Отрезанный от Большой земли, блокированный с моря вражескими ВМС и ВВС, Севастополь держался в течение долгих месяцев и стал настоящей крепостью, отражающей яростные атаки врага.
Оборона Крыма
Налёты вражеской авиации на Севастополь и русский флот начались с первого дня войны, 22 июня 1941 года и продолжались практически ежедневно. В июле 1941 года, когда стало очевидно, что дела на фронте идут плохо, в городе начали строить укрепления. Успели возвести две линии обороны: внешнюю – длиной 35 км (в начале обороны города её поделили на 4 оборонительных сектора) и тыловую – в 2–3 км от города длиной 19 км. Построить третий рубеж обороны – от Балаклавы до Качи не успели.В сентябре 1941 года немецкая армия нанесла тяжёлое поражение советскому Юго-Западному фронту, захватила Киев и Украину. Гитлеровцы вышли к Перекопскому перешейку, по которому проходила сухопутная связь между Крымским полуостровом и материком. Крым был отрезан от остальной части Советского Союза. Оборона Крыма была возложена на войска 51-й Отдельной армии под командованием генерал-полковника Фёдора Кузнецова, его заместителем был Павел Батов (будущий герой обороны Сталинграда). Так как деблокировать Крым пока было невозможно, верховное командование приказало всеми силами удерживать крымские перешейки и не дать врагу прорваться на полуостров.
Основой 51-й армии был 9-й стрелковый корпус. Перекоп, Чонгар, Арабатскую стрелку и южный берег Сиваша обороняли 156-я, 276-я и 106-я стрелковые дивизии (9-й корпус). Против возможного десанта противника выделили явно избыточные силы: 271-я стрелковая, 48-я, 42-я и 40-я «лёгкие» кавалерийские дивизии (трехполкового состава). Также побережье охраняли четыре дивизии, сформированные в Крыму: 172-я (создавалась как 3-я Крымская моторизованная дивизия), 184-я (на основе погранвойск), 320-я и 321-я. То есть ожидание десанта и высадки противника на побережье явно был преувеличено советским командованием, в ущерб обороне северного направления. Из-за опасности прорыва противника на Донбасс и в Крым советское верховное командование в конце сентября 1941 года решило оставить Одессу, которую успешно обороняла Отдельная Приморская армия. Войска Одесского оборонительного района, включая Приморскую армию, эвакуировались в Крым, для усиления обороны полуострова. 1–16 октября 1941 года войска из Одессы вывезли морем в Крым. Правда, Приморская армия не успела встать вторым эшелоном за 51-й армией. Её войска начали прибывать в район боевых действий только 23 октября, а немцы возобновили штурм позиций 51-й армии 18 октября.
Германское командование, уверенное, что главные силы Красной армии на южном направлении разгромлены, поставило перед группой армий «Юг» сразу три крупные задачи: 1) захват Харькова, Донбасса и Ростова, чтобы лишить Россию важных экономических районов и открыть путь на Кавказ; 2) занять Крым и лишить русский флот главной базы – Севастополя, захватить крымские авиабазы, с которых советские самолеты могли бомбить румынские нефтепромыслы; 3) захватить Одессу, чтобы освободить румынскую армию, которую планировали использовать в тылу, заменив немецкие части, которые были нужны на передовой. 24 сентября 1941 года немецкие войска силами двух пехотных дивизий (46-я и 73-я) при поддержке авиации и артиллерии начали штурм Перекопских позиций. Немцы умели взламывать позиционную оборону: они использовали удар тяжелой артиллерии, авиацию, штурмовые группы пехоты и САУ. После тяжелых боев они смогли прорвать советскую оборону, потеснили 156-ю и 106-ю дивизии, захватили Армянск. Советская опергруппа во главе с Батовым (1,5 стрелковой и 42-я кавалерийская дивизия) нанесла контрудар. Завязался упорный бой, Армянск несколько раз переходил из рук в руки, но в итоге остался за германцами. К 30 сентября советские войска отошли к Ишуньским позициям. Командующий немецкой 11-й армией Манштейн, ввиду высоких потерь, а также того, что часть сил армии была направлена на Ростовское направление, приостановил наступление. Советская Ставка принимает решение об эвакуации Одессы, чтобы укрепить оборону Крыма. Командованию 51-й армии до прихода подкреплений приказали сконцентрировать все силы для обороны Ишуньских позиций, южного берега Сиваша, Арабатской стрелки и Чонгарского перешейка. На эвакуацию Приморской армии из Одессы и прибытие её к Перекопским позициям требовалось около трёх недель.
Первый штурм Перекопа
Тем временем немцы оттеснили войска Южного фронта к Таганрогу и получили возможность возобновить наступление на Крым. Для захвата полуострова была выделена 11-я армия и румынский горный корпус – 7 немецких пехотных дивизий и 2 румынские бригады. Позднее присоединился румынский кавалерийский корпус – 3 бригады. Воздушную поддержку оказывали части 4-го воздушного корпуса люфтваффе. Главный удар немцы наносили через Перекоп, вспомогательный – румынским корпусом через Чонгар. К 18 октября 1941 года у Перекопского перешейка находилось 4 пехотные дивизии 54-го корпуса, две дивизии 30-го корпуса переходили от Геническа к Перекопу. Ещё одна дивизия была в пути к Крыму. Румынский корпус располагался в районе Геническа. Силы Манштейна насчитывали около 190–210 тыс. человек, включая 65 тыс. румын. Советские силы, включая с Приморской армией (4 стрелковые и 1 кавалерийская дивизия), насчитывали к 18 октября 1941 года 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизии. Этого было достаточно для создания прочной и эшелонированной обороны на севере полуострова. На море господствовал наш флот, то есть мы должны были иметь преимущество на приморских флангах, а возможность морских десантов врага исключалась. Вероятность успешного воздушного десанта противника также была минимальной. К сожалению, командование 51-й армии не сумело правильно оценить обстановку и распылило свои немалые силы по полуострову. Для обороны побережья выставили сильно избыточные силы (хватило бы местных ополчений, рабочих и истребительных батальонов, милиции) – 3 стрелковые и 2 кавалерийские дивизии. 2 стрелковые и 1 кавалерийскую дивизию держали в резерве. На перешейках дивизии располагались в одном эшелоне: 4 дивизии на Ишуньских позициях, на Чонгарском полуострове – 1 дивизия. Две дивизии Приморской армии были на марше из Севастополя к перешейкам и не могли прибыть до 23-го, занять оборону до немецкого прорыва.
Силы сторон
18 октября 1941 года армия Манштейна силами трёх дивизий атаковала Ишуньские позиции. Основной удар две немецкие дивизии нанесли на узком участке между морем и железной дорогой. Главную роль в разгроме советских позиций играла артиллерия и штурмовые группы. 20 октября немцы прорвали советскую оборону. Командование 51-й армии вместо организации фланговых контрударов пыталось закрыть образовавшуюся брешь имеющимися силами. Противника атаковали части кавалерийской группы (40-я и 42-я кавдивизии) и 5-й танковый полк, но без особого успеха. 23 октября немцев в лоб контратаковали две подошедшие дивизии Приморской армии (25-я и 95-я). В ожесточенном встречном бою наши войска задержали врага до 25-го. Однако советские войска потеряли удобные для обороны Ишуньские позиции и дрались на рубежах, не подготовленных для обороны. Советские дивизии быстро истощили свои силы. Советская Ставка для лучшей организации действий 51-й и Приморской армии Черноморского флота 22 октября создало командование войск Крыма во главе с вице-адмиралом Г. И. Левченко, его заместителем по сухопутной части был генерал-лейтенант П. Батов. 26 октября подходом двух дивизий 30-го армейского корпуса гитлеровцы возобновили наступление. Лучше организованные и подвижные соединения вермахта 28 октября сломили сопротивление советских войск. Оборона советских армий развалилась, понесшие большие потери дивизии теперь могли организовывать только отдельные очаги сопротивления, чтобы задержать противника. Дивизии Приморской армии стали отступать на юг, а войска 51-й армии, против которых действовало 5 немецких дивизий, на Джанкой. Не имея под рукой подвижных соединений, Манштейн 29-го сформировал временную моторизованную группу полковника Циглера. В группу включили моторизованные части пехотных дивизий – разведывательные батальоны на бронемашинах, противотанковые и зенитные дивизионы. Советское командование планировало отвести войска на слабо подготовленный тыловой оборонительный рубеж: Советский – Ново-Царицыно – Саки, и закрепиться на нём. Однако немецкая подвижная группа 31 октября вышла к станции Альма, а за ней следовали части 54-го корпуса. Закрепиться на тыловом рубеже советские войска не смогли. Чтобы не допустить падения Севастополя, гарнизон которого в это время был весьма слабым, было решено отвести войска Приморской армии к базе Черноморского флота. 51-я армия должна была прикрыть Керченское направление. Дороги из Симферополя на Севастополь были уже перехвачены противником, поэтому войска Приморской армии шли через горы на Алушту и Ялту, а оттуда по Приморскому шоссе в Севастополь. Часть войск вывезли в Севастополь на кораблях. Отход армии проходил в сложных условиях: приходилось отражать атаки идущего следом 30-го корпуса противника. 6 ноября передовые части Приморской армии вышли к Севастополю, где гарнизон (в основном морская пехота) отражал атаки 54-го армейского корпуса, который вышел к порту кратчайшим и лучшим путем. Приход войск Приморской армии спас Севастополь.
Немецкий прорыв
51-я армия, которую с 30 октября возглавлял генерал Батов, отводилась для обороны Керченского полуострова. 4 ноября на базе 51-й армии был сформирован Керченский оборонительный район, в состав которого вошли войска 51-й армии и Керченская военно-морская база. 51-я армия имела достаточные силы – 7 стрелковых дивизий. Сырая, плохо вооруженная 321-я стрелковая дивизия была уничтожена немцами в районе Евпатории, выжившие – ушли к партизанам. Те, кто остались от двух кавалерийских дивизий – 40-й и 42-й, отступали вместе с Приморской армией. Остатки 48-й кавалерийской дивизии с частью 184-й стрелковой дивизии были зажаты немцами в районе Алушты, которые отрезали нашим войскам путь на Севастополь. Небольшая часть всё же смогла пробиться в Севастополь, другая – во главе с комдивом Аверкиным – стала партизанить, остальные погибли или попали в плен. Группа Аверкина в декабре была уничтожена румынами, генерал погиб. Командование 51-й армий, несмотря на удобные позиции, не смогло организовать прочную оборону полуострова. 3 ноября немцы заняли Феодосию, и уже на следующий день полки 170-й немецкой дивизии прорвались на полуостров. Гитлеровцы прошли через противотанковые рвы, которые шли по всей ширине перешейка, проволочные заграждения, подкрепленные огневыми позициями. Глубина обороны доходила до 8 километров. Советские войска отчаянно сопротивлялись, их поддерживала артиллерия и авиация, однако 5-го немцы прорвали передовые позиции. Затем сломили сопротивление противника и на Киммерийском валу. Продвижение немецких войск было затруднено сильными дождями, дороги размыло. 16 ноября последние части советской 51-й армии были эвакуированы на Таманский полуостров. Немцы захватили Керчь и зачистили остатки советских подразделений, которые продолжали сопротивление. Таким образом, войска немецкой 11-й армии прорвали оборону Красной армии, захватили почти весь Крымский полуостров, включая Керчь, и блокировали Севастополь. Главная база русского флота оказалась под ударами люфтваффе, самолеты которой перебазировались на крымские аэродромы, и германской артиллерии. Черноморский флот, кроме нескольких старых кораблей, оставленных для огневой поддержки гарнизона Севастополя, пришлось перебазировать в менее удобные порты Кавказа. Захват гитлеровцами Керченского полуострова затруднил сообщение нашего флота между Азовским и Черным морями.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!