Всегда было так и будет в дальнейшем, что некий человек видит дальше других и понимает больше, чем другие. А ещё, если он хорошо разбирается в технике, то он вполне может создать и нечто такое, что потом превращается в тренд и даёт целое направление развитию промышленности или военного дела. В Англии таким человеком был сэр Жиффар Ле Кен Мартель.Во время Первой мировой войны и сразу после неё он служил в Королевской инженерной службе. В этот период он активно участвовал в разработке танков и… мостов. Но самой первой его разработкой был… легкий одноместный танк. То есть, если у англичан были проблемы с определением, кто же является «отцом» их танков, то в отношении танкетки нет никаких разногласий. Её отцом был именно он!
Майор Мартель начал работу над своей машиной в январе 1925 года. Он проанализировал события Великой войны и пришёл к убеждению, что главная проблема сейчас заключается в том, чтобы защитить пехотинца и дать ему возможность продвигаться вперёд, обладая при этом достаточной огневой мощью, чтобы уничтожать врага. Так и появился танк, однако у Мартеля были свои мысли на этот счёт.Он считал, что танк объединил несколько солдат в одну большую движущуюся цель, а большая цель это всегда хуже, чем маленькая. По его мнению, были два возможных варианта защиты движущихся целей на поле боя. Смысл первого варианта заключался в том, чтобы за счёт высокой скорости и маневренности уклоняться от выстрелов противника. Другой вариант заключался в резком увеличении броневой защиты танка. Причём Мартель считал последний вариант вполне возможным с инженерной точки зрения. Однако, находясь на службе в послевоенной британской армии, испытывавшей постоянную нехватку денежных средств, он понимал, что недостаток финансирования помешает реализации этого плана. Ведь для постройки большого танка с тяжелой бронёй потребовались бы мощные двигатели, что несомненно должно было бы увеличить его стоимость до уровня, значительно превышающего сумму, которую Казначейство могло профинансировать.И тогда Мартель предложил третий путь. Что, если превратить танк в нечто маленькое, отдав приоритет в его создании самому минималистическому дизайну? Создав одноместный танк, невосприимчивый к огню стрелкового оружия противника и вооруженный ручным пулеметом, британские бронетанковые подразделения смогли бы значительно превзойти по численности любое из противотанковых средств противника. Точно так же малый размер позволял значительно упростить и удешевить создание такой машины с хорошими характеристиками подвижности, а также затруднить её обнаружение на поле боя.
В итоге он начал разрабатывать проект машины совершенно нового класса, которые он назвал «Танкеткой». А уже в феврале 1925 года он начал её строительство у себя в гараже.Прототип танкетки Мартеля изготовлен из дерева и окрашен в серый цвет. На более поздних моделях большие задние колеса были заменены колесами меньшего размера с цельнорезиновыми шинами. Прототип одноместной танкетки приводился в движение бензиновым двигателем «Максвелл» мощностью 20 л.с., установленным в передней части машины и соединённым с осью, взятой от автомобиля «Форд». Гусеницы и подвеска были приобретены у компании «Роадлес Тракшн ЛТД», а большие задние колеса со спицами взяты от старого грузовика «Федерал». Корпус был сделан из дерева, но Мартель постарался добавить внутрь дополнительный балласт, примерно равный весу брони. Работа была завершена в августе, а первые испытания выявили некоторые незначительные проблемы, такие как слишком слабая амортизация задних колес.В то время майор Мартель жил в коттедже Браун в Кемберли. А в этом городе располагался штабной колледж британской армии. Однажды днём капитан Б. Лидделл-Харт, который в нём работал, прогуливался по сельской местности, и… наткнулся на Мартеля, который обкатывал свой самодельный танк. Он стоял ошеломлённый и смотрел, как тот уверенно передвигается по пересечённой местности. Вернувшись домой, он написал статью для «Дайли Телеграф». Эта статья, опубликованная 28 августа 1925 года, привлекла к этой идее внимание всего мира.
«Удивление сменилось трепетом, когда этот солдат двадцатого века на своем механическом устройстве выбрался с дороги на почти перпендикулярный берег высотой не менее четырех футов и мчался по полосе грубого дрока со скоростью, с которой ни человек, ни всадник не стал бы пытаться пересечь такой участок земли. Затем он так резко повернул, что это вызвало бы зависть у любого лондонского таксиста. А потом он направился к небольшому, но довольно крутому холму, и взобрался на него со скоростью 6-7 миль в час, а затем продолжил свой путь через лесопосадку, которую лошадь или вьючный мул едва могли бы преодолеть.»
Почти все британские танки до этого времени были большими и относительно тихоходными машинами. Здесь, перед капитаном Лидделл-Хартом, стоял танк, который, по его словам, размером был с лошадь, но с подвижностью, её превосходящей. Танк имел амбразуру, из которой можно было стрелять из стрелкового оружия, например, ручного пулемета. И машина ему так понравилась, что он предложил Мартелю показать её курсантам своего колледжа.Итогом этих демонстраций стало то, что военное министерство заказало Мартелю две такие машины. В качестве производителя тот предложил фирму «Моррис Коммершиал Моторс LTD». Благодаря этому обе машины получили фирменный двигатель мощностью 16 л.с. Причём из двух танкеток, которые будут изготовлены, одна имела одноместный корпус, а другая – двухместный. Ну и понятно, что у двухместного варианта корпус был несколько шире. А вот шасси были идентичными в обоих случаях. Кроме того, специалисты фирмы подумали, что шасси без бронированного корпуса можно будет продавать отдельно как тягач. Таким образом, когда шасси сходило с конвейера, на него можно было поставить бронированный корпус, рассчитанный на одного или на двух человек, либо установить тракторный кузов. Такая схема теоретически могла принести значительную прибыль.Но оказалось, что шасси было совершенно непригодным для использования в качестве трактора, так что этот хитрый план ни к чему не привёл. Причина кроется, скорее всего, в разных функциях тракторов и танков. Трактору требуется способность тянуть такие объекты, как плуги и прицепы, а танкетке – скорость и маневренность. Таким образом, коробка передач трактора должна работать при совершенно иных нагрузках, чем коробка передач у танкетки.
Первая машина, одноместная, была построена в феврале 1926 года, её корпус был изготовлен из низкоуглеродистой стали толщиной 8 мм. При взвешивании он оказался на 1 тонну больше его прогнозируемого веса в 2 тонны. Чтобы уменьшить этот вес, было разработано модернизированное шасси, а также уменьшена толщина брони до 6 мм. Испытания на местности показали, что вес в 3 тонны не представлял большую проблему, поэтому толщина брони была вновь увеличена до 8 мм, что соответствовало броне тогдашнего стандартного британского танка «Виккерс Медиум». После испытаний в 1926 году военное министерство окончательно остановилось на конструкции двухместной машины. В декабре было заказано 8 таких двухместных машин. Но у них появились конкуренты: 8 машин «Карден-Лойд» Mk.IV. В августе и сентябре 1927 года и те, и другие машины тестировались совместно. Также эти танкетки использовались и во время маневров 1928 года. Однако, потеряв гражданский рынок, фирма «Моррис» не хотела тратить деньги на дальнейшую разработку танкетки «Моррис-Мартель». А так как денег у военных на две танкетки не было, первенство осталось за «Карден-Лойд».
А вот «Карден-Лойд» с радостью взялась за разработку новой машины собственными силами, освободив военное министерство от финансового бремени. Эта собственная разработка вскоре как раз и привела к успешному созданию танкетки Mk.VI, ставшей основой для появления танкеток по всему миру.Что же из себя представляла это первая в мире танкетка с технической точки зрения? Она имела двигатель в передней части машины, а боевое отделение – за ним. Радиатор находился спереди, под капотом. Носовая часть капота была наклонной, с жалюзи. Трансмиссия находилась за двигателем, проходила под боевым отделением и соединялась с двумя ведущими звёздочками. Выхлопная труба проходила с левой стороны боевого отделения, за пределами брони. Ведущие звёздочки находились сзади. Ходовую часть дополняли два небольших опорных колеса с двойным резиновым ободом. Неясно, была ли к ним прикреплена подвеска. Над двумя опорными колесами имелся жёлоб для грязи, предназначенный для предотвращения попадания на них грязи с гусеницы.В боевом отделении справа располагался стрелок, вооруженный пулеметом .303 «Льюис», который мог вести из него огонь через амбразуру. Неизвестно, сколько боеприпасов могло храниться на борту. Водитель был слева. Сиденья обоих танкистов можно было поднимать и опускать. У водителя была смотровая щель, через которую он вёл наблюдение, когда ехал, находясь за бронёй. Защищено ли оно было пуленепробиваемым стеклом, неизвестно.В корме танка находились два колеса. Они предназначались для предотвращения опрокидывания танка назад при движении по склонам или по пересечённой местности. Эти колеса также служили дополнительным средством управления танкеткой. В то время управление другими английскими танками осуществлялось путём торможения одной из гусениц. Однако это означало, что танк замедлял движение из-за остановки одной из гусениц, и половина мощности его двигателя расходовались впустую (дифференциалы системы «Клетрак» тогда ещё не были изобретены), и это приводило к значительному износу тормозов, сцепления и гусениц.
На этой танкетке задние колеса могли использоваться как рулевые при движении по дорогам или при выполнении поворотов с большим радиусом. Это можно было сделать без применения тормозов, без потери мощности двигателя и снижения износа траков гусениц. Правда, такая система управления была сложнее обычной, а также имела больший вес.Перед боевым отделением по бокам разместили две фары. В задней части машины разместили два брызгоотбойника, идущих от боевого отделения к задним колесам.Хотя танкетка «Моррис-Мартель» так и осталась машиной экспериментальной, она, тем не менее, породила саму идею танкетки и стала основоположником целого направления развития БТТ межвоенного периода. Её потомки будут принимать участие в войнах, предшествовавших Второй мировой войне, а также в самом её начале.В конце концов идея танкетки умерла. Тем не менее небольшая машина с экипажем из двух человек, созданная на её базе, стала одной из самых производимых бронированных машин в истории и одной из самых успешных – это был знаменитый британский БТР «Универсал».
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!