Это противоречит давнему скептическому мнению многих экономистов и других людей, которые рассматривают биткойн как классическую схему Понци. Их точка зрения основана на следующих наблюдениях:
- инвесторы покупают в ожидании прибыли
- это ожидание подкрепляется новостями и слухами про прибыли тех, кто удачно вышел
- для этой прибыли нет внешнего источника и она полностью получены за счет новых инвестиций
- операторы забирают большую часть денег
Все это действительно правда. Но, назвав биткойн схемой Понци или МММ, критики, возможно, слишком снисходительны по двум причинам. Во-первых, у биткойна нет такого же финала, как у схемы Понци или МММ. Во-вторых, это представляет собой игру с глубоко отрицательной суммой с широкой социальной точки зрения.
На первый взгляд, стоит оценить, как она соотносится с первоначальной схемой, разработанной Чарльзом Понци. В 1920 году Понци пообещал 50% на 45-дневные инвестиции и даже сумел выплатить их ряду инвесторов пока, в конце концов, схема не рухнула менее чем через год после этого.
В рамках крупнейшей и, вероятно, самой продолжительной схемы Понци в истории Берни Мэдофф выплачивал доход в размере около одного процента в месяц. Финансовый кризис 2008 года привел к каскаду выплат участниками без подпитки извне и схема рухнула.
Но в схеме Мэдоффа кое что пошло не так и вышло за рамки ее краха из-за увлекательных и продолжающихся до сих пор судебных разбирательств. Они пережили самого Мэдоффа, который умер в начале 2021 года.
Многие не знают, что управляющий банкротством Ирвинг Х. Пикард упорно и успешно преследовал тех, кто взял больше денег из схемы, чем они вложили. Ему даже удалось отследить деньги на офшорных долларовых счетах, оспаривая спорный экстерриториальный охват Законодательства США до Верховного суда США. Из $ 20 миллиардов признанных первоначальных инвестиций в схему (которые, как сообщили жертвам, достигли суммы, более чем в три раза превышающей эту сумму), около $ 14 миллиардов, или поразительные 70 процентов, были возвращены и распределены. Претензии на сумму до $ 1,6 млн полностью погашаются до сих пор.
В отличие от инвестиций с Madoff, биткойн покупается не как доходный актив, а как бессрочный актив с нулевым доходом. Другими словами, он ничего не обещает в качестве постоянной доходности и никогда не наступает с обязательным окончательным платежом. Единственный способ обналичить биткойны - это продать их кому-то другому.
Крах Биткойна будет сильно отличаться от коллапса схемы Понци, Мэдоффа или МММ. Одним из возможных спусковых механизмов может быть крах большой так называемой стабильной монеты или stablecoin, то есть эрзац-долларов США, которые возникли, чтобы обеспечить лазейку для транзакций с криптовалютой. Эти "нерегулируемые фонды денежного рынка" продаются как долларовые резервы с "надежными активами", которые соответствуют их непогашенным обязательствам. Учитывая отсутствие регулирования и раскрытия информации, нетрудно представить себе, что произойдет, когда большой котел стейблкоина лопнет, как это произошло с регулируемым фондом денежного рынка, который держал бумаги Lehman в 2008 году. Это может настолько нарушить всю экологию криптовалюты, что остановит приток "буратин" в биткойн. Рынок может закрыться на неопределенный срок.
В этом случае не будет никаких длительных юридических усилий по преследованию тех, кто обналичил свои биткойны на раннем этапе, чтобы перераспределить свою прибыль среди тех, у кого остались биткойны. "Буратины" которые не успеют избавиться от биткойнов не смогут предъявить никаких претензий к тем, кто купил и продал раньше.
По своему денежному потоку биткойн больше похож на схему накачки и сброса ценных бумаг, чем на схему Понци. В схеме накачки и сброса трейдеры приобретают мусорные акции, бурно обсуждают их в СМИ и активно торгуют ими между собой по растущим ценам, прежде чем переложить весь мешок мусора на тех, кого привлекает шумиха и ценовое движение. Подобно схеме накачки и сброса, биткойн использует чистое желание прироста капитала. Покупатели терпеть не могут, когда из друзья и знакомые становятся богатыми в одночасье, они страдают завистью и острым страхом упустить что-нибудь. Но в любом случае биткойн не дает никаких шансов вернуть хоть что ни будь в случае краха.
Во-вторых, еще одно большое различие между биткойном и МММ заключается в том, что биткойн, является игрой с отрицательной суммой для всего общества. Для запуска биткойна используются реальные ресурсы, это обходится дорого, в отличие от операции Мэдоффа которые начинали бандой из трех человек. С социальной точки зрения, то, что Мэдофф взял из своей схемы и в конце концов и потребил, - это перераспределение в игре с нулевой суммой (гарант фонда в итоге продал свой пентхаус). И тут мы приходим к четвертому утверждению, приведенному выше - "операторы забирают большую часть денег". Это утверждение объединяет выручку Мэдоффа и доходы майнеров биткойнов, но с экономической точки зрения они очень разные.
С биткойнами и другими криптовалютами игра заключается в том, что эта схема пожирает электроэнергию, которой хватит на целую стану. Насколько велика стоимость этого "поля чудес"? В начале 2021 года совокупные выплаты майнерам биткойнов с 2009 года по разным оценкам составляют $ 15 млрд или приблизительно $ 30 млн. в день на электроэнергию.
При сегодняшних более высоких ценах на биткойны дыра растет быстрее. Около 900 новых биткойнов в день требуют почти $ 45 млн. в день на электроэнергию. Таким образом, отрицательная сумма в биткойн-игре исчисляется уже десятками миллиардов долларов и растет более чем на миллиард долларов в месяц и эти деньги уже не вернуть. Так что сравнивать биткойн со схемой Понци, МММ или схемой накачки и сброса, которые в основном являются перераспределительными, значит льстить системе криптовалюты.
Экономический анализ биткойна должен признать его уникальность в истории маний и обманов. Как объект спекуляций, биткойн беспрецедентен потому что объекта спекуляций просто нет. Эта постмодернистская мания характеризуется высокими ценами на записи в виртуальных таблицах, которые ни кому не принадлежат. Бессрочный виртуальный контракт ни с кем и с нулевым купоном продвигается как актив в триллион долларов и к сожалению это не шутка. В отличие от схемы Понци, биткойн не может закончиться бегством организаторов.
В случае краха, держатели биткойнов все вместе потеряют то, что они заплатили майнерам за свои биткойны. Но держателям биткойнов не получиться вызвать кого то в суд или вывести в лес, что бы попытаться вернуть вложенные деньги, они просто улетучатся. Вот тогда "буратины" с биткойнами пожалеют о том, что это была не МММ.