После образования Китайской Народной Республики Советский Союз оказал очень существенную помощь в деле построения китайской промышленности и подготовке национальных кадров. При этом в Китай передали натурные образцы и техническую документацию, необходимые для самостоятельного выпуска вооружения и техники. Активное советско-китайское оборонное сотрудничество продолжалось до начала 1960-х, благодаря чему в КНР были заложены основы военно-промышленного комплекса, а в Народно-освободительной армии Китая появилось современное оружие.
Производство самолётов Y-5 в 1950–1970-е годы
В 1948 году в СССР началось серийное производство многоцелевого биплана Ан-2. Хотя этот самолёт, появившийся в начале «реактивной эры», не обладал высокой скоростью и дальностью полёта, он мог эксплуатироваться с грунтовых площадок ограниченной протяженности и был пригоден для решения самых различных задач. Универсальность, надежность и простота конструкции обеспечили Ан-2 завидное долголетие. Помимо СССР, машины этого типа по лицензии выпускались в Польше и Китае. Расчалочный биплан Ан-2 с одностоечной коробкой крыльев в зависимости от модификации и назначения имел экипаж 1–3 человека. Он мог перевозить полезную нагрузку 1 500 кг или до 12 человек в пассажирском варианте. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР с взлётной мощностью 1 000 л. с. (номинальная мощность 820 л. с.), вращающий четырёхлопастной воздушный винт диаметром 3,4 м.Длина самолёта 12,4 м, размах верхнего крыла – 18,17 м. Максимальная взлётная масса – 5 250 кг. Максимальная скорость – 256 км/ч, крейсерская – 160 км/ч. Практический потолок – 4 200 м. Практическая дальность – 990 км. С максимальной нагрузкой длина разбега составляет 235 м. Длина пробега – 225 м. В 1950-е годы воздушным силам НОАК требовался лёгкий транспортно-пассажирский самолёт, и после знакомства с Ан-2 китайское командование решило, что он подходит им как нельзя лучше. В то время в КНР имелось не много капитальных взлётно-посадочных полос, а кукурузник мог свободно базироваться на слабо подготовленных площадках с ВПП длиной 300 м. Кроме того, Ан-2 был весьма прост в пилотировании и обслуживании, а подготовка к повторному вылету не занимала много времени.
В КНР эта машина первоначально получила обозначение «Фэншоу-2», а затем Y-5 (运-5, Yunshu-5 или Yun-5). Серийное строительство было налажено на Заводе № 320 в Наньчане (ныне – Наньчанская авиационно-производственная корпорация – NAMC, Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation), где параллельно с бипланом Y-5 серийно строились учебно-тренировочные самолёты CJ-5 (китайская версия Як-18). Двигатель АШ-62ИР под обозначением HS-5 производится в Китае на авиамоторном заводе в Сучжоу. Известно, что к 1986 году было выпущено более 2 600 таких моторов. Первый китайский кукурузник взлетел в марте 1958 года, после чего началось серийное производство.
До конца 1958 года заказчик принял 229 самолетов. В общей сложности Наньчанский авиазавод с 1958 по 1968 год выпустил 727 бипланов Y-5.В Наньчане строили транспортно-пассажирские самолёты Y-5А, соответствовавшие советскому Ан-2Т, сельскохозяйственные Y-5II (иногда обозначается как Y-5В), гидропланы-амфибии Y-5С – способные также садиться на сушу, тренировочные Y-5D – для обучения экипажей бомбардировщиков и военно-транспортных самолётов.
Впоследствии часть Y-5D переоборудовали в 5–7-местные самолёты улучшенной комфортности, предназначенные для перевозки особо важных пассажиров: партийных функционеров, дипломатов и высокопоставленных военных. Такие самолёты правительство КНР подарило северовьетнамскому лидеру Хо Ши Мину и королю Непала. В связи с освоением в Наньчане выпуска реактивных штурмовиков Q-5, производство многоцелевых поршневых бипланов попытались наладить в Харбине. Но Харбинский авиазавод, сильно пострадавший от экономических трудностей и общего спада промышленного производства, вызванных «Культурной революцией», с трудом поддерживал выпуск вертолётов Z-5 (копия Ми-4) и реактивных бомбардировщиков Н-5 (копия Ил-28). В связи с этим строительство самолета Y-5 в мае 1970 года перенесли на Шицзячжуанский авиазавод № 522 (ныне входит в состав промышленной группы HAIG – Nanchang Aircraft Manufacturing Corporation).
Поздние модификации китайских бипланов Y-5
На первом этапе китайские Ан-2, строящиеся в Шицзячжуане, практически не отличались от советского прототипа. Но впоследствии появлялись новые модификации. Так, к 1980 году несколько машин выпустили в варианте радиотехнической разведки и РЭБ. Самолёт радиотехнической разведки фиксировал координаты РЛС дециметрового и сантиметрового частотного диапазона, а другой самолёт с высокочастотными генераторами ставил им помехи. Впрочем, военные быстро разочаровались в таком дуэте. Генерируемая мощность передатчиков помех была небольшой, а ограниченный внутренний объём не позволял разместить необходимое количество аппаратуры радиотехнической разведки. Кроме того, дальность и скорость полёта биплана были явно не достаточными в случае противостояния с технологически продвинутым противником, имеющим сверхзвуковые истребители. Начиная с 1987 года в заводском ОКБ завода № 522 начались работы по поэтапной модернизации устаревающего биплана с учётом опыта эксплуатации. Для полетов в субтропических районах была улучшена теплоизоляция двигателя от кабины и внедрена дополнительная вентиляция. Ввели дополнительную противокоррозионную обработку металлических частей. В распоряжении пилотов появились новые приборы, средства связи и навигации. Самолёт, модернизированный силами заводского ОКБ, получил обозначение Shijiazhuang Y-5В. Серийное производство данного варианта началось в 1996 году. Шицзячжуанский авиазавод выпустил более 380 доработанных копий Ан-2, а всего до конца 2002 года в КНР было построено около 1 100 самолётов семейства Y-5. В связи с прекращением в КНР выпуска двигателей HS-5, на самолёты Y-5B с середины 1990-х устанавливаются моторы польского производства ASz-62IR .
На базе Shijiazhuang Y-5В было выпущено несколько различных специализированных вариантов, в том числе самолёты для аэрофотосъемки, машины повышенной комфортности для иностранных туристов, транспортно-пассажирские самолёты с возможностью быстрой конвертации в сельскохозяйственный вариант, самолёт для занятия парашютным спортом и ряд других. В начале 1990-х годов стоимость постройки биплана Y-5 составляла около 300 000 юаней. В XXI веке объёмы выпуска Y-5В в КНР снизились, и ежегодно производилось 20–25 самолётов. Благодаря возможности установки дополнительного топливного бака практическая дальность полёта модернизированного Shijiazhuang Y-5В возросла до 1 500 км. Внедрение нового винта несколько увеличило скороподъемность и сократило разбег при взлёте. Самолёт Shijiazhuang Y-5B-100 получил современную авионику, спутниковую навигацию с электронной картой и систему предупреждения о столкновении с препятствиями при полёте в условиях плохой видимости.
Самым заметным внесенным отличием данной модификации стали перьеобразные законцовки верхнего крыла. Как утверждают китайские источники, благодаря внедрению этого новшества стала лучше управляемость на малых скоростях, возросла топливная эффективность, а длина разбега сократилась на 20 %. Стандартная дистанция, необходимая для взлёта Y-5B-100, составляет всего 170 м, а взлетная дистанция для не загруженного самолёта – 105 м. В ноябре 2018 года на авиационно-космической выставке China Airshow 2018 в Чжухае китайская корпорация AVIC представила новый ремоторизированный вариант китайского Ан-2.
На новую модификацию, получившую обозначение Y-5BG, установлен американский турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1 100 л. с. и комплекс цифровой авионики Garmin G600TXI. К сожалению достоверной информации о лётных данных Y-5BG найти не удалось. Но по аналогии с турбовинтовым Ан-3, на который устанавливался ТВД-20 мощностью 1 375 л. с. с трёхлопастным реверсивным винтом диаметром 3,6 м, можно предположить, что максимальная скорость полёта Y-5BG не превышает 250 км/ч, а крейсерская – около 220 км/ч. Грузоподъёмность – не более 1 800 кг. Практическая дальность полёта – до 1 200 км. На международной выставке авиации общего назначения, проходившей в середине октября 2019 года в городе Шицзячжуан, было подписано предварительное соглашение между ПАО «Туполев» и корпорацией AVIC о поставке неназванному оператору из Уральского региона Российской Федерации десяти легких многоцелевых самолетов Y-5B (возможно, модернизированных Y-5BG). Как писали в китайских СМИ, эти самолёты планируется использовать в интересах сельского хозяйства и для предотвращения лесных пожаров. Модернизированные бипланы, произведённые в КНР, планировалось поставить в Россию двумя партиями.
Служба самолётов Y-5
С начала 1960-х самолёты Y-5 различных модификаций очень активно использовались в ВВС НОАК, армейской и морской авиации, а также в народном хозяйстве КНР. Помимо подготовки парашютистов, доставки личного состава и грузов, тихоходные бипланы привлекались для патрулирования труднодоступных приграничных районов и морской акватории. Несколько Y-5 были задействованы для киносъёмки китайских ядерных испытаний и пусков различных ракет. Для зондирования атмосферы на большой высоте как минимум один биплан оснастили турбокомпрессором и кислородным оборудованием. Китайские копии Ан-2 наряду с оригинальными самолётами советского производства применялись Северным Вьетнамом для переброски на полевые взлётно-посадочные полосы, возведённые недалеко от линии боевого соприкосновения, боеприпасов и медикаментов. Несколько машин, вооруженных пулемётами и неуправляемыми ракетами, вьетнамцы пытались использовать против наземных целей и американских боевых речных катеров, действующих в дельте Меконга. В ходе вооружённого конфликта между Вьетнамом и Китаем в феврале-марте 1979 года однотипные Y-5, принадлежащие НОАК и ВНА, вывозили из зоны боевых действий раненых, экстренно доставляли различные припасы и командный состав. По мере появления в КНР новых лёгких транспортно-пассажирских самолётов и вертолётов роль бипланов Y-5 в воинских перевозках снижалась. Тем не менее самолёты этого типа до сих пор используются китайскими вооруженными силами.
Согласно справочным данным, в транспортной авиации ВВС НОАК имеется около 90 самолётов Y-5В, которые эксплуатируются в интересах воздушно-десантных войск и в поисково-спасательных и транспортных подразделениях. Китайские военно-морские силы используют три десятка бипланов для поиска и спасения терпящих бедствие неподалёку от побережья. В последнее десятилетие несколько десятков Y-5В, имеющих значительный ресурс, китайские военные передали гражданским пользователям. Эти машины сохранили защитную окраску, но несут иные опознавательные знаки и номера.
В китайской гражданской авиации Y-5 очень активно служат до сих пор. Эти машины летают в малонаселённых пустынных и горных частях Китая, они перевозят пассажиров, грузы и обеспечивают почтовое сообщение. В прошлом кукурузник являлся основным сельскохозяйственным самолётом КНР. Но сейчас на этом поприще в Китае в основном трудятся более экономичные самолёты и дроны. Значительная часть бипланов произведенных на китайских заводах была экспортирована в дружественные КНР страны Азии и Африки. В Европе единственным официальным получателем самолётов Y-5 являлась Албания.
Больше всего машин этого типа получила Северная Корея (до 150 единиц). Согласно зарубежным экспертным оценкам, в настоящее время в КНДР на хранении и в эксплуатации может быть до 200 самолётов Ан-2 и Y-5. Скорее всего, в лётном состоянии остались гораздо более свежие Y-5. Тихоходные северокорейские самолёты, покрашенные в чёрный цвет, использовались для переброски в Южную Корею диверсантов в тёмное время суток. Они могли летать достаточно низко и медленно, чтобы быть незамеченными. В настоящее время один из таких бипланов, захваченный южнокорейскими силами безопасности, выставлен в военном музее в пригороде Сеула.
Часть бипланов в КНДР вооружили ракетами. Не так давно по северокорейскому телевидению был показан репортаж с военных учений, где, помимо прочего, с этих самолётов производились пуски НАР по наземным целям. Известно, что в Китае на базе Y-5 создано несколько типов БПЛА различного назначения. Первые радиоуправляемые самолёты этого типа готовили для забора проб из облака ядерного взрыва. Также бипланы ранних серий после выработки эксплуатационного ресурса переделывали в радиоуправляемые мишени, используемые в процессе боевой подготовки сил ПВО. Наибольшую известность получил БПЛА FH-98 (Feihong 98), переоборудованный из пилотируемого Y-5B. Этот беспилотник, созданный компанией China Aerospace Science and Technology Group, совершил первый полёт в 2018 году. После чего в дистанционно пилотируемые аппараты переделали несколько капитально отремонтированных самолетов, построенных во второй половине 1990-х.
Беспилотные летательные аппараты на базе Y-5
БПЛА FH-98 был разработан в интересах военных и испытывался НОАК. Для управления грузовым дроном использовалась наземная станция, изначально предназначенная для управления другими китайскими разведывательно-ударными беспилотниками. В ходе демонстрационного вылета с борта беспилотного биплана на парашюте в заданную точку был сброшен грузовой контейнер.Основным назначением БПЛА FH-98 является доставка грузов в районы, где слишком велика вероятность того, что пилотируемый транспортный самолет или вертолет будет сбит противником. Помимо этого, беспилотник может также использоваться для сброса крупнокалиберных авиационных боеприпасов, постановки мин, а также как ложная цель, для вскрытия позиций ПВО. Впрочем, возможно и гражданское применение этого беспилотного аппарата. По сообщению пресс-службы крупного транспортного холдинга SF Express (второй по величине китайский холдинг по доставке грузов), 21 августа 2020 года БПЛА FH-98 совершил свой первый коммерческий рейс, доставив груз в аэропорт Баотоу (автономный район Внутренняя Монголия).