ООН подтвердила: у России есть право на часть арктического шельфа. Но зачем он нам? Не мечтал бы Трамп купить Гренландию у Дании, не противилась бы Дания «Северному потоку», не обещал бы Майкл Пенс укреплять дружбу с Исландией, если бы речь шла только об эмоциях и радости обладания. Нет: это не просто деньги, а очень большие деньги. Это не просто нефть, а очень много всего помимо нефти.
«Мы ведем наш репортаж с Северного полюса», — в эту шаблонную фразу, даже сказанную здесь, на 90-м градусе северной широты, не до конца веришь. Как и в то, что всего лишь в начале прошлого века макушка Земли была недосягаема. А сейчас российские ледоколы возят сюда туристов со всего мира. Атомный ледокол «50 лет Победы» застыл над самой северной точкой планеты. Этот круиз бесплатный для российских школьников. Платное арктическое «всё включено», с белыми медведями, айсбергами и купанием во льдах — стоит от двух миллионов рублей. Туристы-иностранцы каюты бронируют за год.
Но вряд ли только красота манит сюда других иностранцев. Корабль норвежской Береговой охраны «Свальбард», пропустив ледокол, по его следу отправляется дальше, чтобы потом оставить след уже в норвежских газетах. «Корабль Береговой охраны „Свальбард“ достиг Северного полюса. Это первое норвежское судно, достигшее точки полюса».
И в это же время в норвежской прессе — другая статья под заголовком «Россия ведет опасную игру». Это про учения Северного флота недалеко от Норвегии: «У Норвегии нет шансов против России без помощи наших союзников. Нельзя исключать, что у России намерения гораздо шире, чем просто учения. Вдруг они когда-нибудь решат, что Шпицберген должен сменить владельца и стать российским…» Для борьбы с этими возможными «намерениями», Норвегия планирует купить у США восемь противолодочных самолетов — в целях обороны.
Валерий Журавель, руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН: «Со стороны стран НАТО мы наблюдаем усиление их военной группировки. Спутниковая группировка увеличивается в Арктике. Все это делается для того, чтобы, когда надо будет делить полезные ископаемые, которые там находятся - обеспечить эту деятельность».
По недавним исследованиям, подо льдами Арктики залегает 83 миллиарда баррелей нефти: это 13% всех неразведанных запасов. Триллионы кубометров газа. По самым пессимистичным прогнозам некоторых ученых, уже к конце этого века льда в северных морях и Ледовитом океане может не остаться. И это открывает возможности не только для круглогодичного судоходства, но и для добычи полезных ископаемых там, где раньше это было невозможно или нерентабельно.
Ценность Арктики — не только ресурсы: через макушку планеты проходят самые короткие маршруты из Евразии в Америку. И не только самолетов, но и летательных аппаратов пострашнее. Получается, что Крайний Север — первый рубеж противовоздушной и противоракетной обороны. Это понимали и в советское время, понимают и сейчас. Самая северная в мире военная база «Арктический трилистник», которую рассекретили только четыре года назад, тому подтверждение.
Майкл Малуф, аналитик по нацбезопасности, бывший сотрудник Минобороны США: «Если взглянуть на Арктику сверху, то видно, что оттуда самая короткая дистанция до всех мировых столиц. Если усилить военное присутствие в этом регионе, он потенциально может стать центром притяжения военных конфликтов».
И вот слово «Арктика» в последние годы все чаще звучит в выступлениях американских политиков. Майкл Помпео в мае в Финляндии говорил о модернизации ледокольного флота США. Майкл Пенс на неделе ездил укреплять сотрудничество с Исландией, объясняя, что якобы Россия и Китай ведут агрессивную политику на севере. Дальше всех, конечно, пошел Дональд Трамп, который то ли в шутку, то ли всерьез заговорил о покупке Гренландии.
Кристиан Кристенсен, замдиректора Центра военных исследований университета Копенгагена: «Полагаю, причина, по которой Трамп внезапно предложил купить Гренландию, в том, что в США поняли: арктический регион важен. Думаю, сейчас американцы пытаются решить, как увеличить свой политический вес в регионе».
Майкл Малуф: «Я знаю, что в США очень расстроились, когда русские водрузили флаг на Северном полюсе под водой. Россия будет защищать свои территории и поддерживать проходимость Северного морского пути. Российские ледоколы необходимы для обеспечения международного судоходства».
Как раз о том, как работать в Арктике вместе, а не «вместе против кого-то», говорили на этой неделе в тысячах километров от Полярного круга. Одной из главных тем для обсуждения на форуме во Владивостоке стало иностранное участие в освоении Арктики. Грузовые компании приглашают на Северный морской путь, энергетические — на российские газовые месторождения. Но тут важно понимать: сотрудничество и конкуренция — разные вещи.
Такеши Хашимото, представитель Mitsui O. S. K. Lines Ltd: «Я надеюсь, через 10–15 лет мы сможем обеспечивать широкий спектр услуг по перевозке грузов из Северной и Восточной Европы на Дальний Восток по Северному морскому пути».
Но пока об этом не хотят слышать в той же Норвегии, где министр иностранных дел усомнилась в экономичности и даже экологичности Севморпути.
Николай Корчунов, посол по особым поручениям по вопросам международного сотрудничества в Арктике МИД РФ: «Очевидно, что Россия ведет самую активную и масштабную экономическую деятельность. И у некоторых это вызывает ревность. Ревность — такое чувство, которое со временем проходит, когда наступают общий бизнес и партнерство».
Правда, не всегда обе стороны в этом бизнесе заинтересованы. Если продолжать семейные аналогии, то такая ревность может привести и к разводу: когда «между нами тает лед» не от теплых отношений, а от горячего противостояния.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас