Эти корабли порой причисляют к улучшенной серии крейсеров типа «Линдер». Но на самом деле это не соответствует действительности, все, чем отличались корабли от предшественников – это принципом размещения энергетической установки. В остальном – это «Линдеры», как они были. Однако, три корабля, о которых пойдет речь, несколько отличались от остальных. Легкие крейсера типа «Перт» (иногда из называли тип «Сидней») служили в австралийском военном флоте.Первоначально, при закладке, как обычно для британских легких крейсеров, кораблям дали имена греческих мифологических персонажей: «Амфион», «Аполлон» и «Фаэтон». Но после постройки и передачи КВМФ Австралии корабли были переименованы в честь австралийских городов и получили имена «Перт», «Сидней» и «Хобарт».Итак, это «Линдеры». Пять предыдущих кораблей были построены в соответствии с проектом, а три наших героя получили некоторые изменения.
Вообще при работах по проектированию крейсеров типа «Перт» перед конструкторами стояли те же задачи, что и при проектировании типа «Линдер» - создать лёгкий крейсер с 152-мм артиллерией, с повышенной дальностью хода и мореходностью.Изначально в рамках проекта предполагалось 2 и 3 башни заменить на трехствольные, доведя количество стволов главного калибра до 10. Но расчеты показали, что водоизмещение возрастет до 7 550 тонн, а скорость уменьшится почти на узел. И от такой модификации пришлось отказаться, главным образом, из-за различных договоров по ограничению водоизмещений.Зато была значительно перекомпонована силовая установка. Был применен вариант с четырьмя котлами и четырьмя турбинами эшелонного расположения. Из-за такого расположения пришлось добавить еще одну дымовую трубу и сделать корпус немного шире (17,7 м). Кроме того, общая длина котельных и машинных отделений тоже увеличилась, а значит, увеличилась и длина бронепояса, который должен был их защищать, с 25,6 до 43 м.Так что водоизмещение все равно выросло, но в условиях начавшейся войны всем уже было на это наплевать.У крейсеров отсутствовала противоторпедная защита как таковая, но ее роль выполняло двойное, а в районе артиллерийских погребов – тройное дно. Донные отсеки использовались для хранения воды и ГСМ, так что вполне могли играть роль защиты дня от подводных взрывов.
В итоге водоизмещение выросло до 7 250 тонн.Основой бронезащиты был бронепояс длиной 43 метра толщиной 76,2 мм из бронеплит с 25,4-мм подкладкой из стали. Он защищал собой котельные и машинные отделения, высота пояса достигала верхней палубы, а в районе машинных отделений до главной палубы. Бронепояс завершали траверсы толщиной 25,4 мм, сверху пояс накрывала бронепалуба толщиной 31,7 мм. Переборки между машинными и котельными отделениями были из брони толщиной 6,3 мм.Артиллерийские погреба главного калибра имели следующее бронирование по коробчатому принципу: борт – 89 мм, верх – 51 мм, спереди и сзади – 76 мм. Погреба для универсальных орудий бронировались листами толщиной 25,4 мм.Посты управления артиллерийским огнем, радиорубка, башни главного калибра, барбеты и податочные трубы имели броню 25,4 мм.Рулевые механизмы защищались 37-мм палубной бронёй и 31-мм скосами с 25-мм траверсами.Мостик и директор главного калибра защищались бронёй толщиной 12,7 мм.Это бронирование считалось недостаточным с одной стороны, с другой – у Британии имелись тяжелые крейсера, имевшие более слабое бронирование. Недостаток брони у «Линдеров» компенсировался хорошими ходовыми качествами и продвинутым делением на отсеки, что должно было спасти корабли от затопления в случае повреждения корпуса.
Вот здесь начинались отличия. Именно на крейсерах типа «Перт» было применено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избежать одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков. Это не нововведение, так компоновали силовые установки во многих флотах мира.В отличие от «Линдеров», «Перты» получили в свою силовую установку всего четыре котла вместо шести, но эти котлы были более мощные и производили больше пара. Котлы располагались в двух отделениях, дым выводился в две трубы
В носовом котельном отделении котлы располагались побортно, а в кормовом – друг за другом, что позволило без проблем оборудовать коридоры гребных валов. Масса силовой установки уменьшилась на 110 тонн.Скорость хода немного уменьшилась по сравнению с «Линдерами», 31,7 узла против 32,5 узлов, зато дальность плавания значительно выросла, 6 000 миль против 5 300. Это сыграло роль облегчение силовой установки, что вкупе с модернизированными паровыми турбинами и увеличением запаса топлива позволило достичь таких результатов.
Численность экипажа по довоенной норме составляла 570 человек. Офицеры обитали традиционно на корме, старшие в одноместных, младшие – в двухместных каютах. Матросы жили в кубриках и спали в гамаках. Жилые помещения отапливались при необходимости паром, имелась принудительная вентиляция. Крейсер был оборудован душевыми, прачечными и помещениями для сушки одежды.По мере модернизации систем ПВО в сторону их усиления, росло и количество членов экипажа. Считалось, что крейсер типа «Перт» мог безболезненно нести на борту экипаж в 650 человек. Однако «Хобарт» к концу войны имел экипаж в 900 человек.
Главный калибр крейсеров состоял из из восьми 152-мм орудий Mark XXIII, расположенных попарно в четырёх орудийных башнях Mark XXI.Орудие Mark XXIII выстреливало снаряд весом 50,8 кг с начальной скоростью 841 м/с на дальность до 23 км. Боевая скорострельность орудия составляла 8 выстрелов в минуту.
Универсальная артиллерия была представлена классическими 102-мм орудиями Mk V. Четыре таких орудия монтировались на одиночных станках без щитов в районе дымовых труб побортно. Полуавтоматическая система перезарядки орудий позволяла выпускать в минуту до 20 снарядов весом 15 кг с начальной скоростью 811 м/с на дальность до 18 км. Боезапас орудий – 200 снарядов на ствол.Зенитное вооружение малого калибра состояло из трёх счетверённых установок 12,7-мм пулемётов Vickers Mark III.
Установки были боеспособны на дальностях от 800 до 1500 метров. Кроме этих пулеметов были еще 7,69-мм ручные «Льюисы», которые можно было использовать с легких треног либо вооружать ими абордажные партии.Торпедное вооружение крейсеров опять же классически состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов.
Боекомплект составлял 8 торпед, перезарядка в море не предусматривалась.Минное вооружение кораблей состояло из 15 глубинных бомб, шесть хранились на стеллаже в корме, а девять в кормовом артиллерийском погребе.В качестве противоминного средства использовались параван-охранители от «Виккерса» Mk.IV.
Крейсера типа «Перт» несли на борту поплавковые бипланы Hawker «Osprey». Старт с корабля осуществлялся с помощью поворотной пороховой катапульты, поднимали самолеты электрическим краном. Кстати, краны можно было использовать и для подъема катеров и шлюпок.В Британии крейсера модернизировались единожды. Перед передачей в ВМС Австралии в 1938 году. Тогда на крейсерах «Перт» и «Хобарт» были заменены одиночные установки 102-мм орудий на спаренные Mk. XIX, а на «Хобарте» установили более мощную катапульту.Далее в 1941 году на «Перте» установили четыре одноствольных 20-мм «Эрликона», два на 2-й и 3-й башнях и два на надстройке вместо пулеметов.
Боевая служба «Перта» началась в конце 1939 года с патрульных операций в Атлантике. В октябре крейсер привлекли к участию в операции по поиску немецкого тяжелого крейсера «Дойчланд». Радисты крейсера «Перт» засекли сигналы радиостанции «Дойчланда», но немецкий рейдер не был обнаружен.В 1940 году «Перт» в основном сопровождал австралийские конвои с войсками на Ближний Восток и патрулировал побережье Австралии. Исключением стал поиск в ноябре немецкого рейдера «Корморан», но поиск не дал результатов.В декабре 1940 года крейсер перевели в Средиземноморье с базированием в Александрии. «Перт» принял участие в проведении мальтийских конвоев. 16 января 1941 года в порту Мальты крейсер попал под атаку немецкой авиации.Две полутонные бомбы упали между крейсером и авианосцем «Илластриес», одна между «Пертом» и причалом. Взрывной волной корабль приподняло над водой, согнуло валы винтов правого борта и вызвало трещины в нефтяных танках. Водой затопило погреба орудий 'X' и 'Y', частично повреждены подшипники башен.Стоявший неподалеку транспорт с боеприпасами «Эссекс» загорелся и матросам «Перта» пришлось бороться с огнем, чтобы не вызвать взрыва боеприпасов на «Эссексе». Моряки «Перта» спасли транспорт, боеприпасы и, возможно, свой корабль.Во второй половине января крейсер привлекался для патрулирования района острова Крит и Эгейского моря. В конце февраля прикрывал высадку войск на остров Кастелоризо, к югу от Турции. В марте сопровождал конвои из Александрии в Грецию.
29 марта 1941 года крейсер принял участие в бою у острова Матапан. «Перт» вместе с крейсерами «Орион», «Аякс» и «Глочестер» с четырьмя эсминцами принял участие в бою у острова Гавдос. Тогда стороны не понесли потерь. А в целом сражение у мыса Матапан стоило итальянцам трех тяжелых крейсеров и двух эсминцев.В мае началось немецкое вторжение на Крит. Крейсер отражал атаки Люфтваффе и после израсходования боезапаса отошел в Александрию. Оттуда «Перт» совершил рейс для эвакуации войск с Крита. В результате налета авиации получил бомбу в котельное отделение и ушел в Сирию на ремонт.После ремонта крейсер принял участие в операции против вишистских французских войск, контролировавших район Хайфы. Артиллеристы уничтожили две батареи французов.В июле 1941 года «Перт» вернулся в Австралию. В декабре Австралия объявила войну Японии и корабль начал активно действовать, сопровождая конвои из Австралии в Новую Гвинею, на остров Ява и в Батавию в Голландской Ост-Индии.
В Батавии было образовано оперативное соединение ABDA из флагмана голландского крейсера «Де Рюйтер», британского «Эксетер», американского «Хьюстон», голландского «Ява» и самого «Перта», представлявшего Австралию и 9 эсминцев (2 голландских, 3 британских, 4 американских). Соединение должно было искать и уничтожать японские корабли.В Яванском море соединение ABDA столкнулось с отрядом японских кораблей, прикрывавшим большой конвой из 40 транспортов. Отряд состоял из 2 тяжелых крейсеров, 2 легких и 14 эсминцев.Так 27 февраля 1942 года произошло сражение в Яванском море.Руководство союзным соединением в лице адмирала Доормана вчистую проиграло сражение, потеряв 2 крейсера и 5 эсминцев. Японцы потерь не понесли и транспорты с войсками благополучно достигли острова Ява.«Перт» уцелел в этом бою, получив совершенно незначительные повреждения. Вместе с крейсером «Хьюстон» и одним эсминцем они направились в Батавию за пополнением боекомплекта.
Во второй половине дня 28 февраля 1942 года «Перт» и «Хьюстон» достигли Батавии. Порт готовили к эвакуации и взрывам, так что пополнить запас горючего и боеприпасов не получилось. Крейсера получили приказ следовать через Зондский пролив в Чилачапе, где собирались силы союзников.Разведка не знала, что в Зондский пролив уже вошли японские корабли с десантом.«Перт» и «Хьюстон» прямым ходом налетели на эскорт транспортов, состоящий из эсминцев. Крейсера вступили в бой с японскими кораблями. Пока крейсера перестреливались с японскими эсминцами, подошли крейсера «Могами» и «Микума» и с ними еще 12 эсминцев.По «Хьюстону» и «Перту» было выпущено 87 торпед. Получив 2 торпеды, «Перт» затонул примерно в 23:40, «Хьюстон» смог продержаться на плаву ещё почти час, но затем также затонул. Из экипажа «Хьюстона» погибли 693 человек, на «Перте» - 375 человек. Командиры крейсеров погибли вместе с кораблями.
На момент начала Второй Мировой войны «Сидней» находился на своей базе в порту Фримантл. Первые боевые задания, в которых принял участие крейсер, стали патрулирование и сопровождение судов в австралийских водах и в Индийском океане.В мае 1940 года крейсер был отправлен в Средиземное море, где присоединился к британским силам.
10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании, а 21 июня корабль впервые принял участие в боевой операции: обстрел итальянского порта Бадрия. Порт был обстрелян, а самолет-корректировщик крейсера по ошибке был сбит британской авиацией.28 июня 1940 года «Сидней» участвовал в преследовании 3 итальянских эсминцев, обнаруженных союзной авиацией. Поняв, что им не уйти от преследования, командир эсминца «Эсперо» принял бой с крейсером, чтобы дать двум другим кораблям уйти.За время боя «Эсперо» и «Сиднея» два эсминца действительно ушли, а «Эсперо» был потоплен. «Сидней» спас 47 итальянских моряков.
9 июля 1940 года «Сидней» участвовал в бою у Калабрии, где действовал вместе с остальными крейсерами 7-й эскадры.18 июля «Сидней» вышел из Александрии вместе с пятью эсминцами в направлении Афин, где они должны были присоединиться к флотилии британских эсминцев в Эгейском море. 19 июля радар крейсера обнаружил два итальянских крейсера, «Джованни делла Банде Нери» и «Бартоломео Коллеони», которые шли в Ливию с военными грузами прямо на палубах.«Сидней» вступил в бой с итальянскими крейсерами и потопил «Бартоломео Коллеони» и серьезно потрепал «Банде Нере». В истории этот бой остался как бой у мыса Спада.
До конца года «Сидней» отметился еще потоплением итальянского танкера «Эрмиони». В январе 1941 года крейсер отправился обратно в Австралию.После ремонта и отдыха экипажа крейсер отправили в Индийский океан, где он так же занялся сопровождением конвоев в Сингапур.19 ноября 1941 года крейсер встретился с неизвестным торговым судном, которое шло в направлении Австралии. Командир крейсера совершил недопустимую ошибку и приблизился к неизвестному судну, которое представилось голландским транспортом «Straat Malakka», на расстояние 1,3 км. Почти час неизвестный корабль морочил голову австралийцам, пока «голландец» не поднял флаги Кригсмарине и не открыл по крейсеру огонь.«Голландским торговцем» оказался знаменитейший вспомогательный крейсер Кригсмарине «Корморан». Рекордсмен по уничтоженному тоннажу.
Полчаса боя на кинжальной дистанции – и корабли разошлись. «Сидней» получил тяжелейшие повреждения от точного огня 150-мм немецких орудий, но сохранил управляемость и пытался уйти. Но в итоге корабль перевернулся и затонул.Погибли все 645 членов экипажа, что стало самой значительной потерей австралийского военного флота за всю историю.«Корморан» тоже не выжил и отправился на дно.
Войну крейсер начал в составе Ост-Индской станции 14 октября 1939 года. Совместно с британским крейсером «Бирмингем», «Хобарт» осуществлял патрулирование Суматры и Зондского пролива.До февраля 1940 года «Хобарт» осуществлял конвоирование транспортов в различные места Голландской Ост-Индии.В апреле 1940 года крейсер вошел в состав эскортных сил Красного моря. Базировался на Аден, и когда в войну вступила Италия, «Хобарт» отражал атаки итальянской авиации и обстреливал различные итальянские военные объекты. Перебрасывал войска из Адена в Сомали, а затем принимал участие в эвакуации британских войск из порта Берберы в Сомали.
Интересный момент: с крейсера было снято одно 47-мм салютное орудие Гочкиса для использования в качестве противотанкового. С орудием на фронт ушли три матроса-добровольца. Моряки с орудием приняли участие в арьегардных боях, прикрывая отход своих частей от наступавших итальянцев. Долгое время моряки считались погибшими, но в 1941 году были освобождены из итальянского плена.В составе Сил Красного моря «Хобарт» прослужил до октября 1940 года, затем ушел в Австралию.
Первую половину 1941 года крейсер провел в водах Австралии и Новой Зеландии. Затем корабль перебросили в Александрию и «Хобарт» принимал участие в операциях Средиземноморской эскадры. Крейсер обстреливал Тобрук и Бардию и доставлял пополнения частям в Западной пустыне.«Хобарт» стал участником кампаний на Кипре, Мальте и в Сирии.
Причем, крейсер неоднократно участвовал в боях и подвергался атакам авиации, но никаких повреждений не получил.После вступления Японии в войну, в декабре 1941 года, «Хобарт» отправился обратно в Австралию.До мая 1942 года крейсер занимался проводкой различных конвоев и отражением атак авиации. В мае 1942 года «Хобарт» принял участие в сражении в Коралловом море. Прикрывал авианосцы США, 7 мая крейсер весь день отражал атака торпедоносцев и бомбардировщиков. «Хобарт» избежал повреждений, уклонившись от всех торпед и бомб, сбив при этом три японских самолета.В июне 1942 года крейсер переведен в состав тактического соединения TF44 для поддержки десантных операций. Прикрывал десанты на Гуадалканал, Тьюледжи, Новой Джорджии, Новой Гвинее, патрулировал в Коралловом море.
20 июля 1943 года «Хобарт» шел в Эспириту-Санто на Вануату, получил торпеду от японской подводной лодки Ro-106. Торпеда попала в левый борт, причинив значительный ущерб. Погибло 13 офицеров и матросов, корабль дошел до Вануату, где был проведен первоначальный ремонт, который продолжили в Сиднее.
Только в декабре 1944 года ремонт закончился, а корабль вернулся в строй Тихоокеанской эскадры только в феврале 1945 года. А уже в марте крейсер принимал участие в десантных операциях на Филиппинах. Далее были высадки на Борнео, Вивак в Папуа-Новой Гвинее, освобождение Брунея, высадка на Баликпапан.От австралийский ВМС «Хобарт» принимал участие в подписании капитуляции Японии в Токийском заливе.После войны, до 1947 года, «Хобарт» был постоянным участником сил поддержки оккупационных войск в Японии. В 1947 году корабль был выведен в резерв. Флот рассматривал переоборудование «Хобарта» в учебный корабль, работы проводились с 1953 по 1956 годы, но переоборудование не было закончено. В феврале 1960 корабль был списан и продан по иронии судьбы японской фирме «Митсуи» на металл.Если сравнивать крейсера типа «Перт» с аналогами, то при одинаковом вооружении заметно преимущество в мореходности и зенитном вооружении. В плане ПВО лучше были, пожалуй, американцы.
Британские крейсера оказались лучше сбалансированными в классе, однако Великобритания не строила в дальнейшем крейсера, вооруженные восемью орудиями главного калибра. «Линдеры» уступили более хорошо бронированным кораблям с вооружением из 9-12 орудий.Но это случилось уже во время войны, когда ни о каких договорах по ограничениям речь уже не шла.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!