Холодным летом 2014 года людей приезжих удивляло, насколько велика разница между Луганском и Донецком. Луганские по старинке завидовали Донецку, потому что там богаче и моднее (не зря ведь до уровня поп-звезд были раскручены именно донецкие командиры – просто большинству журналистов было комфортнее в богатом городе-миллионнике, а не в провинциальном Луганске). В то же время в Донецке уже к концу лета 2014 многие были уверены, что в Донецке революция выцвела и выродилась в политику и коммерцию, в то время как в Луганске все происходит честнее и правдивее.
В 2014 году разве что Стрелков в своих неуемных амбициях требовал от Луганска подчинения, в то время как свежеиспеченные донецкие и луганские власти по привычке отмежевались друг от друга, для полного счастья установив на границе между республиками таможню, необходимую для пресечения (а может, перенаправления) традиционных для этих мест контрабандных потоков.
Раскол республик
Кураторы эту идею, судя по всему, восприняли благосклонно, вероятно, углядев в этом размежевании способ упростить задачи контроля и аудита, которые, впрочем, до 2017 года осуществлялись весьма условно.
Республики же сразу умудрились не только заиграться в формальную независимость друг от друга (а заодно от здравого смысла), но и принять массу законов и кодексов, существенно отличающихся в разных немаловажных аспектах. В итоге сегодня ЛНР и ДНР функционируют в каком-то странном законодательном поле, когда министрам образования и науки, а также руководству министерства здравоохранения приходится подписывать договоры о сотрудничестве, лишь для того, чтобы иметь возможность эффективно взаимодействовать при выполнении директив, спущенных сверху.
Несмотря на обещанное упразднение таможни между республиками и их взаимную интеграцию, сближения между ними нет и не предвидится. Даже мобильная связь «Феникс» и «Лугаком» взаимодействует не в полной мере. Казалось бы, братские республики, которые вставали под общими флагами и сообща воевали против врага, должны хотя бы в вопросах мобильной связи быть синхронизированы. Увы, в данный момент сообщения между республиканскими операторами проходят редко, нарушена работа 3G, часто бывают проблемы с голосовой связью. Осталось только ввести роуминг, тем более что таможенные и даже заградительные пошлины между ДНР и ЛНР, которые отменили только в 2018 году, республики уже проходили.
Объять необъятное
На сегодняшний день ЛДНР имеют формально одинаковую, но фактически разную законодательную базу и административную структуру. Достаточно сказать, что в ДНР (население которой не так уж сильно отличается от ЛНР) в Народном совете трудится 100 депутатов, в то время как в ЛНР их 50. Эту разницу можно было бы объяснить требованиями закона о местном самоуправлении, но они в республиках до сих пор не приняты.
Разница существует даже в конституциях республик. После вступления в должность глава ДНР Денис Пушилин обещал инициировать работу по синхронизации законодательства ЛДНР, но с тех пор об этом добром почине ничего не слышно.
Фактически граждане ЛНР и ДНР свободно проживают на территории Новороссии. По сути, если, например, жителю Луганска придет в голову жениться на жительнице Донецка, ему придется предоставить в загс документ, согласно которому он стоит на миграционном учете в республике и, боже упаси, не нарушил его правила. Неужели возможна депортация из ДНР в ЛНР и обратно? Пока прецедентов не было, но, учитывая безумие отдельных местечковых чиновников, способных запросто требовать от ополченца съездить на Украину за справкой из загса, возможно все. Благо дело, не было взаимных обвинений в шпионаже…
В итоге все, что объединяет народные республики, – это в первую очередь директивы и решения, поступающие сверху. Когда Луганску и Донецку объясняют, что проведение флешмоба в поддержку Зеленского — это неизбежность, ломать себя и свой имидж приходится всем одинаково.
Две большие разницы
Самое главное, почему республики не стремятся к объединению, — принципиально разный подход к распределению финансовых потоков. Бедноватый Луганск, грубо говоря, никогда не имел достаточно средств, чтобы бросаться деньгами направо и налево. Да, безумства, интриги и прочие атрибуты власти присутствовали, но в основном местным властями просто приходилось выживать, и для этого необходимы были консолидированные усилия всех местных политиков и управленцев.
В богатом Донецке все было иначе: спесь и подковерные игры были визитной карточкой города ничуть не меньше, чем розы. И, если посмотреть на происходящее в ДНР, можно откровенно сказать, что эти явления никуда не исчезли. Только сейчас, когда нужно экономить каждую копейку и каждый вдох, все это выглядит особенно неприглядно.
В отличие от Донецка, в ЛНР не проводится показов мод и презентаций духов, практически все мероприятия носят подчеркнуто военно-патриотический характер, местная власть избегает громких разборок и скандалов. Но самое главное – при одинаковых исходных данных Луганску постоянно удается то, чего не удается Донецку: выполнять социальные обязательства, сдерживать цены, избегать хищнических поборов с бизнеса (и без того хилого).
Что-то подсказывает, что, если Донецк и Луганск перестанут существовать параллельно друг другу, практически сразу в ЛНР появятся все те особенности, благодаря которым Донецк регулярно становится эпицентром скандала.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас