Как мы помним из предыдущей статьи
, лидер нидерландских анабаптистов Мельхиор Хоффман, объявивший себя ветхозаветным пророком Илией, был арестован в Страсбурге и провёл остаток жизни за решёткой. Но в германском Мюнстере в это время уже обосновались два его «апостола» (посланника) – Ян Матис из Харлема и лейденец Ян Бокельзон. Они объявили этот город Новым Иерусалимом и призвали в него своих сторонников. Узнав об аресте учителя, Матис без малейших угрызений совести объявил его лжепророком, а себя – пророком истинным, назвавшись Енохом. Он относился к той группе анабаптистов, что хотели сами построить Царство Божие на грешной земле.
Победа анабаптистов в Мюнстере
В это время в Мюнстере боролись две партии – католиков и лютеран. Анабаптисты поддержали последних и постепенно оказались во главе всех протестантов города. Благодаря их агитации, в феврале 1534 года за 8 дней здесь повторно крестилось более 14 тысяч человек. В одной из хроник можно прочитать об этом:
«Лица христиан расцвели. Все на базаре пророчествовали – даже дети 7 лет. Женщины делали удивительные прыжки. Безбожники говорили: они безумны, они напились сладкого вина.»
Деятельность анабаптистов Мюнстера не осталась без внимания местных властей. Князь-епископ Франц фон Вальдек, являвшийся сеньором этого города, собрал трёхтысячную армию, которая подошла к городу 9 февраля 1534 года, но не рискнула вступить в бой с выступившими против неё отрядами анабаптистов. А 10 февраля у Мюнстера произошло редкое атмосферное явление – гало: над городом видели три солнца. Анабаптисты сочли это знамением их грядущей победы, на их противников, напротив, гало оказало деморализующее влияние. В результате 21 февраля на выборах в городской совет сторонники Матиса получили большинство голосов и смогли поставить во главе Мюнстера своих сторонников либо лиц, сочувствующих им. Среди них был и купец Бернхард Книппердоллинг, бургомистр Мюнстера с 1533 года, ставший тестем и меченосцем Иоганна Лейденского.
Уже 24 февраля в Мюнстере начались погромы: разрушались церкви и монастыри, фанатики разбивали статуи, жгли иконы, выбрасывали на улицу мощи святых. Помимо церковных, были уничтожены статуи, окружавшие базарную площадь, вместе с иконами сжигались старинные рукописи и светские картины, разбивались музыкальные инструменты. А 27 февраля дошло и до изгнания «безбожников», которыми объявили всех, не принявших учения «пророка». Экстремистски настроенный Матис требовал их казни. Сохранивший остатки разума Книппердоллинг выступил против, резонно заявив:
«Все народы объединятся тогда против нас, чтобы отомстить за кровь убитых.»
Наконец, стороны пришли к согласию: изгнать из города тех, кто не принял второе крещение, разумеется, изъяв всё их имущество. Девизом анабаптистов, врывающихся в дома оппонентов, стали слова: «
». Очевидцы вспоминали, что в этот день шёл мокрый снег, а изгоняемым не позволили даже тепло одеться. Затем дошло и до «справедливого раздела имущества». Местная хроника так рассказывает об этом:
«Они единодушно порешили, что все имущество должно быть общим, что каждый должен отдать свое серебро, золото и деньги. В конце концов, все это и сделали.»
Впрочем, в «единодушии» жителей Мюнстера возникают большие сомнения. Единодушны по данному вопросу, вероятно, были местные и пришлые люмпены. Более или менее состоятельные горожане восторга явно не испытывали. Своих противников анабаптисты грабили очень охотно, а вот со своим имуществом расставались без энтузиазма, и процесс его обобществления затянулся на два месяца. Но семь диаконов, назначенных для наблюдения за исполнением этого приказа «пророка Еноха», были неумолимы и непреклонны. Были отменены все долги, прекращено внутреннее денежное обращение, все были уравнены в получении продовольствия и прочих товаров. Но Матису уже и этого было мало. Расправившись с католиками и лютеранами, он обратил внимание на тех анабаптистов, что повторно крестились последними. Таковых оказалось 300 человек. Самозваный пророк объявил, что «
». Несчастных заперли на несколько часов в одной из разгромленных церквей, но потом всё же отпустили. Горожане стали доносить на недостаточно благочестивых соседей, начались репрессии против инакомыслящих. Казни стали в Мюнстере явлением вполне обыденным и при этом были достаточно массовыми. Так, уже накануне падения этого города, 3 июня 1535 г. были казнены 52 человека, 6 и 7 числа того же месяца – по 18 человек. Были и совсем уж дикие случаи, когда тело одного из обвиняемых по имени Нортхорн было разрублено на 12 частей, а его сердце и печень съел один из голландских анабаптистов.Князь-епископ фон Вальдек обратился за помощью к обеспокоенным правителям окрестных земель – и получил её, в основном в виде оружия (в том числе – пушек) и снаряжения. Активно вербовались ландскнехты. Пехотинцам обещана месячная плата в 4 эмденских гульдена в месяц, конным воинам – 8. Кроме того, наёмникам обещано, что взятый город будет отдан им на целых 8 дней. Вождей анабаптистов и членов городского совета приказано было взять живыми. В начале марта 1534 года началась 14-месячная осада Мюнстера, который был хорошо укреплён и имел большие запасы продовольствия (это не было заслугой лидеров анабаптистов). Моральный дух осаждённых в первые месяцы осады был очень высок, чего нельзя сказать о солдатах епископской армии. Более того, анабаптисты часто и успешно совершали вылазки, нападая на вражеский лагерь.
Начало осады Мюнстера
Гибель Яна Матиса и явление «царя Иоганна Лейпцигского»
5 апреля 1534 года погиб вождь анабаптистов Мюнстера – Ян Матис. Накануне, во время трапезы с единоверцами, ему было видение, что он должен, подобно библейскому Самсону, вызвать неверных на бой. Ничуть не сомневаясь, он вышел за ворота с дюжиной добровольцев – все они, естественно, были убиты вражескими солдатами. Теперь настал звёздный час лейденского скорняка Яна Бокельзона, который заявил:
«Господь пожелал, чтобы Матис умер, дабы вы не верили в него больше, чем в Бога. Взамен он даст вам другого пророка, который будет еще могущественнее.»
После этого Бокельзон замолчал на три дня, а «разомкнув уста», объявил, что получил Божественное откровение о том, что именно ему и надлежит заменить Матиса. А «пророк» по имени Дюзеншнур сообщил о видении, будто Ян Бокельзон должен стать царём всей земли до тех пор, пока престол не займёт сам Господь Бог. Так скорняк из Лейдена стал ещё и царём Мюнстера, получив две золотые короны – царскую и императорскую. Городской совет был распущен, Мюнстер был поделён на 12 частей, во главе которых были поставлены «герцоги», избранные по жребию. По странной и счастливой «случайности» все «герцоги» оказались либо близкими новому «царю» «пророками», либо голландцами – земляками Яна Бокельзона, который отныне стал именоваться Иоганном Лейденским. Помимо прочего, Иоганн Лейденский заявил, что «» – в результате были снесены верхушки колоколен и башен. Даже из осаждённого Мюнстера в соседние области отправлялись проповедники и прокламации с призывами присоединяться к анабаптистам этого города:
«Апостолы» Мюнстера
«Пусть никто не думает ни о муже, ни о жене, ни о ребенке, если они неверные. Не берите их с собой, они бесполезны Божьей общине.»
Говорилось в них и о райской жизни в Мюнстере:
«Беднейшие из нас, которых раньше презирали как нищих, ходят теперь в богатых нарядах, как высшие и знатнейшие. Бедные стали Божьей милостью так же богаты, как бургомистры и богачи.»
В книге «Реституция или восстановление истинного христианского учения, веры и жизни» утверждалось, что Эразму Роттердамскому, Лютеру и Цвингли лишь приоткрылась истина, которая «воссияла» в Матисе и Иоганне Лейденском. А в «Книжечке о мести» содержались открытые призывы к борьбе с «нечестивой властью»:
«Вспомните о том, что они (представители власти) нам сделали; все это должно быть им воздано той же мерой, какой и они мерили. Внимайте и не считайте грехом то, что не грех.»
Известно, что посланники мюнстерских «пророков» добирались даже до Берна и Цюриха. Проповедь «апостолов» Мюнстера имела успех. В Кельне тогда «перекрестилось» 700 человек, в Эссене – 200. Мюнстерские анабаптисты по призыву местного «пророка» Иоанна Дюзеншнура открыто явились в город Сест и едва не захватили его. В городе Волленхов близ Утрехта на помощь мюнстерцам собрались 1600 анабаптистов, которые были с трудом рассеяны властями. Под Гроннингеном около тысячи вооруженных анабаптистов, направлявшихся в Мюнстер, были разбиты войсками герцога Гельдернского. Этот же герцог перехватил и уничтожил эскадру анабаптистов, которая направлялась к Девентеру. Утверждают, что в нижнесаксонском городе Варенбург анабаптисты вели себя так вызывающе и нагло, что его бургомистр осмеливался появляться на улице лишь в сопровождении многочисленных стражников. В гавани Амстердама власти захватили 21 корабль с анабаптистами, которые намеревались плыть в Мюнстер. Около трёх тысяч человек, в числе которых были женщины и дети, были размещены в лагере на острове Энс, многие из них погибли от голода и болезней.В Фризландии в 1535 году местные анабаптисты захватили один из монастырей, который с большим трудом был отбит местными властями: во время штурма императорские войска только убитыми потеряли 900 человек. В том же 1535 году из осаждённого Мюнстера в Амстердам отправился Ян Ван Геель, который 12-13 мая поднял в городе восстание и даже сумел захватить ратушу.
Многожёнство
Наконец, «пророки» осаждённого Мюнстера пришли к выводу о целесообразности учреждения многожёнства, необходимость которого обосновывали ссылками на Ветхий завет и ветхозаветных патриархов. К тому же и женщин в Мюнстере, после убийств и изгнания противников анабаптистов, оказалось в два (а по некоторым данным – и в три) раза больше, чем мужчин. Был издан закон, согласно которому все женщины детородного возраста были обязаны иметь мужа. И начался делёж женщин, сопровождавшийся многочисленными изнасилованиями и самоубийствами несчастных девушек и женщин. Непокорных женщин публично казнили на городской площади, одной из таких жертв стала девушка, отказавшаяся стать 17-ой женой Яна Бокельзона, уже именовавшего себя Иоганном Лейденским. Несчастную женщину объявили в том числе и еретичкой: ведь истинная христианка не могла отказаться от «семейного счастья» с «избранником Божьим». Утверждают, что Бокельзон лично отрубил ей голову, а остальные жёны в это время стояли рядом и пели церковные гимны. Всего же у Иоганна, в конце концов, оказалось 18 жён, одной из них стала Дивара – вдова Яна Матиса. Дело дошло до того, что отцы и братья некоторых женщин 29-30 июля 1534 года подняли восстание, которое возглавил член городского совета кузнец Мёлленхеке. Однако на сторону Иоганна встали его земляки – те анабаптисты, что пришли из Голландии и Фризии. Восставшие были казнены. Руководивший расправой над связанными противниками Иоганн Лейденский – Бокельзон кричал:
«Кто сделает первый выстрел, окажет услугу Богу.»
После подавления этого восстания были развернуты репрессии, направленные на подавление любого инакомыслия. Началось переименование городских улиц, а новорождённые получали странные, часто только что изобретённые имена. Напомним, что всё это происходило во время осады Мюнстера, которую вели войска, собранные князем-епископом Францем фон Вальдеком. Император Священной Римской империи Карл V в это время готовился к операции по изгнанию османского адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы из Туниса и не мог оказать противникам анабаптистского Мюнстера существенной помощи. Время шло, дисциплина в армии осаждавших падала, появились больные и дезертиры. Наконец, было принято решение о штурме, который был назначен на 26 мая. Но уже 25 мая отряды, стоявшие напротив ворот Юдефельде, желая войти в город первыми (и первыми начать его грабить), самовольно пошли на приступ. Увидев это, в наступление пошли и другие отряды армии князя-епископа.
Осада Мюнстера
Результат оказался вполне предсказуемым: осаждённые легко отбили этот приступ и даже сами перешли в контратаку, во время которой они вывели из строя 26 орудий и уничтожили большое количество пороха. Совершенно удручающим было и соотношение потерь: 14 погибших со стороны осаждённых против 200 убитых ландскнехтов епископской армии. Боевой дух осаждающей армии снизился ещё больше. Но ширилось недовольство и в осаждённом Мюнстере, где в июле, как мы помним, началось внедрение многожёнства и состоялся «делёж женщин». На новый штурм осаждающая армия решилась лишь 31 августа 1534 года. Наравне с мужчинами Мюнстер защищали тогда также женщины и дети. В некоторых местах атакующие были близки к успеху, особенно на участке между воротами Нойбрюкен и Кройц, где была разрушена крепостная стена. Но и этот штурм был отбит. В декабре 1534 года на Вестфальском земельном сейме в Кобленце мюнстерских анабаптистов официально приравняли к туркам. Было также решено в течение полугода выделять на осаду мятежного города по 15 тысяч гульденов. Между тем ситуация ухудшилась и в Мюнстере, где уже явственно ощущалась нехватка продовольствия, и в осаждающей его армии, где начались эпидемии. Некоторые из вождей анабаптистов предлагали прорываться в Нидерланды. Чтобы сэкономить продовольствие, из Мюнстера изгнали всех стариков, инвалидов, детей и часть женщин. Около 400 из этих изгнанников были казнены по приказу князя-епископа и его союзников – курфюрста Кёльна и герцога Клева. Около 300 человек были помилованы после отречения от ереси. Несколько сотен погибли от голода на ничейной полосе между стенами Мюнстера и лагерем осаждавших его войск. В Мюнстере осталось около 5 тысяч боеспособных мужчин. Моральный дух защитников Мюнстера был подорван. Началось дезертирство, некоторые из этих перебежчиков дали ценные сведения о слабых местах в обороне города.
Падение анабаптистского Мюнстера
Решающий штурм города был начат в ночь на 25 июня 1535 года. Нападавшим помог сильный ливень, во время которого «невозможно было отличить небо от земли». Перебив стражников, прятавшихся от дождя в караульных помещениях, авангардный отряд нападавших открыл ворота. По Крестовой улице ландкнехты двинулись к Соборной площади, где находился склад оружия и боеприпасов. Даже в этих условиях анабаптисты оказали яростное сопротивление, потеснив прорвавшиеся в город войска. Некоторое время исход сражения висел на волоске, тем более что ворвавшиеся в Мюнстер части не смогли сообщить остальным войскам, что они уже в городе, и те не пришли им на помощь. Не зная об этом, Иоганн Лейденский вступил в переговоры, предлагая противнику выход из города без оружия. Эта затяжка времени оказалась роковой: с рассветом ситуация прояснилась и осаждавшие с шести сторон ворвались в город. Мужество защитников Мюнстера, в рядах которых сражались и женщины, удивило даже их противников, но силы были слишком неравными. Последний отряд анабаптистов во главе с Берндтом Крехтингом защищал храм святого Ламберта.Наконец, поверив обещаниям сохранения жизни, сдались и эти воины – и были перебиты, едва сдали оружие. В 6 часов утра 25 июня Мюнстер пал. Из пяти тысяч его защитников в плен были взяты всего 700. Многие из них оказались потом гребцами на средиземноморских галерах. Ян Бокельзон и его «меченосец» Бернхард Книппердоллинг сдались в плен, под пытками отреклись от своей веры и были казнены на городской площади. Тела Бокельзона, Книппердоллинга и Крехтинга были выставлены в повешенных на церкви Святого Ламберта железных клетках, которые изготовил дортмундский кузнец Бертольд Людингхаусен.
Анабаптисты были полностью скомпрометированы по всей Европе и фактически оказались вне закона. Но группа анабаптистов, известных как меннониты, во второй половине XVI века всё же была признана в Нидерландах. Известный американский генерал и президент Дуайт Эйзенхауэр был потомком немецких меннонитов, семья которых эмигрировала в США в 1841 году. Впрочем, есть сведения, что его мать стала «свидетельницей Иеговы». В настоящее время, помимо меннонитов, существуют ещё два религиозных течения анабаптистского толка: амиши (аманиты) и гуттериты.