Извините, что не про короновирус.
Благословенная Аравия?
Саудовская Аравия – один из мировых лидеров по добыче нефти. По данному показателю в последнее десятилетие она неизбежно в тройке лидеров, наравне с Россией и США. Одновременно КСА один из лидеров исламского мира, контролирующий две святыни ислама (Мекку и Медину) и задающую тон в многих общеисламских начинаниях.
То, что КСА неразрывно связана с нефтью всем уже привычно. Собственно, именно нефть сделала из королевства то, что мы сейчас видим, позволило под покровительством в то время еще влиятельной и могучей Британской империи собрать государство, объединяющее ряд разрозненных территорий Аравийского полуострова.
Именно нефть дала стране возможность участия в больших политических процессах, вносивших вклад в динамику политикой реальности всего мира. Речь идет о непосредственном участии КСА в нефтяных кризисах прошлого с которыми связывают порой такие эпохальные события, как крушение бывшего СССР. Конечно многие вещи не более чем мифотворчество, однако, полагаем, что даже за кучей мифологем порой скрывается и зерно реальности. При любых обстоятельствах Королевство было и продолжает быть видным игроком на нефтяных и геополитических площадках мира, поддерживая многие течения как в арабском мире, так и аз его пределами.
Одновременно Саудовская Аравия – это сгусток внутренних противоречий, который время от времени выплескивается на всеобщее обозрение то арестом очередного принца, то весьма скандальным заявлением, то убийством неугодных саудовским властителям человека в других странах. Собственно, Королевство не чурается никакими средствами, дабы провести свою волю в тех или иных ситуациях. Иногда жестко и реакционно, иногда мягко и с шелест ом купюр. Таковы реалии современной политической борьбы.
На фоне происходящей войны всех против всех на мировой геополитикой арене, когда происходит доселе невиданное, например, экономический конфликт между США и ЕС (включая налоги на интеллектуальную собственность, заградительные пошлины и другие атрибуты современной экономической войны) Саудовская Аравия остается одним из игроков выступающим хотя и не основным, но одним из серьезных игроков в данном процессе. Серьезность игры при этом определяется даже не готовностью самих саудидов к жесткому противостоянию (во время конфликта между США и Ираном по поводу убийства Сулеймани КСА не высказывало такой решительности), а обстоятельства мирового процесса.
Королевство по большому счету обречено сопротивляться, или погибнуть. Причем для них погибнуть куда проще, чем победить, поскольку в бушующем море мировой геополитики у КСА много врагов, но практически нет ни друзей, ни защитников.
Новый нефтяной порядок
Собственно, ситуация с короновирусом в Китае. Ослабление экономических показателей в целом ряде стран. И провокативные действия США на рынке нефти заставили Саудовскую Аравию действовать. Причем действовать решительно. С решимостью зверя, загнанного в угол. При этом саудовский тупик практически неразрешим, поскольку в своей борьбе саудиды остались один на один со всем миром.
Собственно, КСА в прошлом раунде игры, когда мировые цены ползли вниз смогли найти в себе силы предложить действительно спасительный вариант (по крайней мере на их взгляд) в виде ограничения предложения нефти на рынке – ОПЕК+. В условиях растущего спроса (а рост экономик многих стран стребовал нефтяной подпитки) главной задачей было недопущение взрывного наращивания добычи нефти. Если предложения на рынке не будут перерывать спрос, тогда цены будут держаться на стабильно приемлемом уровне. Эта логика понятна и ясна. На фоне данной логики КСА вынуждена была даже пойти на контакт с Россией, с которой имела некоторые противоречия в частности в позициях по Сирии. Не секрет, что именно Саудовская Аравия являлась одним из основных спонсоров боевиков, промышлявших в Сирии. Да и мировой террористический интернационал в других частях света тоже активно поддерживал Эр-Рияд.
Королевство пошло на уступки в части поддержки террористов, кое где вообще свернув террористическую активность, начала сотрудничество в области инвестиционной деятельности (дав возможность суверенным фондам королевства вкладывать в экономику России), пошла на сближение в том числе в части дипломатической активности по ближнему востоку. Визит В.В. Путина в Эр-Рияд был обставлен показательно помпезно. Сродни визита коронованной особы.
Но ОПЕК+ дал трещину. И трещина эта была двустрононней и внутренней и внешней. Внешняя трещина была связана с давлением, которое на рынок начали оказывать американские сланцевики. Когда все держали объемы добычи, американские сланцевые компании пользуясь моментом наполняли рынок более дешевой нефтью, не только пытаясь вытеснить других игроков с рынка, но и используя дешевеющую нефть в качестве орудия в геополитической игре. Чего только стоит обещание Помпео, данное Лукашенко о том, что американцы готовы поставить нефти столько, сколько нужно. Очевидно, работать в интересах других (США в первую очередь) Москву не устраивало.
Внутренний раскол был связан с тем, что некоторые игроки из состава ОПЕК+ мягко говоря мухлевали с балансами добывая больше, нежели чем обязаны были сокращать, кроме того некоторые попытались полезть в страны – добывающие нефть, но не участвующие в ОПЕК+, чтобы через них нарастить активность на рынке. Так, очень болезненным отказалось участие КСА в добыче нефти в сирийской провинции Дэйр-Эз-Зор.
Да и предложение КСА, сделанное России в части сделки по ОПЕК+ оказалось до невозможного наглым, практически ультимативным. Сократить добычу в рамках сделки на 1,5 миллиона баррелей, при этом на долю России бы пришлось 0,5 млн. баррелей в сутки.
Весьма вероятно, что КСА несколько переборщили с реакцией на российско-турецкое перемирие по Идлибу. Саудовская Аравия, являясь давним врагом Эрдогана очень надеялось, что Россия выставит турецкую армию из Идлиба (желательно еще и с приличными потерями) и сделает Эрдогана уязвимым игроком, обеспечив жесткую критику на внутреннем фронте. Но Россия и Турция подписали протокол к сочинским соглашениям и решили проблему без серьезного конфликта. Следом последовало предложение Саудовской Аравии, наполненное саудовским гневом и показательным игнорированием российской позиции.
Однако, несли КСА не получало удобных цен (а низкие цены опасны для саудовской стабильности), то значит нужно воевать в полную силу. Видимо об этом подумали в Королевстве, поскольку начали проявлять завидную активность. Саудовская Аравия вышла на тропу войны.
Причины, следствия, стратегии, планы
Собственно, логика Саудовской Аравии в данной ситуации понятна. Саудидам во что ы то ни стало нужно показать, что они имеют влияние на мировые рынки нефти и с ними нужно считаться. Без этого ни заключение соглашений, ни собственно серьезное обсуждение тех или иных проблем невозможны.
Что же сделали саудиды. Они решили повысить ставки в игре. Предположение вполне себе очевидное. Если они сейчас покажут, что с ними воевать в теме нефти не выгодно никому то смогут добиться ряда вещей. Во-первых, убедят Россию вернуться за стол переговоров по ОПЕК+. Во-вторых, убедят США прислушаться к саудовскому мнению относительно необходимости сдерживания на нефтяном рынке и ограничить работу сланцевиков. В-третьих, укрепят свой авторитет среди ряда арабских государства (в том числе и нефтедобывающих). В-четвертых, убедить всех, что Саудовская Аравия в случае начала войны за рынки сбыта может выиграть эту войну, заместив своей нефтью нефть других поставщиков.
Что же делает Королевство? Пытается выиграть ценовую войну путем резкого роста предложения и давления на рынок с точки зрения понижения цены на нефть. Все большего и большего понижения. Заявление о том, что нефтяной компании Арамко поручено нарастить добычу до тринадцати миллионов баррелей в сутки (такой объем в принципе выглядит фантастическим и нереалистичным и может быть реализован только в короткой перспективе и при помощи опустошения всех нефтяных резервов Саудовской Аравии, так как технически нарастить добычу в такие короткие сроки практически невозможно, а вот осуществить забор из хранилищ вполне). Но мало добыть (или достать) нефть. Нужно еще ее каким-то образом доставить до потребителя, который на Аравийском полуострове отсутствует в принципе. Для этого КСА начало фрахтовать свободные танкеры, что резко повысило цены на фрахт таких кораблей. Одновременно КСА понизило отпускную цену на свою нефть до 25 долларов за баррель (что выше себестоимости добычи, но меньше расчетных показателей бюджета Королевства), что должно вкупе с расходами на транспортировку обеспечить конкурентность новых предложений нефти на рынке.
Действия понятны, но обоснованы ли? Надо полагать, что действия Саудовской Аравии эффективны в короткой перспективе и малоэффективны в длительной и серьезной борьбе за нефтяной рынок. В текущий момент рынок больше реагирует на спекулятивную игру сил, контролирующих биржевых игроков, на стерические новости о вирусе и в самом меньшем масштабе на действия Саудовской Аравии. При этом на дальнюю перспективу стратегия Саудовской Аравии проигрышна. Даже если им удастся застолбить за собой какой-то новый рынок, то поддерживать поставки на этот рынок может оказаться крайне проблематично. Конкуренты освоятся с ценовым положением и начнут помаленьку возвращать упущенное, а КСА в конечном итоге придется гораздо больше вкладывать в безопасность перевозок и загрузку танкеров, что крайне неблагоприятно для них. Опять же, представьте на секунду, что где-то в Ормузском проливе будет обстрелян саудовский танкер, или очередные «хуситы» устроят налет на порт для загрузки танкеров нефтью? Слишком ненадежный поставщик КСА.
К чему же придет Саудовская Аравия? По большому счету ни к чему хорошему. Все 4 цели нереализуемы в длительной перспективе в принципе.
Заставить Россию пойти на уступки по ОПЕК+ это задача, которая не имеет решения, поскольку Россия по большому счету не против заключения такой сделки, но предполагающей приемлемые параметры, а значит отступление КСА от своих позиций в части параметров сделки. При этом сама сделка имеет крайне ограниченный срок своей актуальности. Уже через пару недель ее надобность будет практически полностью нивелирована и всем придется искать другие пути решения общих нефтяных проблем.
Заставить США прислушаться к мнению КСА и ограничить сланцевиков невозможно. США сейчас входят в избирательный цикл и им идти на поводу у саудидов совершенно ни к чему, тем более, сдерживая сланцевые компании. Очевидно, что американскому руководству будет гораздо проще обеспечить поддержку американских компаний на фоне саудовского демарша и готовить в самой Аравии государственный переворот. Исключительно как средство для возвращения принцев Аравии к реальности.
Укрепление авторитета КСА среди мусульманских государств могло бы произзойти реши саудиды первые две задачи. Вот тогда авторитет бы взлетел. Да, сейчас КСА может собрать вод свои нефтяные знамена некоторых игроков, например, Кувейт, Бахрейн, Судан, Нигерию. Но этого слишком мало для того, чтобы серьезно рассчитывать на то, чтобы выиграть. А дальше авторитет КСА начнет разрушаться, если выиграть в короткой перспективе не удастся. А вероятность удачного решения крайне и крайнее мала.
Наконец четвертая задача по занятию новых рынков по большому счету не решатся из-за технических проблем с транспортировкой нефти. Обеспечит ь ее стабильность и устойчивость Аравии будет очень и очень сложно. Практически невозможно. Так что же можно ожидать от ближайшего будущего?
Что такое КСА сейчас
Для Саудовской Аравии последствия ее политики на рынке нефти можно определить с внутренних и внешних позиций. Собственно, наиболее заметными могут быть проблемы внутри страны, где Королевство может столкнуться с целым рядом проблем.
Во-первых, КСА это постоянная борьба за власть, а власть в КСА это разборки между принцами. Нынешний король занял престол не в свою очередь, его сын, назначенный наследным принцем опять же обошел общую систему престолонаследия. И критиков занятия власти ими хоть отбавляй. В результате, периодически приходится зачищать пространство вокруг трона от самых непокорных, или самых ретивых в погоне за властью. Сложности на нефтяном рынке могу быть восприняты многими как сигнал к борьбе за власть.
Во-вторых, американское присутствие в Саудовской Аравии хотя в последнее десятилетие стало не таким вызывающим, но никуда не делось. Наследный принц, посадив под арест своих дядю и двоюродного брата фактически не только обезопасил себя от конкурентов за престол, но и лишил ЦРУ США двух ключевых игроков в их колоде в игре на саудовской площадке. Но, очевидно, не всех. Американские партии, спецслужбы, фонды имеют свои контакты с разными представителями правящего дома, а значит, всегда можно ожидать американской игры против тех, кто вредит интересам Америки. Тем более, если США вознамерится прекратить саудовские демарши и решить проблему повышения цен на нефть радикальным способом.
В-третьих, Саудовская Аравия - это страна в которой религия играет весьма большое значение, а Король является хранителем двух Святынь ислама. Однако сам факт, что светские лица, да еще и настолько неоднозначные с точки зрения своего поведения как отдельные представители правящего дома Саудовской Аравии управляют государством, в котором сосредоточены такие религиозные святыни у многих из представителей духовенства вызывает серьезные вопросы, если не сказать больше – стремление положить конец такой ситуации. Если религиозные улемы почувствуют слабину правящего дома, то осложнения между радикальными религиозными кругами и властью станет вполне предсказуемым.
В-четвертых, нельзя исключать и фактор шиитов. Шииты в Саудовской Аравии хотя и являются меньшинством, однако весьма активным и достаточно компактным меньшинством. Северо-восток Саудовской Аравии вполне может запылать, случишь какое-то осложнение еще и на религиозной почве. Еще более сложная ситуация в соседнем с Саудовской Аравией Бахрейне, который традиционно «опекает» правящий дом саудидов. Возможность шиитских выступлений не может не беспокоить власти КСА. Тем более, что шиитские круги всегда прибывают в достаточно тесной связи с Тегераном, давним противником правящих кругов Королевства. Иран же один из игроков, страдающих от саудовских игр с нефтью.
В-пятых, экономика. Собственно, бюджет Королевства несет потери от низких цен на нефть. За счет увеличения объёмов добычи можно кое- что пополнять. За счет имеющихся суверенных фондов можно пытаться как-то «выплывать». Но все это вещи, которые связаны с быстрым решением ситуации. А если ситуация затянется? Если кризис будет затяжным? В таком случае спасать экономику Королевства придется резкими мерами, том числе секвестрованием бюджета, что опять же не прибавит спокойствия в стране избалованной высокими ценами на нефть.
Таким образом внутренне КСА очень уязвимы, причем речь идет не столько о государстве, сколько о правящих персоналиях, которых хотели бы устранить и родственники, и внешние игроки, и религиозные круги. Ситуация не из приятных. Но не лучше она и на внешнем фронте.
Последствия
Королевство, играя на понижение нефтяных цен становится соперником всех без исключения сил мирового рынка энергоносителей. Фактически, Королевство бьет и по США, загоняя сланцевиков в долги, а американские банки в ситуацию возможных невыплат кредитов этими самыми сланцевиками. И по России, пытаясь вытеснить российских нефтяников с традиционных рынков сбыта, предоставляя большие скидки на и без того обвалившуюся нефть. И по Ирану, заставляя и без того подвергнутую санкциям со стороны США страну испытывать дополнительную напряжённость. И по другим нефтедобывающим странам Персидского залива, которые далеко не всегда питают к Королевству дружественные чувства. По большому счету Эр-Рияд сейчас всем поперек горла.
Но в текущий момент все заняты другим. У саудидов есть время для того, чтобы попытаться сыграв в игру на понижение решить свои проблемы с международными игроками и избежать наиболее негативного сценария. А негативным сценарием может быть как смена главы государства, так и физический развал Саудовской Аравии, поскольку во многих геополитических исследованиях одновременное наличие в руках Эр-Рияда и нефти и святынь ислама рассматривается как угроза миру и стабильности на Ближнем Востоке. В конечном итоге создание на территории Саудовской Аравии четырех или пяти государств было б для многих решением проблемы их самоволия (в качестве таких государств аще всего называют Священное государство двух святынь, Шиитское государство Аравии в местах проживания шиитов, Неджд, Хиджаз).
Основными внешними катализаторами проблем Саудовской Аравии могут стать, например, действия йеменских хуситов (либо выдаваемые за них), как уже недавно произошедшие удары по нефтеперерабатывающим объектам КСА, захват части территории КСА. Иран вполне может осложнить ситуацию в Ормузском проливе, моментально осложнив всколыхнув цены на нефть. Но делать этого не будет, дабы не играть на руку США, для которых низкие цены на нефть негативны. Для Ирана в таком случае более важным был бы вопрос снятия санкций, а не участие в текущей нефтяной игре.
Деятельность США видится в основном в возможной попытке государственного переворота в стране, либо просто физического устранения короля или наследного принца. При этом самым основным вопросом в таком случае будет позиция будущих ставленников США в борьбе за власть в Королевстве. Так как убрать правителя и поставить своего кандидата на его место задачи совершенно разноплановые.
Наименее угрожающей выглядит возможная деятельность России, поскольку прямого столкновения интересов в части войны цен меду КСА и Россией вряд ли предвидится, с другой стороны и прямые действия против КСА Россия вряд ли будет проводить. Для России данное направление вторичное. Между тем не исключено, что в случае, если действия КСА будут мешать планам Российского руководства, Россия может войти в любой, даже, казалось бы, немыслимый альянс для купирования саудовской угрозы. В настоящее же время видится, что Россия не собирается играть с КСА в наиболее жесткую игру, выдерживая паузу и наблюдая за реакцией других игроков.
При любых обстоятельствах, увеличение напряженности на нефтяных рынках, увеличение длительности нефтяной войны, а равно повышение ставок в этой войне может привести к крайне серьезным последствиям для Саудовской Аравии и даже перекроить карту Ближнего Востока. Саудовские элиты ходят по краю пропасти и дразнят сразу нескольких львов. И львы могут быть очень голодными. Об этом стоит помнить.