История с географией и… экономикой
Несмотря на многословную риторику, направленную персонально против Лукашенко, Евросоюз не решается вводить экономические санкции в отношении Белоруссии. Это обусловлено не только реальными экономическими факторами для большинства соседних с ней стран, но и политико-экономической географией Белоруссии в системе взаимоотношений России и Евросоюза.
Достаточно посмотреть на географическую карту и особенно на карту экономической географии Белоруссии и примыкающего к ней региона, чтобы убедиться в межгосударственной значимости стабильности именно в этой стране. И, соответственно, в том, насколько сейчас важны предсказуемость и внятность белорусской внешнеэкономической, в том числе транзитной политики.
Скажем, власти Литвы, Польши, Латвии с завидной регулярностью и упорством угрожают прекращением импорта белорусской электроэнергии в случае ввода в действие Белорусской АЭС. Очевидно, что речь в данном случае не о Лукашенко, а фактически о выгодности для этих стран белорусских поставок электричества.
В Литве и Латвии доля этого белорусского и российского «продукта» ныне обеспечивает от 15 до 19% тамошнего спроса на электричество. На востоке и северо-востоке Польши этот показатель не меньше 15%. Такие поставки продолжаются с начала 80-х годов. Понятно, что до распада СССР такой экспорт из Белоруссии и упомянутых областей РФ был существенно больше.
При этом с середины 90-х годов цена поставок остаётся на 12-15% ниже в сравнении с поставками внутреннего производства электроэнергии и уж тем более экспорта электричества из соседних стран ЕС. Потому неудивительно, что власти Латвии, а также Эстонии настояли на том, что Литва с Латвией и Эстонией окончательно перейдут в электросистему Евросоюза не раньше 2025 года. Как известно, первоначально это планировалось осуществить не позже 2020 года.
В данном же случае речь идёт об электрическом кольце системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Эта система взаимных поставок электричества на льготных условиях на северо-западе бывшего СССР оказалась выгодной всем её участникам: не только Белоруссии и странам Балтии, но и Калининградской, Псковской и Ленинградской областям РФ.
Эта система действует, между прочим, с конца 70-х годов и, помимо упомянутых ценовых выгод обеспечивает посредством взаимопоставок оперативное покрытие дефицита электроэнергии (в том числе ввиду аварий, природных катаклизмов и т.п.) в странах и областях, участвующих в БРЭЛЛ. Прибалтийские СМИ неоднократно отмечали означенные выгоды такой системы.
Плюс к тому невдалеке от белорусско-латвийской границы продолжается сооружение каскада из двух западно-двинских ГЭС — в Верхне-Двинском и Новополоцком районах белорусской Витебской области. Ввод их в действие запланирован не позже 2022 года.
Это позволит увеличивать не только поставки электричества в Латвию и сопредельные районы Псковской области, но и перевозки по Западной Двине-Даугаве (подробнее см. «Каскад ГЭС на Западной Двине откроет перед Витебской областью новые возможности»).
Транзитный коридор
Роль Белоруссии как кратчайшего, притом наименее затратного транзитного коридора между РФ и Европой, хорошо известна. По имеющимся оценкам уже нынешнего года, доля транзита через Белоруссию в объёме внешнеторговых перевозок из России в Европу превышает 25%. При этом железнодорожное и автомобильное сообщение Калининградской области с другими регионами РФ по кратчайшему маршруту и с наименьшими расходами возможно, напомним, только по белорусско-литовскому коридору.
Заметим в этой связи, что именно в Белоруссии с середины 90-х годов установлены минимальные грузотранзитные тарифы для России и других стран СНГ по всем видам транспорта/перевозок и по всем грузам. В том числе по перевозкам с калининградским эксклавом.
Нелишне также напомнить, что Минск уже не первый год косвенно сдерживает взвинчивание Литвой «калининградских» транзитных тарифов. Если точнее, то для сохранения их приемлемого уровня растёт белорусский внешнеторговый транзит через порты Литвы: с начала 2000-х годов это почти половина их ежегодного грузового объема; а также периодически снижаются белорусские тарифные расценки для литовского внешнеторгового транзита.
Взамен Вильнюс идёт (точнее, до последнего времени неизменно шёл) на транзитные льготы для Калининграда и Белоруссии. Разумеется, такой "бартер" был выгоден и России. С учетом этих факторов неудивительно, что на днях ассоциация литовских портов заявила о целесообразности сохранения стабильных объёмов грузоперевозок между Литвой и Белоруссией.
Другая интеграция
Белорусский внешнеторговый транзит сегодня — это свыше трети ежегодного дохода латвийских портов, железных дорог и нефтепровода (Россия — Полоцк — Карнява — порт Вентспилс). Почти 25% ежегодных доходов транспортной системы Эстонии — это, опять же, транзитные грузоперевозки Белоруссии.
По оценке известного латвийского политолога Андиса Кудорса,
Отмечается в этой связи, что «дружить» с Россией
Поэтому Латвия
Схожие оценки высказываются в эстонских и литовских СМИ.
Немаловажно в том же контексте, что сопредельные друг с другом регионы Белоруссии, Латвии и России участвуют в зоне экономического и экологического сотрудничества «Западная Двина — Даугава», инициированной Белоруссией в конце 90-х годов. В частности, в этих регионах ежегодно проводятся фестиваль культуры «Придвинье» и ярмарки товаров этих регионов. Что, разумеется, положительно влияет и на российско-латвийские взаимоотношения.