Нас предупредили
В начале недели из Независимого топливного союза страны (НТС) поступило сообщение о возможности существенного роста цен на бензин в России. Причём уже в ближайшее время. И сразу намного. Называется цифра (то ли максимальная, то ли ориентировочная) в 14 процентов.
НТС, на сайте которого зависла аналитика двухлетней давности, дал весьма неординарное объяснение причин своих опасений. Так, говорится даже не о росте цен на нефть или же каких-нибудь нерегулируемых тарифов, а о скачке индексов некой загадочной экспортной альтернативы.
Что под этим имеется в виду, понять несложно – куда выгоднее вывозить за границу даже сырую нефть, чем заниматься её переработкой и реализацией внутри страны. Потери на переработке и сложной российской логистике отрасль просто вынуждена компенсировать за счёт повышения цен на АЗС.
Те самые индексы в НТС едва ли впервые назвали в широкой прессе так, как принято на биржевом сленге – нетбэками, рост которых и «стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки».
Сразу чувствуется, что в НТС пришли современные эффективные менеджеры, которых мало волнуют проблемы простых покупателей.
И неважно, что людям нет дела до каких-то нетбэков, важнее продемонстрировать свой профессионализм наверху, где сейчас в спешном порядке решают, как же поддержать нефтянку. Читатели, как и авторы, должны наконец-то осознать, что это отрасль, которая, по всей видимости, больше остальных пострадала от пандемии.
А также от карантинов и прочих стимулов к снижению деловой активности, и как следствие – от падения спроса на бензин. Отсюда несложный вывод – исполнительная власть должна, да и просто обязана в который раз поддержать и нефтяников, и королей бензоколонок. Иначе – плюсуйте к ценникам на АЗС ещё 14 процентов и ни процентом меньше.
Независимый топливный союз страны так прямо и попросил Правительство России вмешаться в данную ситуацию и принять необходимые меры. От лица бизнеса (а как же иначе) НТС предлагает снизить акцизы на бензин и дизель, отменить демпфер и увеличить нормативы на бирже.
Нас предупреждали
Такие прогнозы или, точнее – не ко времени озвученные тревоги НТС очень напоминают то, что происходит с цветами накануне 8 марта или же с мукой и яйцами под Святую Пасху. Но только там обычно всё оборачивалось пшиком – приходили новые игроки, открывали новые источники, и цены сильно не скакали.
С бензином так не получается – нет ни новых источников, ни новых игроков. И самое большее, чем нас может порадовать бензиновый рынок – это стабильность на два-три месяца. Впрочем, и эта стабильность всегда весьма относительна – вялотекущий рост показателей на электронных табло с ценами имеет место быть.
И он регулярно перемежается со скачками цен, причём непременно – вверх. То сезонными – перед посевной, уборочной или же накануне отопительного периода. То конъюнктурными – под рост или же снижение нефтяных цен: и то, и другое в России непременно отзывается повышением стоимости и бензина, и газового, и дизельного топлива.
От масштабных бензиновых кризисов сейчас спасают не столько жёсткие регулирующие меры, в которых при Артемьеве обычно преуспевала ФАС – антимонопольная служба. Теперь её по уровню активности сменили Счётная палата РФ и Независимый топливный союз.
Однако реально помогают рынку вовсе не они, и даже не конкуренция, которая у нас давно присутствует только для видимости. Помогает тот факт, что всё (что можно и нельзя) вывезти за бугор не удаётся, в силу наличия отсутствия соответствующих экспортных мощностей.
Труба, что называется, маловата. И «Газпром» отнюдь не просто так делает беспардонно однозначный выбор в пользу второго «Северного потока», а не поголовной газификации российских дотационных регионов. Да и нефтяники от газовиков в этом смысле не отличаются ровным счётом ничем.
Достаточно напомнить, как накануне дефолта и в самый его разгар текла за границу русская нефть за копейки. И никого это никак не зацепило. Упомянутая выше почти всуе Счётная палата встрепенулась много позже, когда её возглавил краткосрочный премьер 1999 года и несостоявшийся «преемник» Сергей Степашин.
А мы не ожидали
За последние три с половиной месяца бензиновые цены и без предупреждений НТС выросли в ряде регионов почти на 20 процентов. В Москве и Подмосковье повышение не такое сильное: от 12 до 15 процентов. Только потому, что ценник и без того зашкаливал.
На дворе март, и в силу вот-вот вступит тот самый сезонный фактор, что обычно удавалось сгладить за счёт обязательных продаж на биржу. Сейчас же негатива могут добавить повышенные совсем недавно, то есть с 1 января, на 4 процента бензиновые акцизы.
Демпфирующие надбавки к возвратному акцизу, предусмотренные для автобензина, о которых мы промолчали чуть выше, срабатывают уже плохо. В итоге и получается новый разворот в пользу экспорта.
Судя по обращению в правительство, в НТС готовы даже что-то подсказать – к примеру, незамысловатое снижение акциза на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. Так уже делали в 2018 году, и тем самым на время простимулировали поставки на внутренний рынок.
От демпфера в НТС предлагают отказаться вовсе, так как тех колебаний на внешнем рынке, которые он должен был компенсировать, нет уже на протяжении больше чем полугода.
Только вот где гарантия, что их не будет и дальше?
Но от «плохого» демпфера были, вообще-то, совсем неплохие поступления в казну, хотя бюджет вполне мог бы пополняться и просто за счёт растущих цен. Ну а обязательные поставки топлива на биржу для продажи внутри страны, не спорим, необходимо поддержать.
Только сработает ли как надо предлагаемое экспертами НТС сохранение налоговых льгот для компаний, которые точно следуют нормативам обязательных поставок?
Президент НТС Павел Баженов нисколько не сомневается, что льготы и нормы как бы балансируют друг друга:
Между тем разрыв в оптовых и розничных ценах на топливо внутри страны с каждым годом только растёт. Но стимулом к тому, чтобы без биржи заняться розницей, это никак не становится.
На реальных АЗС с их конкретными «королями» – совсем иные правила. И дефицит топлива, который не исключён ни при каких скачках цен и пугает порой пострашнее самих этих цен, им неизменно к выгоде.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю