИГИЛ и фактического участия в трансфере боевиков и боеприпасов исламистам – нет вообще никаких гарантий, что турецкое руководство не пойдет на провокации и не постарается втянуть в них Азербайджан и Грузию, чтобы отвлечь внимание и ресурсы России с ближневосточного театра военных действий.
Кстати, такая работа Анкарой уже ведется — имеется в виду сколачиваемый Турцией некий союз Грузии, Азербайджана и собственно самой Турции некая трехсторонняя межгосударственная комиссия, которая призвана заниматься вопросами энергетики транспорта, туризма, охраны окружающей среды и безопасности. Последнее особенное интересно. Какие такие вопросы «безопасности» собираются обсуждать эти страны и главное: какие приоритеты и цели ставят они в своей предполагаемой стратегии. Нет нужды сомневаться, что идеи Анкара там будет продвигать антироссийские. Совсем недавно, кстати, в Тбилиси как раз прошла встреча этой «тройки» глав внешнеполитических ведомств: Михаила Джанелидзе, Эльмара Мамедъярова и Мевлюта Чавушоглу. Кстати, если посмотреть на содержательную часть переговоров, то там чуть ли не главным пунктом было во-первых, чтение мантр относительно признания территориальной целостности Грузии и Азербайджана (почему-то территориальную целостность Республики Кипр Турция не признает, оккупировав с 1974 годе его северную часть). А во-вторых, главы внешнеполитических ведомств этой «тройки» сделали публичное заявление о строительстве обходного пути для трассы так называемого «Нового Шелкового Пути», который должен пойти в обход России. И все это на фоне откровенно провального эксперимента по транспортировке первого украинского поезда в Китай, который шел чуть ли не 2 месяца, успев потеряться в степях Казахстана, задолжать денег за транзит и доставить в Поднебесную целых 46 пустых контейнеров. То есть, экономической базы у проекта (кроме разве что нефтяной, но и она на фоне плачевной ситуации на мировых рынках не особенно перспективна) нет, создается он исключительно как очередной рычаг влияния на южных рубежах России.
В общем-то, если с Грузией в обозримой перспективе какие-то конструктивные отношения вряд ли удастся наладить (слишком уж сильно и плотно окопались там наши заокеанские «партнеры), то вот с Азербайджаном и его руководством важно и нужно вести диалог, разъясняя руководству этого государства невыгодность и противоестественность потенциального антироссийского разворота, к которому Баку подталкивает Турция и выглядывающие из-за ее плеча Соединенные Штаты. Потому-то и состоялся этот визит Дмитрия Рогозина, ведь будучи ориентированным на ВПК и оборонку, он как никто другой сможет представить конкретные аргументы в пользу сохранения и усиления военно-технического — да и любого другого — сотрудничества с Россией.
Мы, как известно, может, и не можем так же эффективно торговать или, к примеру, осуществлять подковерные внутриэлитные манипуляции, как наши западные партнеры, но зато Россия великолепно умеет воевать и, что самое важное, не давать в обиду своих союзников и партнеров. А это в нашем неспокойном мире сейчас ценится дороже любой валюты и золота.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас