В берлинской клинике «Шарите», куда привезли из Омска Алексея Навального, утверждают, что оппозиционер был отравлен веществом неизвестного происхождения. Дабы установить, какой именно яд попал в организм россиянина, клиника обратилась за помощью к военным химикам бундесвера. Речь идет о секретной лаборатории в Мюнхене, занимающейся изучением боевых отравляющих веществ. Кроме того, немцы обратились и к британской лаборатории Портон-Даун, занимавшейся расследованием отравления Сергея Скрипаля и его дочери.
Интересно, что весь процесс лечения Навального взяла под личный контроль канцлер ФРГ Ангела Меркель: по сообщениям СМИ, ей лично ежедневно докладывают о состоянии здоровья российского гражданина. И это на фоне того, что в Берлине проходят многотысячные митинги против коронавирусных ограничений, разрешения на которые власть германской столицы не выдает. До внутренних проблем руки Меркель, судя по всему, не доходят. Другое дело - российская оппозиция...
В Германии немало своих оппозиционных партий и оппозиционных политиков, но интерес Меркель почему-то прикован к судьбе российского гражданина. И иначе, как стремлением сделать из Навального сакральную жертву, которую можно затем использовать в своих интересах, это не объяснить.
Однако для российской оппозиции подобная сакральная жертва, если Навальный всё же умрёт (пожелаем здоровья) или потеряет способность к активной деятельности, может оказаться непосильной. Кто сегодня остался у внепарламентских либералов? Борис Немцов убит при странных обстоятельствах. Гарри Каспаров или Михаил Касьянов как потенциальные лидеры не воспринимаются, да и время их прошло.
Алексей Навальный был единственной фигурой в оппозиции, которая имела всероссийскую известность и пользовалась симпатиями определенной части российских граждан. Закрытие проекта «Навальный» станет для его последователей очень серьезным ударом, поскольку иного кандидата на роль лидера пока не предвидится, да и раскрутка новой фигуры до масштабов узнаваемости Навального займет много времени.
Собственно, и весь «Фонд борьбы с коррупцией» создавался под Навального. Это еще одна организация под одного лидера, которая не сможет функционировать без своего символа, по крайней мере, в полном объеме. Кто вспомнит про «Трудовую Россию» без Виктора Анпилова, «Яблоко» без Григория Явлинского или ЛДПР без Владимира Жириновского?
Только у клиентуры Навального все еще хуже: борьба с коррупцией не может играть роль государственной идеологии, нельзя построить идентичность на основе борьбы с коррупцией, равным образом, как и провозгласить идеологией государства борьбу с квартирными кражами, хулиганством или иными правонарушениями и преступлениями. Внятной политической программы у внепарламентских либералов никогда не было, зато их заменял лик Алексея Навального и его расследования стоимости дач и земельных участков у чиновников и топ-менеджеров госкорпораций.
Навального, по крайней мере, смотрели и слушали, а кто сейчас может заменить его? Дело в том, что без харизматичного лидера не будет и финансовых потоков, поскольку спонсоры не будут понимать, в кого и зачем вкладывать. Поэтому оппозиционерам сейчас и остается, что молиться о здоровье Навального и надеяться, что их лидер не просто выживет, но и сохранит здравый ум и способность и далее заниматься своей оппозиционной деятельностью. Причём деятельность эта, справедливости ради, никакого особенного ущерба властям и не наносила, что даже в стане самой оппозиции нередко приводило к возникновению вопроса: а такой ли Алексей Навальный непримиримый оппозиционер?..