В 1944 году силы союзников реализовали операцию «Маркет Гарден» – одну из самых масштабных высадок воздушного десанта в истории. Многодневное сражение за голландские мосты преподнесло множество горьких уроков, оплаченных жизнями солдат антигитлеровской коалиции. Одним из важнейших среди них стала ограниченная способность снабжения удаленных плацдармов с воздуха: Королевские ВВС отчаянно прорывались в зоны высадки под зенитным огнем нацистов, чтобы доставить припасы для десантников, но все было тщетно – из-за отсутствия связи и актуальных координат большая часть грузов попадала в руки германских солдат. Это предопределило печальный конец британских парашютистов: сколь бы стойко и мужественно «красные дьяволы» не отражали нацистские атаки в зоне «Арнем», отсутствие подкреплений, боеприпасов, тяжелого оружия и медикаментов сделали свое дело.
Проблема снабжения
Минули десятилетия: менялись доктрины и тактики, снаряжение и средства доставки, а парашютисты уступили место аэромобильным подразделениям. Но проблема снабжения удаленных плацдармов и, что особенно важно, небольших подразделений спецвойск, действующих за линией фронта противника, никуда не делась. С развитием средств противовоздушной обороны она, пожалуй, лишь обострилась – по объективным причинам сброс транспортных контейнеров непосредственно в зоне операций стал практически невозможен. Западная военная мысль на протяжении последних десятилетий активно двигалась в сторону расширения возможностей военно-транспортной авиации. Реалии сетецентрических войн и глобального противостояния многочисленному и хорошо вооруженному противнику в лице Китая и Российской Федерации плавно подвели блок НАТО к необходимости превращения пусть во вспомогательные, но все же боевые единицы даже таких изначально «мирных» образчиков летающих аппаратов, как транспортники и воздушные танкеры.
Их функционал расширен от авиаматок для беспилотных истребителей и до платформ для запуска крылатых ракет – и, конечно же, он коснулся в том числе и расширения логистических возможностей. Вооруженные силы США уже сейчас рассматривают целый ряд многообещающих проектов, готовых к серийному производству. Пожалуй, наиболее интересным и завершенным среди них видится одноразовый грузовой планер американской компании Yates Electrospace Corporation GD-2000 Silent Arrow. ВВС США уже заключили контракт на дополнительные НИОКР и закупку тестовой партии военной модели данного планера (в рамках проекта Precision Guided Bundle), которая будет представлять собой несколько уменьшенную и помехозащищенную версию GD-2000.
Характеристики транспортного БПЛА Silent Arrow GD-2000
• Размеры транспортного контейнера – 2,43 метров в длину, размах крыльев – 8,5 метров, объем – 0,75 куб. м/м;• максимальная полетная масса – 907 кг;• полезная нагрузка – 740 кг;• коэффициент глиссады – 8,4:1;• скорость сваливания: 115 км/час – с грузом 453 кг, 170 км/час – с грузом 907 кг;• высота сброса – 460–7600 м;• дальность полета – до 64 км;• системы управления – COTS Pixhawk Cube, GPS, магнитометр, барометр, IMU, LiDAR, Пито, опционально RF, опционально FPV.Конструктивно данный аппарат представляет собой фанерный ящик с алюминиевыми ребрами жесткости, который и является фюзеляжем беспилотника. БПЛА поставляется заказчику в виде короба – все его элементы находятся внутри самого грузового планера и монтируются непосредственно перед его применением (стоит отметить, что сборка не требует никакой специальной подготовки, что, безусловно, является большим достоинством). Беспилотник имеет четыре несущих крыла, раскрывающихся в полете под действием пружинного механизма.
Производитель Silent Arrow отмечает, что данный беспилотный планер в два раза дешевле используемой в Вооруженных силах США парашютной системы Joint Precision Airdrop System и в 2,5 раза превосходит ее по дальности применения. Кроме того, БПЛА может быть запущен практически с любой воздушной платформы, находящейся в распоряжении Соединенных Штатов: сюда входят как транспортные самолеты C-17, C-130, Cessna Caravan, так и вертолеты CH-53 или же конвертопланы V-22. Уменьшение длины контейнера в рамках проекта Precision Guided Bundle позволит запускать беспилотный транспортник даже с вертолетов HH-60W Jolly Green II, выталкивая их из боковых дверей десантного отделения, а также армейских вертолетов MH-47G Chinook.Впрочем, довольно разговоров о сухих технико-тактических характеристиках аппарата – в куда большей степени нас интересует концепция его применения в реалиях современной западной военной мысли. В статье мы не раз упоминали силы специальных операций, и отнюдь неспроста – ведь беспилотные планеры создаются в первую очередь именно в их интересах. В последнее десятилетие под влиянием практического опыта ряда локальных конфликтов, армии Североатлантического альянса начали глубокую переработку привычной тактики действий спецвойск. Если 30 лет назад подразделения специального назначения виделись лишь как небольшие группы коммандос с весьма ограниченным функционалом и скромной огневой мощью, то сейчас они все чаще предстают в качестве едва ли не центральной ударной силы сухопутных войск – по крайней мере, именно это мы могли наблюдать во множестве войн последних десятилетий. Достаточно красноречив в данном отношении пример турецких подразделений коммандос, действовавших в Сирии и Ливии непосредственно в качестве штурмовых отрядов, опирающихся на огневую мощь беспилотников и артиллерии. Высокомобильные, хорошо подготовленные и оснащенные группы наносили удары по многократно превосходящему их противнику, что в конечном итоге повернуло чашу весов в пользу Турецкой Республики в обоих указанных выше конфликтах. Стоит отметить, что это была демонстрация далеко не самой передовой тактики и не в самом блестящем исполнении.
Само собой, применение сил специального назначения в роли линейных частей вызывает ряд серьезных проблем, связанных с их недостаточной огневой мощью и ограниченными логистическими возможностями. Если первое было в достаточной степени компенсировано высокой мобильностью, высокотехнологичными оружейными системами (высокоточными стрелковыми комплексами, ПТРК 3-го поколения, беспилотниками-камикадзе и т. д.) и улучшением взаимодействия с остальными родами вооруженных сил (артиллерией, авиацией или же флотом), то снабжение спецвойск на полях сражений при боях высокой интенсивности стало довольно нетривиальной задачей. Так, британская Специальная лодочная служба (SBS), элитное подразделение Королевских ВМС, в ходе последней реформы обзавелась специальными подразделениями снабжения, которые обеспечивают логистику мобильным отрядам коммандос непосредственно на поле боя. Подобная тактика оказалась невероятно выигрышной, что продемонстрировали недавние учения Green Dagger, в ходе которых британцы с разгромным счетом победили три батальона американских морских пехотинцев. Высокая мобильность, ситуационная осведомленность и прекрасное снабжение обеспечили коммандос ряд преимуществ перед лицом численно превосходящего противника.
Конечно же, извлеченный практический опыт подтолкнул западные вооруженные силы к закономерной идее «точечной» логистики – к транспортным планерам, которые стали темой нашей сегодняшней беседы. «Летающие контейнеры» позволяют обеспечить доставку грузов по актуальным координатам буквально на головы коммандос. Как было сказано ранее, Silent Arrow обладает весьма солидным арсеналом средств навигации и даже может управляться при помощи технологии FPV, т. е. в режиме реального времени, что позволит оператору направлять дрон, ориентируясь, скажем, на сигнальные дымы в условиях отсутствия связи (и, соответственно, возможности получить GPS-координаты подразделения). В свою очередь, большая дальность полета (~ 64 км) позволяет производить пуск данного БПЛА, не входя в зону поражения наиболее распространенных средств противовоздушной обороны: малокалиберной зенитной артиллерии, ПЗРК, мобильных комплексов ПВО малой дальности, что, конечно же, положительно сказывается на выживаемости пилотируемой авиации. Сам же GD-2000, благодаря своей конструкции и используемым материалам, практически невидим для радаров. Стоит отметить, что Yates Electrospace Corporation занимается также разработкой транспортного беспилотного планера с электродвигателем – это позволит еще больше расширить возможности Silent Arrow, кратно увеличив дальность его полета. Само собой, это отличный задел для снабжения мобильных групп, которые проводят операции в зоне действия вражеской ПВО, а с учетом низкой стоимости транспортных БПЛА (от 15 до 30 тыс. долларов) – это еще и возможность наладить логистику даже для снабжения крупных подразделений, действующих в отрыве от основных сил. Производство беспилотника организовано как в США, так и в Великобритании (находится на стадии развертывания). Несмотря на то, что финансирование исходит в основном со стороны американских ВВС и ССО, проектом интересуется большое количество иностранных покупателей (например, в лице британских коммандос), Армия США и американский военно-морской флот. Последние желают получить версию Silent Arrow, способную приводняться и оставаться на плаву в течение длительного времени. С учетом большого количества палубных вертолетов на кораблях ВМС США, транспортные беспилотники выглядят довольно заманчивой возможностью расширения их функционала как минимум в рамках снабжения морского спецназа или же подразделений Корпуса морской пехоты. «Флотская» версия беспилотника из стекловолокна уже доведена до стадии прототипа и ожидает дальнейшего финансирования. Транспортные БПЛА – чрезвычайно интересная и перспективная технология, полезная не только в условиях мирного времени или же конфликтов ограниченного масштаба, но в том числе и в боевых действиях глобального характера. Как показывает пример американских разработчиков, это вполне реальная, доступная и бюджетная технология, которая однозначно будет развиваться дальше.