На фоне всего этого в минувшие дни в целом ряде российских официальных СМИ («патриотических» и не очень) начало наблюдаться очередное радикальное изменение тона относительно Лукашенко. Равно как и изменение оценок его как такового.
Что ж, отчасти их даже можно понять: граждане растеряны. Причём касается это в том числе и кураторов данных средств справления информационной нужды. Они, вероятно, растеряны больше всех. Ну, да и пусть их. Растерянность в целом их не оправдывает.
И не даёт ответа на вопрос, чего ради г-н Лукашенко на глазах опять начал становиться «хорошим» и даже, прости Господи, «пророссийским»?
Это из-за того, что против него сейчас применяют майданные технологии, которых они так боятся и свою реальную беспомощность против которых они в очередной раз ощущают со всей болезненной наглядностью?
Весомая причина, спору нет.
Но давайте откинем в сторону их страхи и попытаемся трезво оценить, насколько и в самом деле «хорош» для РФ будет г-н Лукашенко, если на сей раз он всё же сможет удержаться. Что, кстати, совершенно не исключено: он упрямый, он не Янукович, и если у него за спиной не произойдёт массового предательства, то все шансы сохраниться у его режима есть.
Так что же он будет делать в этом случае?
Вероятно, завяжет с «многовекторностью», сделает правильный выбор и прекратит вести себя, как японская гейша на аукционе по продаже девственности? Прекратит дерусификацию Белоруссии и избавится от «змагаров» в правительстве и элите? И, наконец, вернётся на животворящий путь интеграции? Ну, то есть, иными словами, посмотрит на происходящий «ужасный ужас» и вразумится. Видимо, на это кто-то из вас рассчитывает, граждане «компетентные товарищи» и иже с ними?
Так вот, нет. Не вразумится.
Он совершенно точно продолжит те же самые игрища, которые вёл до начала событий. Максимум, что изменится, — будут очень серьёзно скорректированы акценты. Но только они. Основное же направление останется прежним. Многовекторным. И нынешняя РФ в рамках этого останется в абсолютно той же роли, что и сейчас. В её отношении продолжится всё тот же дешёвый шантаж, что был до выборов. А действительно развивать отношения г-н Лукашенко будет с совершенно другими партнёрами.
С кем же именно?
Ну, прежде всего, это Китай, присутствие которого даже в контексте нынешнего острого кризиса бросается в глаза настолько, что игнорировать его уже просто смешно.
Начнём с того, что, вероятнее всего, именно Китай (его технологии и его специалисты) обеспечивает информационную поддержку минского режима. Тот самый «великий китайский файервол» стал инструментом, при помощи которого г-н Лукашенко пытается блокировать главное оружие любых современных «майданов» — интернет.
И нельзя сказать, что безуспешно: многие наблюдатели уже говорят, что расчётный темп повышения градуса беспорядков сбит. Другое дело, что этого оказалось критически недостаточно, но здесь уже вопрос к самому «батьке», недооценившему и масштаб реального недовольства в собственном обществе, и масштаб проделанной работы организаторов нынешнего «заката солнца вручную».
Так вот, подобные одолжения не делаются просто так, тем более Китаем. Он в ряде случаев даже прагматичнее Америки. Уже сейчас он, как минимум, сделал Белоруссию фактическим полигоном для обкатки своих информационных технологий. И полученный ими опыт в любом случае будет неоценим даже в случае крушения власти Лукашенко.
Ведь лучше тренировать свои кадры на чужой территории, чем на своей, не так ли?
А Китай вполне резонно ждёт аналогичных «майданных» атак и в свой адрес тоже — в том же Синьцзяне или Гонконге.
Об активном вхождении Китая в Белоруссию свидетельствует и тот факт, что Поднебесная резко и значительно увеличила штат своего посольства в Минске в последние месяцы перед выборами. Насколько велика была прямая помощь Лукашенко финансами, оборудованием и советниками, сказать трудно. Но вполне можно себе представить.
И Китаю есть что защищать на этой территории. Уже есть. Потому что многовекторный г-н Лукашенко отнюдь не терял времени даром. У Китая уже сейчас есть логистический плацдарм для начала широкомасштабной экспансии в Белоруссию — это особая экономическая зона «Великий камень», развёрнутая недалеко от Минска. С индустриальным парком, инфраструктурой и всем прочим, необходимым для начала активной деятельности.
Причём для Китая здесь идёт вопрос не только о Белоруссии — данная опорная точка может пригодиться ему также и для развёртывания деятельности на Скандинавию и Прибалтику, а при совсем удачном стечении обстоятельств ещё и на Северную и Восточную Европу. В качестве своеобразного транспортного хаба Белоруссии в этом смысле цены нет. Для Китая уж, по крайней мере, точно.
К своей экономической экспансии в эту бывшую советскую республику Китай подходит со всей азиатской дотошностью. Он уже сейчас вышел на третье место во внешней торговле Белоруссии, экспортировав в неё только в первом квартале этого года на 755 миллионов долларов больше, чем импортировав.
Вот только Китай — это отнюдь не добрый Дед Мороз. И та кредитная линия, которую он, скорее всего, откроет для Лукашенко в случае его удержания у власти, совершенно однозначно станет для Белоруссии удавкой. Потому что в своих «пищевых предпочтениях» Китай очень мало чем отличается от МВФ, Всемирного банка и других структур наших уважаемых западных «светлых эльфов».
О том, до какой степени это циничный и алчный империалистический хищник, уже сейчас можно совершенно явно и предельно иллюстративно судить на примере стран Латинской Америки.
Таких, как Эквадор. В котором Китай взял на вооружение классическую американскую схему экономического захвата страны.
Начнём с того, что, давая свои кредиты (а Эквадор получил порядка 19 миллиардов долларов), Китай требует, чтобы те объекты инфраструктуры, которые будут на них возводиться, строились китайскими компаниями. А они в таких случаях уже совершенно не заботятся ни о качестве, ни о конкурентных преимуществах, ни о справедливой цене. Но это только разминка.
В уплату долга Китаю уже сейчас достаётся 80% эквадорской нефти (а многие контракты там погашаются именно нефтью, а не долларами). И это уже даже «по-божески»: ранее такая доля и вовсе превышала 90%.
Фактически Китай получает нефть с невероятной скидкой, а затем перепродаёт её с дополнительной прибылью. Добыча и перекачка необходимого количества нефти для погашения долга Китаю стала для Эквадора настолько суровой необходимостью, что он начал бурение дополнительных скважин в глубине ранее нетронутых районов сельвы, что породило угрозу новой масштабной вырубкой амазонских лесов.
Это в итоге привело к крушению в стране левого правительства (к вопросу о том, насколько в своей деятельности Китай руководствуется идеями коммунизма).
Но, разумеется, это не решило проблемы, и из-за нарастающих долгов уже новый президент с потрясающим именем Ленин Морено резко сократил социальные расходы, субсидии на бензин, закрыл несколько правительственных учреждений и ликвидировал более 1000 государственных рабочих мест.
Большинство же экономистов ещё в 2016 году ожидало, что страна скатится в рецессию, вызывая массовое возмущение населения.
Это отнюдь не говорит о том, что альтернатива, которую представляют противники Лукашенко на этих выборах, будет для белорусов лучше. Отнюдь. Она совершенно точно не будет лучше. Ещё хуже — запросто. Лучше — нет. Ни при каких обстоятельствах, никак, никоим образом. Вот в такой замечательной вилке они сейчас находятся. Но наш разговор не о них, а об интересах РФ.
Ну а для неё перспективы также не самые лучшие. Не факт даже, что РФ удержится на первом месте в списке экономических партнёров Белоруссии — даже при том же Лукашенко.
В этом году её товарооборот с Минском уже уменьшился на 15%. А ведь это ещё не вечер, и осталось только догадываться, что будет во второй половине года. Насколько хорошо это будет для самих белорусов — вопрос и философский, и риторический одновременно. Но повторюсь — речь сейчас уже не о них.
Впрочем, Китаем список новых друзей Александра Григорьевича не ограничивается. И вы сильно удивитесь, кто там идёт дальше, дорогие друзья. А ведь это США. Да, именно они. Как говорится: «Вот это поворот!» (с).
В этом году Америка, в отличие от РФ, наоборот, нарастила объёмы внешней торговли с Белоруссией на 23%, ворвавшись в первую десятку её экономических партнёров. Причём не абы где, а в том числе и в самом «сакральном» и «скрепном» вопросе РФ — в нефтегазовой сфере.
В разгар российского противостояния с Западом по данному вопросу, в начале этого года Лукашенко добился поставок на переработку в Мозырь американских углеводородов из хранилищ в Кушинге (богоспасаемый штат Оклахома).
Это только один из примеров.
И сие будет только наращиваться г-ном Лукашенко. Ну, а чего мелочиться-то? Уж коли «многовекторность» — так уж по-крупному. Так сказать, на максималках. О том, чего это будет стоить в итоге самой Белоруссии, я, опять же, умолчу.
Вот какая политика будет у г-на Лукашенко, если он усидит у власти. И, честно говоря, я не вижу здесь ни «интеграционных процессов», ни даже нормальных союзнических отношений. Я вижу только продолжение того, что мы наблюдали весь последний год.
Он всё так же продолжит пинать и шантажировать РФ, может быть, даже с ещё большей интенсивностью. Он всё так же продолжит многовекторно проституировать. Он всё так же продолжит пытаться разводить на деньги максимальное количество сторон.
И знаете, это в любом случае закончится для него плохо — не в этот раз, так через какое-то время. Скорее всего, он обречён в любом случае. Хотя чудеса иногда всё-таки бывают.
И вот сейчас я очень хочу, чтобы меня правильно поняли: я отнюдь не предъявляю претензии г-ну Лукашенко. Он здесь при своём интересе и поступает так, а не иначе только по одной причине — потому что может.
Если претензии к кому-то и могут быть, так это к нашим собственным «компетентным гражданам», абсолютно бездарно прогадившим Белоруссию. На ровном месте, прошу заметить.
И резюмировать сказанное выше можно мыслью, которую лично я высказывал уже несколько раз: Белоруссия уже потеряна. В любом случае потеряна. Сей факт не зависит от того, останется при власти Лукашенко или нет. Утверждать обратное — питать вредные иллюзии. Разница лишь в нюансах. И отнюдь не Лукашенко в этом виноват. И даже не проклятый Госдеп.
Для России сейчас там нет «её стороны». Для России там сейчас не происходит ничего, кроме любовной оргии жабы и гадюки. И единственное действительно полезное, что может сделать РФ в складывающейся ситуации, — не влезать в эту оргию и не делать ситуацию для себя ещё хуже, чем она есть сейчас. Таково моё категорическое убеждение.
Ну а ещё оторвать головы всему внешнеполитическому блоку (и не только ему), результаты многолетней деятельности которого мы сейчас наблюдаем абсолютно без всякой надежды на что-либо повлиять. Впрочем, мы же реалисты. Мы же понимаем, что никому за это голову не оторвут.
И всё те же «компетентные товарищи» будут заниматься чем-то ещё в нашем прекрасном Отечестве. Разумеется, с тем же успехом. До тех пор, пока подобные «успехи» окончательно не перевалят за уровень критической массы. Как в той же Белоруссии, к примеру. А думать, что этого не будет, — ещё одни вредные иллюзии. Воспроизводить которые всерьёз может либо дурак, либо подлец.
Что же до Белоруссии, то повторюсь: там ещё ничего не закончено. И возможностей остаться у власти у Лукашенко чувствительно больше, чем нам пытаются внушить те, кто рисует нынешнюю информационную картинку (кстати, опять же с минимальным участием со стороны РФ, что само по себе не менее красноречиво).
Но если он таки не усидит и победят те, кого тащат ему на смену, — тогда всё сказанное выше уже не будет иметь значения.
Тогда это будет уже совершенно другая история.