Первое, что нужно понять о нынешнем ближневосточном обострении – оно было предопределено. Его главные игроки подавали соответствующие сигналы ещё более года назад. Посмотрим, для примера, на ситуацию глазами суннитских королевств во главе с Саудовской Аравией: для них всё очень плохо. Во-первых, снимают санкции с Ирана (идём хронологически), а тот знаменитый демарш четырёх аравийских монархов, не прибывших на назначенный ужин к Обаме – он тогда уже о многом говорил. Во-вторых, в Сирии вместо победоносного шествия взращённых террористов по костям Асада наблюдаются сплошные российские бомбардировки, мировой консенсус о необходимости мирного урегулирования конфликта и кошмарная перспектива перевыборов Асада на новый срок – законных, легитимных, общепризнанных! В-третьих отмечаемая уже всем миром усталость США от Ближнего Востока и постепенный уход оттуда в пользу сосредоточения усилий в АТР и консолидации европейского трансатлантического партнёрства. У суннитов неприятно начинает холодить неприкрытую спину, в то время как Иран поигрывает мускулами, да ещё и Россия напрямую вмешалась в военный конфликт. Ну и «в довершение счастья» – низкие цены на нефть одновременно в необходимостью вести разорительную войну на 3 фронта и уже 100-миллиардный бюджетный дефицит Эр-Рияда.
Всё это определяет агрессивное поведение Саудовской Аравии и её союзников: они полагают, что начинать третировать Иран надо прямо сейчас, пока он не набрал силу, что ему следует указать, что он выбыл из числа ведущих игроков региона, и вообще всем в регионе следует показать, что «ситуация под контролем». Обычный набор геополитических задач, в который укладываются почти все драматические события последних недель.
Будет ли война?
Война идёт давно, не одно десятилетие. Это и война на «шиитском полумесяце» – Йемен, Сирия, Ирак, – и схватки в Ливане, Афганистане и Пакистане, на территории которых идёт всё та же война за влияние и доминирование между Саудовской Аравией с её союзниками и Ираном с тем, кто его поддерживает на местах и за рубежом.
Доктор исторических наук, эксперт по Ирану Игорь Панкратенко отмечает:
«Так или иначе, с той или иной степенью накала, но ирано-саудовское противостояние, региональная холодная война уже тридцать с небольшим лет является одним из основных факторов, определяющих развитие ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. И нынешние события, начавшиеся после демонстративной казни саудитами шейха Нимра ан-Нимра – лишь один из эпизодов этой войны. Казнь была именно демонстративной и по отношению к Ирану и проживающим в монархиях Залива шиитам совершенно провокационной. Никакой непосредственной опасности для устоев Королевства отсидевший в заключении около четырех лет, из которых – почти год в камере смертников, шейх не представлял.
Более того, именно заключение сделало его символом борьбы за гражданские права шиитского населения монархий, казнить символ, создавая ему ореол мученика – как минимум, не очень разумно. Нимр ан-Нимр был убежденным противником насильственных действий, сторонником эволюционного пути обретения шиитами статуса полноправных граждан. С таким – властям вполне можно было бы «работать», снимая одну из серьезных угроз – радикализацию шиитского протеста».
Однако Эр-Рияд иначе видит свои цели и задачи, и после массовых казней, носивших именно демонстративный характер, как отмечает эксперт, они ещё и в ответ на нападение на своё посольство в Тегеране (откуда полиция всё же сумела выбить, отметим, нападавших) пошла на ещё более демонстративный акт публичного унижения: разбомбила посольство Ирана в Йемене. Саудовская Аравия, как нетрудно заметить, упорно пытается демонстрировать, что всё ей в регионе дозволено и никто не указ. А отомстив за нападение на посольство, ещё и разорвала дипотношения.
«Очевидно, что прямого военного столкновения между Тегераном и Эр-Риядом не будет. Столь же очевидно, что ответом на произошедшее станет нарастание напряженности в «шиитском полумесяце» и эскалация прокси- и иных войн на огромном пространстве – от Йемена до Пакистана. Впрочем, а когда там было спокойно? Как говорится, «эта музыка будет вечной», – отмечает Панкратенко.
Что делать России?
У России уже есть точка соприкосновения с этим горячим регионом – наша база и военная миссия в Сирии. Стоит ли нам втягиваться туда ещё больше? Возможно, попытаться перехватить роль США как международного арбитра последних десятилетий на Ближнем Востоке?
Тут мнения экспертов расходятся. Так, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский напомнил, что «Саудовская Аравия давно не надеется на США».
«Они видят, как американцы сдают любых, даже самых верных своих союзников. Видят, начиная еще с «арабской весны», когда Вашингтон сдал Мубарака (президента Египта – прим. ред.). С тех пор Саудовская Аравия стала подозревать, что и ее когда-нибудь будет ждать та же участь. А когда Вашингтон подписал ядерную сделку с Ираном, подозрения усилились еще больше».
В этой связи вы в понедельник высокопоставленный источник в МИД России сообщил РИА «Новости», что Москва готова выступить в роли посредника в урегулировании конфликта между ближневосточными странами.
«Мы выражаем искренние сожаления по поводу обострения отношений между Саудовской Аравией и Ираном, потому что мы всегда исходили из того, что это две крупнейшие мусульманские страны, очень влиятельные в регионе, международных делах и в том, что касается рынка нефти. Мы очень сожалеем, что между мусульманскими странами возникают такие противоречия», – сказал он.
А вот Панкратенко считает, и я с ним солидарен, что нам нет необходимости пытаться играть с обеими сторонами конфликта – достаточно продолжать последовательно поддерживать Иран.
«Что же касается позиции России, то не стоит в этом конфликте примерять на себя тогу миротворца и обозначать готовность выступить посредником между Эр-Риядом и Тегераном. Хотя бы потому, что с небольшими нюансами саудиты и к нам, и к Ирану относятся примерно одинаково, затаенно мечтая, чтобы мы обнялись и утопились. Это, кстати, уже поняли американцы, поэтому хотя Керри и пытается изобразить некое посредничество – но делает это крайне вяло, прекрасно понимая, что ничего реального не добьется. Ирано-саудовский конфликт не сегодня начался, и не завтра закончится. То вспыхивая, то затухая».
Вероятно «источник», упомянутый выше, принадлежал к т.н. либеральному крылу МИД, а там сейчас принято полагать, что мы должны взять на себя все заботы и хлопоты американцев, которые с догорающего Ближнего Востока отправляются снимать все сливки в Азию. Будем надеяться, что Россия останется верна своей миссии: защита собственных интересов и поддержка собственных союзников, круг которых определяется нашими интересами.
Оригинал взят у alexey43
в جيبوتي تقطع علاقاتها الدبلوماسية بإيران
Информация о Джибути любопытна.
Информация о Кувейте важна.
Информация о Катаре не просто важна, а важна очень.
Почему, объясню в финале, а пока что предлагаю познакомиться с мнением о ситуации человека, который мало смыслит в гаремных тайнах, но если речь идет о США и их контактах в Заливе, по долгу службы знает столько, сколько мало кто знает.
Теперь возвращаемся к арабескам.
Джибути сделала очень серьезную ставку на тесные связи с Китаем, но Китай далеко, а Залив близко, и уж на Джибути-то у Саудов даже сейчас денег хватит. Однако ставка Джибути на Китай, в самом деле, так серьезна, что для Китая это просто не могло быть неожиданностью, а из этого с весьма высокой вероятностью следует, что Пекин, получив информацию о предстоящем, при всей заинтересованности в контактах с Тегераном, сюжет принял, как неизбежное, и смирился.
Что до Кувейта и Катара, то они, в отличие от Джибути, не нищие. Они сами кого угодно прокормят, и если они тоже пошли в струе, значит, их об этом крайне настойчиво попросили, и выговорить себе Манама и Эль-Кувейт смогли только право не рвать связи совсем, а показательно, как ОАЭ, их понизить, демонстрируя, на чьей они стороне. Особенно пикантно в этой связи выглядит демарш Катара, который ни на экономическом, ни на политическом, ни на династическом уровне Сауда совсем не друг, а наоборот, и совсем недавно показательно заключил важный договор с ИРИ.
До кучи, но уместно смотрится в этой связи свежая и странная информация Associated Press по Сирии, и странность этого безусловного вброса заключается в том, что США очень не часто, что-то сливая, поминают конкретные сроки. Обычно, как ни грозно звучит, когда речь заходит о датах, все становится мутно и расплывчато.
А тут, сами видите, чистой воды "дорожная карта": февраль, март, май, "следующие шесть месяцев", а в январе 2017 года, после которого, "в марте, Асаду с ближайшим окружением предстоит отойти от дел". То есть, вопрос с итогами будущего референдума уже решен, и Асад уйдет не просто, но со всем кругом, не устраивающим США.
Согласитесь, крайне забавно.
А вывода тут может быть ровно два:
(а) либо это попытка кого-то развести, и тогда (поскольку даты объявлены) совсем скоро, в феврале-марте, мы задорно посмеемся над брехливыми американцами,
(б) либо в феврале, марте и далее все пойдет так, как изложено в информации АР, и тогда, видимо, судьбоносный Каспийский Залп таки достиг своей загадочной цели.
Источник: http://putnik1.livejournal.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас