С 12 по 14 февраля в Мюнхене проходила ежегодная конференция по безопасности. В дискуссиях приняли участие представители более 40 стран. На этот раз больше всего участников волновали проблемы терроризма, миграционных потоков и ситуация в Сирии. Без внимания не осталась и проблема сохранения единства еврозоны, а также украинский процесс и политика НАТО. В своём заключительном слове глава конференции Вольфранг Ишингер выразил надежду на то, что сформулированное её участниками послание «не приведёт к дальнейшему нагнетанию ситуации в мире». Судя по громким высказываниям и жарким дискуссиям, которые прозвучали на площадках форума, надежда Ишингера остаётся под большим вопросом.
На конференцию съехались значимые политики со всего мира. Многие делегации возглавляли лично президенты стран, например Ильхам Алиев (Азербайджан), Саули Нийнистё (Финляндия), Даля Грибаускайте (Литва), Анджей Дуда (Польша), Пётр Порошенко (Украина). При этом участие в дискуссиях приняли не только европейские политики, число которых традиционно превалирует на форуме. На этот раз мероприятие посетили известные дипломаты и лидеры ближневосточного региона, среди которых был король Иордании Абдалла ибн Хуссейн, президент Афганистана Ашрафа Гани, премьер-министр Ирака Хайдера аль Абади и министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Участие приняли также главы МИД России, США, Германии, Великобритании, Турции, глава европейской дипломатии Федерика Могерини, генсек НАТО Йенс Столтенберг и другие крупные дипломаты. При таком размахе неудивительно, что конференция получилась непростой и вызвала широкий резонанс в СМИ.
От России делегацию возглавил премьер-министр Дмитрий Медведев. Ещё в январе стало известно, что Владимир Путин не поедет на Мюнхенскую конференцию из-за нестыковок в рабочем графике. И хотя известная мюнхенская речь Путина не повторилась, выступление Медведева стало своего рода продолжением высказанных в 2007 году тезисов.
Россия: друг или враг?
Конференция продемонстрировала противоречивость западной политики по отношению к России. С одной стороны, некоторые европейские лидеры и бизнес-элита ЕС стремятся наладить разрушенные санкциями отношения. С другой стороны, риторика в стиле «во всех бедах виновата Россия» остаётся ключевой для многих значимых на международной арене политиков.
Начать стоит с того, что приуроченный к открытию конференции доклад называет Россию одним из главных рисков на 2016 год. Авторы доклада объясняют это «непредсказуемостью» политики российского президента. По этому показателю Путина поставили в один ряд с агрессивной тактикой президента Турции Эрдогана, который в последнее время умудрился испортить отношения практически со всеми своими «союзниками». В прошлом году авторы доклада вообще создали концепт «доктрины Путина», который, по их мнению, оправдывает военное вмешательство в любую страну, где проживает русская диаспора. В этом году возросшее на фоне конфликта в Сирии российское влияние не позволяет делать подобные заявления. Тем не менее антироссийская риторика в докладе сохраняется.
В этом же стиле состоялось выступление президента Литвы Дали Грибаускайте, которая известна своими провокационными и резкими высказываниями в адрес России. Она заявила, что «мир, вероятно, стоит на пороге уже горячей войны». Тем самым она решила выступить против Медведева, который в своей речи сравнил нынешнюю ситуацию с разгаром холодной войны 1962 года. «Мы уже видели, как Россия открыто демонстрировала агрессию на Украине, в Сирии», - заявила Грибаускайте, объясняя свою уверенность в надвигающейся российской угрозе.
В своём обычном амплуа выступил и президент Украины Пётр Порошенко, призвав Запад ни в коем случае не отменять санкции против России. «Звучат мнения, что санкции не работают, что они вредят Европе больше, чем России. Нет, санкции — это не наказание, санкции — это инструмент, чтобы Россия оставалась за столом переговоров, поскольку нет других инструментов», - заявил в своём выступлении Порошенко. Основной целью российских властей, по его мнению, является установление в Европе своих «принципов и ценностей», что приведёт к распространению политики «изоляционизма, нетерпимости, неуважения к правам человека и религиозного фанатизма». У этой политики, конечно же, есть своё олицетворение – президент РФ Владимир Путин.
Недалеко в своих размышлениях ушёл и глава МИД Великобритании Филип Хэммонд, который в очередной раз обвинил Россию в бомбардировках умеренной оппозиции в Сирии. Официального представителя МИД РФ Марию Захарову поведение британского министра вдохновило на написание нового «основанного на реальных событиях» анекдота про немца, русского и англичанина. На своей странице в Facebook она написала:
«На мюнхенской конференции Штайнмайеру, Лаврову и Хэммонду задали один и тот же вопрос: из 100% оцените перспективы прекращения насилия в Сирии, о чем договорились 11 февраля в ходе встречи МГПС? Штайнмайер лаконично ответил 51%. Лавров начал объяснять, что необходимо всем выполнять взятые на себя обязательства, ответственно подходить к принятым решениям, коллективно взаимодействовать по вопросу урегулирования, а так как в этом есть сомнения, дал 49%. Хэммонд сказал, что во всем виноват Кремль».
С другой стороны, большинство западных политиков, наоборот, демонстрировали свою заинтересованность в улучшении отношений с Россией. Даже генсек НАТО Йенс Столтенберг стремился завоевать доверие своими заявлениями о недостатке «каналов для политического диалога». «Мы хотели бы усилить политический диалог с Россией, не только в рамках совета Россия–НАТО», - подчеркнул он в своём выступлении. По его мнению, этот формат уже помогает «реализовать предпосылки для улучшения диалога с Россией». Кроме того, он в очередной раз пытался оправдать политику по расширению альянса, говоря об отсутствии антиросийской направленности. «Я понимаю обеспокоенность России, но не разделяю её», - отметил генсек.
К диалогу с Россией призвал и финский президент Саули Нийнистё. Он обратил внимание на её вовлеченность во все международные процессы «с юга Сирии до Арктики». «Думаю, мы должны много работать и найти минимальный общий знаменатель, пытаться найти что-то конструктивное, чтобы с чего-то начать, потому что Россия всегда присутствует в международной политике», - подметил президент.
Среди европейских политиков больше всего в сторону Москвы смотрят французы. Мюнхенская конференция в очередной раз это подтвердила. На полях форума Дмитрий Медведев провёл удачные переговоры с премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом. Они похвалили друг друга за выступления в рамках общей сессии, после чего договорились в скором будущем возобновить регулярные встречи глав правительств РФ и Франции. По словам российского премьер-министра, двусторонние отношения, конечно, «пострадали за несколько лет, но не настолько, чтобы считать, что изменения тяжёлые». Он выразил готовность к восстановлению прежнего диалога. В свою очередь, Вальс не скупился на комплименты в адрес российского премьера. «Ваше выступление было очень чётким и ясным», - заметил он. После этого он напомнил также о том, что между странами есть историческая связь: «Есть часть российской души во Франции и часть французской души в России». Судя по всему обмен любезностями может привести к вполне реальным шагам навстречу друг другу, поскольку буквально неделю назад глава французского правительства просил Медведева снять продэмбарго.
Сирия в центре внимания
Несмотря на большой интерес к России, центральной темой обсуждения стала ситуация в Сирии. О ней, как и о возросшей угрозе международного терроризма, говорили практически все участники конференции. В ночь перед началом работы в Мюнхене состоялась встреча стран Международной группы поддержки Сирии (МГПС). По сообщениям ТАСС, переговоры заняли почти вдвое дольше запланированного времени. Однако и результатов было достигнуто немало.
В первую очередь страны договорились о возобновлении межсирийских переговоров, которые были прерваны в начале месяца. При этом перемирие в Сирии должно наступить в течение одной недели после переговоров. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер по окончании встречи также заявил, что с целью прекращения огня Россия и Иран должны надавить на сирийские власти. Также под эгидой ООН и председательством РФ и США будет создана рабочая группа, которая должна будет определить места расположения террористов. Это особенно важно в ключе постоянных обвинений в адрес России о бомбёжках территорий, контролируемых «умеренной оппозицией».
Не может не радовать и решение по гуманитарной помощи, которую до переговоров Россия оказывала в одиночку. Теперь к воздушным поставкам должны подключиться страны ЕС и США. «Приветствуем готовность США присоединиться к операции по десантированию гуманитарной помощи с самолётов в Дейр-эз-Зор, договорились использовать парашютирование помощи и в других районах, где ситуация позволяет это сделать», - прокомментировал это решение глава МИД РФ Сергей Лавров.
Единственное, о чём участники пока не смогли договориться, - это список террористических организаций, который является основной причиной разногласий между Россией и США. Пока мировое сообщество уверенно причисляет к террористам только «Исламское государство» и «Джбехат ан-Нусру». На них, к слову, перемирие не распространяется, поэтому российская воздушная операция будет продолжена.
Кроме того, представители российской делегации выступили против наземной операции в Сирии. Об этом в последнее время всё чаще говорят некоторые западные и ближневосточные политики, для которых главным является не перемирие, а уход сирийского президента Башара Асада. «Это очень скользкая дорожка. Но нет никаких сомнений, что это приведет к обострению конфликта», - отметил Лавров. Российский премьер-министр также критически высказался по поводу этой инициативы, о которой говорил госсекретарь США Джон Керри: «Если он хочет получить длительную войну, то, конечно, можно устраивать и наземные операции, и всё остальное».
После всего этого неудивительно, что все три дня конференции политики высказывали свои версии происходящего. Дмитрий Медведев заявил о том, что без нормализации ситуации в Сирии мир ждёт большая война с терроризмом. «Терроризм – проблема цивилизационная: или мы, или они, пора это всем осознать, без всяких нюансов и полутонов, без всякого оправдания их действий, без деления на своих и чужих, на крайних и якобы умеренных», - подчеркнул он. По поводу самой Сирии российский премьер высказался за важность сохранения единого государства без его деления по конфессиональному признаку, потому что «ещё одной Ливии, Йемена и Афганистана миру не потянуть».
Лавров во время своего выступления также говорил о деградации ситуации в Сирии, несмотря на достигнутые договорённости. Основной причиной этого он назвал постоянное появление новых условий у оппозиции, несмотря на уже принятую резолюцию ООН, которая предполагает самостоятельное определение своей дальнейшей судьбы гражданами Сирии. Он также призвал «не демонизировать Асада», поскольку, по его словам, «не только правительственные войска осаждают сейчас ряд городов страны, этим же занимается и вооруженная оппозиция». Этому же вопросу была посвящена встреча Лаврова с Керри. По словам Захаровой, «речь шла о конкретных путях реализации всех положений коммюнике».
Министр иностранных дел ФРГ Штайнмайер также отметил противоречивость проходящих переговоров. Он не стал давать прогнозы, поскольку считает, что об эффективности принятых решений можно будет говорить только после начала гуманитарной операции.
Генеральный секретарь Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Абдель Латыф Рашид аз-Заяни, в свою очередь, выразил надежду на сирийское урегулирование в связи с принятым решением. По его мнению, всё зависит от степени сотрудничества между всеми сторонами, однако уже наблюдаются первые сигналы доверия, которые проявляются в тесном согласовании и координации.
Тем не менее, в большинстве своём участники конференции и международные эксперты скептически относятся к переговорам. Как уже подчёркивалось ранее, главы МИД РФ и ФРГ оценивают возможность исполнения принятых решений всего на 50%. Эксперты, в свою очередь, считают, что успех наступления Асада в Алеппо также играет против принятых решений. Так, доцент МГИМО Михаил Троицкий уверен, что переговоры будут эффективными только тогда, когда все стороны будут в безвыходной ситуации. По словам эксперта, кто и о чём договорился ещё неясно, но заявления России и США, которые являются крупными игроками в этом конфликте, так или иначе придётся выполнять обещанное. Ему вторит и президент коммуникационного холдинга Евгений Минченко, который отметил возросшую в связи с успехами Асада сговорчивость сирийской оппозиции. Он также считает, что между сторонами переговоров есть множество непубличных условий, о которых «мы узнаем лет через двадцать из каких-нибудь мемуаров».
Россия и Сирия «подвинули» Украину
Несмотря на то, что открытие Мюнхенской конференции совпало с годовщиной подписания Минских договорённостей-2, украинская повестка не смогла привлечь должного внимания участников. Не помогли ни старания Порошенко, призывающего Запад к доверию, ни Саакашвили, кричащего о «лицемерии и несвязности» речи Медведева. Как пишет немецкая газета DW, Украина явно не была среди приоритетов конференции. Из прошедших мероприятий ей была посвящена лишь встреча «нормандской четвёрки». Никаких публичных дискуссий с участием украинских и российских властей намечено не было. А участие Порошенко по сути ограничилось лишь выступлением на панельной дискуссии.
Переговоры в рамках «нормандской четвёрки» усложнил тот факт, что сменился один из ключевых игроков – глава МИД Франции. На место Лорана Фабиуса был назначен Жан-Марк Эйро, от которого ожидают большей активности в решении проблем. В газете «Коммерсантъ» по результатам конференции отметили, что прошедшая встреча глав МИД не принесла никаких видимых результатов. Обсуждения коснулись соблюдения минских договорённостей и ситуации на Донбассе. Лавров надеется на более предметный разговор в ближайшие несколько недель после форума, а МИД ФРГ уточнил, что встреча должна состояться в начале марта. Единственное, о чём сумели договориться главы МИД, - это предстоящая совместная работа по определению формата выборов на востоке Украины.
Несмотря на то, что от лица многих политиков звучали слова о неисполнении минских договорённостей со стороны России, Запад и США постепенно начинают осознавать украинскую ответственность в этом вопросе. С этой точкой зрения согласен Сергей Лавров, который отметил нежелание киевского руководства выполнять свою часть соглашений. «Хорошо, что неприемлемость такого поведения вроде бы начинают понимать в Европе, да и в США, как показало выступление Джона Керри, при всей его специфической политкорректности в угоду моды на русофобию в определённых столицах», - отметил глава МИД РФ.
И действительно, за год Украина ни на шаг не приблизилась к их исполнению: никаких доведённых до конца реформ, коррупция всё на том же уровне, экономические провалы - всё это не может пройти бесследно. Запад устал закрывать глаза на бездействие киевских властей, поэтому Порошенко во время выступления пришлось несладко. Если в прошлом году его внимательно слушали, то на нынешней конференции стали задавать прямые вопросы, которые оказались не по душе украинскому президенту. Так, например, из зала прозвучал вопрос с явным намёком на коррупцию в стране: «Мы, конечно, хотим помочь Украине, но некоторые спрашивают, стоит ли наливать воду в дырявое ведро?» Как бы Порошенко ни отмахивался от этих вопросов, рассказывая о том, как медленно идут реформы, конференция в Мюнхене показала, что отношение Запада к нему крайне изменилось. «Самое главное – доверие», - в заключении своего выступления отметил Порошенко. Однако, судя по всему, доверия к украинскому лидеру с каждым днём становится всё меньше.
Директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник также обратил внимание на отход украинской проблематики на задний план в связи с повсеместными провалами Киева с Евросоюзом. По его мнению, всем ключевым игрокам, включая ЕС, сейчас стыдно за искусственный кризис, бессмысленно созданный на Украине. «Украинская тематика стала сегодня такой, что за неё стало как бы стыдно, и люди не хотят о ней говорить», - подчеркнул эксперт. Конечно, среди политологов есть и те, которые несмотря на очевидное отсутствие интереса к Украине, утверждают, что конфликт в Донбассе и минские договорённости стали ключевыми темами наравне с Сирией. Однако это мнение не подтверждается фактами.
Как бы то ни было, современные реалии меняют мировую систему безопасности. Миграционный кризис, который обсуждался наравне с сирийской проблемой, идёт рука об руку с террористической угрозой. Санкции, пропаганда в СМИ, разногласия по Украине и Сирии – всё это мешает выстраивать нормальные коммуникации на международной арене. Отсутствие согласованных действий и конфронтация только разжигают конфликты. Очевидно, что старая система безопасности больше не отвечает современным рискам, среди которых помимо атак ИГ были также названы крах трансатлантического партнёрства, ситуация в Саудовской Аравии, закрытие европейских границ, политическая и экономическая нестабильность в Бразилии, гегемония негосударственных технологических компаний, поведение президента Турции Эрдогана и других политических лидеров и т. д.
На Мюнхенской конференции были сделаны первые шаги по борьбе с этими вызовами, однако большинство стран уже сомневается в эффективности этих мер. Новые механизмы регулирования пока находятся в зачаточном состоянии, а какими они будут - остаётся только догадываться. В любом случае нельзя отрицать растущую роль Китая, который принимал участие в большинстве дискуссий конференции, и тем более центральное место России в этой системе. Даже глава МИД Великобритании Филип Хэммонд, указывая на ключевую роль Москвы в решении сирийской проблемы, заявил: «Всё зависит от желаний России». Необычное для британских властей заявление. Действительно, заставляет задуматься.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас