Написав про британские скоростные крейсера-заградители «Эбдиэль», понял, что просто преступно будет обойти вниманием то, с чего вообще началась история крейсеров-заградителей. Просто потому, что корабли, с которых началась эта история, остались непревзойденными в своем классе и, наделав дел на море, ушли на дно в Скапа-Флоу с поднятыми флагами. То есть, достойно.Самое интересное, что были попытки сразу в нескольких странах создать нечто подобное. Но увы, попытки не совсем удались. Например, британские минзаги были быстрее, но мин брали намного меньше. Но пойдем по порядку.Итак, наши герои - легкие крейсера-заградители типа «Brummer». Эти корабли были созданы путем переоборудования легких крейсеров в минные заградители. Переоборудование было настолько успешным, что, хоть и потеряв некоторое количество стволов артиллерии, заградители смогли брать на борт до 400 мин. «Бруммер» и «Бремзе» участвовали в Первой Мировой войне, после окончания которой были интернированы в Скапа-Флоу, где 21 июня 1919 года были затоплены экипажами.Мины. Очень старое, но до сих пор очень действенное оружие. Все морские державы прошли каждая свой путь в развитии минного дела, Германия не стала исключением, скорее, наоборот. Немцы всегда уделяли много внимания обороне своих морских границ и побережья, так что первое минное заграждение было выставлено ими еще во время датско-прусской войны в 1849 году для защиты гавани Киля. И минному делу уделяли много времени и средств, создавая новые образцы мин и строя корабли. Кстати, в 1898 году в Киле была создана Минная испытательная комиссия, которую возглавил бывший командир минного заградителя «Пеликан» корветтен-капитан граф Максимиллиан фон Шпее. Со всеми вытекающими последствиями.
К началу Первой Мировой войны немцы довольно хорошо организовали свои минные силы. В Кайзерлихмарине были и минные заградители, и основные типы кораблей могли ставить мины. Легкие крейсера типа «Кольберг» несли до 120 мин, обычные эсминцы брали на борт от 24 до 30 мин.А вообще немцы достигли значительных успехов в вопросах переоборудования в минные заградители любых кораблей и судов, от пассажирских пароходов до паромов. В дело могло пойти все, что было под рукой.И эта практика показала свою состоятельность. 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, а уже 6 августа, на минах, выставленных заградителем «Принцесса Луиза», переделанным из пассажирского парохода, погиб британский легкий крейсер «Амфион». Но 27 октября произошла гибель на минах самого крупного за историю войны корабля. Линкор «Одейшес» («Дерзкий») налетел на мину, которую выставил минный крейсер «Берлин», тоже переделанный из пассажирского лайнера.
«Ливерпуль» (слева) и «Фьюри» (в центре) пытаются буксировать «Одейшес» (справа).Линкор, водоизмещением 25 000 тонн, несущий 10 орудий 343-мм, оказался совершенно беспомощным перед минами и затонул.И в германском флоте поняли полезность минных заградителей, которые будут обладать хорошей скоростью и дальностью хода и нести приличное вооружение и мины.К концу 1914 года был готов проект, основой которого послужил легкий крейсер «Висбаден».
Это важный для нас момент, поскольку изначально корабль был задуман, как крейсер, и только потом его переделали в минный заградитель.Проект был довольно фантастическим. Крейсер-минзаг должен был ходить со скоростью не менее 28 узлов (это на тот момент весьма прилично), брать на борт 300 или даже больше мин, а для маскировки быть похожим на британский крейсер типа «Аретуза».
Получилось. Крейсер-минзаг на базе «Висбадена» действительно мог ходить со скоростью 28 узлов и брать на борт 400 мин, даже больше, чем планировалось. Правда, за это пришлось заплатить. Обычный германский легкий крейсер нес 7-8 орудий калибром 150-мм. Крейсер-заградитель получил четыре орудия 150-мм, то есть, наполовину меньше. Броней тоже пришлось пожертвовать, бронепояс уменьшился с 60 до 40 мм, бронепалуба стала тоньше с 50 до 15 мм. А скосы броневой палубы, ставшие визитной карточной немецкого крейсерского бронирования вообще пришлось убрать. Все ради размещения мин.11 декабря 1915 года первый корабль был спущен на воду. Он получил название «Бруммер».
Второй корабль сошел со стапелей 11 марта 1916 года и получил имя «Бремзе».Кстати, имена («Бруммер» - «Шмель», «Бремзе» - «Овод» или «Слепень») подчеркивали некий особый статус кораблей, поскольку легким крейсерам в немецком флоте всегда давали имена городов.Корабли имели две сплошных палубы, верхнюю и главную/броневую. Корпус делился переборками на 21 отсек. Нормальное водоизмещение корабля составляло 4 385 тонн, полное – 5 856 тонн. Осадка при нормальном водоизмещении 5,88 м. Носовая надстройка была совершенно типичной для германских легких крейсеров Первой мировой войны. Боевая рубка находилась на палубе полубака позади носового орудия, будучи как бы «оторванной» от ходового мостика. Не самое удачное решение, как показала практика. Кормовая надстройка отсутствовала, так как корабль должен был походить на британские легкие крейсера.
Бронепояс толщиной 40 мм прикрывал более 70% длины корпуса - от V до XX отсека включительно. Спереди и сзади его замыкали броневые траверзы. При этом кормовой траверз имел толщину 25 мм, а носовой - 15 мм. Кроме того, был еще один траверз, толщиной 25 мм, прикрывавший спереди отделение дизель-генераторов и погреба носовой группы орудий главного калибра.Бронепалуба толщиной 15 мм служила так же крышей погребам боезапаса. В корме был бронекороб толщиной 15 мм, защищавший рулевые машины.Боевая рубка была весьма прилично забронирована. Стены имели толщину 100 мм, пол и потолок – по 20 мм. К центральному посту вела коммуникационная труба толщиной 60 мм.Орудия 150-мм и 88-мм прикрывались щитами толщиной 50 мм.
«Сердцем» крейсеров стали паровые турбины производства AEG-Vulcan, которые питались паром от 6 двухтопочных водотрубных котлов системы Шульца-Торникрофта. Эти котлы еще называли «стандартными военно-морскими».Каждый котел располагался в своем отсеке, котлы №3 и №5 грелись углем, а №№ 1,2,4,6 имели нефтяное отопление. В каждую трубу выводили дымоходы двух котлов.Нормальный запас топлива включал 300 т угля и 500 т нефти, максимальный - 600 т угля и 1000 т нефти. Это обеспечивало дальность плавания 5 800 миль 12-узловым ходом или 1 400 миль 25-узловым.
Вокруг этих котлов и турбин ходит немало легенд о том, что они были заказаны Российской Империей для своих кораблей, то ли для линейного крейсера «Наварин», то ли для крейсеров «Светлана» и «Адмирал Грейг». С началом войны агрегаты были конфискованы Германией и употреблены по своим надобностям. В пользу этого говорят некоторые факты, но есть и те, что опровергают эту историю.На испытаниях при полной форсировке машин «Бруммер» развил мощность 42 797 л.с., «Бремзе» - 47 748 л.с. Корабли показали среднюю скорость 28,1 узла. В течении короткого времени крейсера могли показать до 30 узлов, но это при значительном облегчении корабля. Например, поставив все мины.
Главный калибр крейсеров типа «Бруммер» составляли всего четыре 150-мм орудия SK L/45 образца 1906 г. в установках MPL С/13 на центральном штыре. Одно орудие устанавливалось в носу, второе на шлюпочной палубе между первой и второй дымовыми трубами, два в корме по линейно-возвышенной схеме. 150-мм снаряд весом 45,3 кг вылетал из ствола с начальной скоростью 835 м/с и летел на дальность до 17 км. Орудие имело раздельное ручное заряжание, что не лучшим образом сказывалось на его скорострельности, которая составляла 3-5 выстрелов в минуту. Но это был чуть ли не единственный недостаток орудия, которое показало себя надежной системой. Можно сказать, что размещение орудий на кораблях стало вторым недостатком. Носовое орудие заливалось водой на ходу при волнении, к второму орудию была затруднена подача боеприпасов из-за удаленности от погребов, а четвертое, кормовое орудие, вообще не могло использоваться при полной минной загрузке.Так что артиллерийский бой для этих заградителей был делом непростым. Боезапас хранился в четырех погребах под бронепалубой. Полный боекомплект состоял из 600 снарядов, по 150 на ствол.
Минные крейсера стали первыми германскими кораблями, на которые изначально были включены в проект зенитные орудия 88-мм.Два таких орудия были установлены на шлюпочной палубе позади дымовых труб. Начальная скорость снаряда составляла 890 м/с, что обеспечивало 9-кг снаряду дальность полета более 11 км или более 9 км по высоте. Практическая скорострельность 15 выстрелов в минуту. Боекомплект 400 снарядов на орудие.
Под площадкой второго орудия побортно располагались два однотрубных торпедных аппарата калибра 500-мм. Сектора наведения были весьма приличными, по 70 градусов в нос и на корму. Боекомплект состоял из четырех торпед, две запасных хранились рядом с торпедными аппаратами в специальных контейнерах.Главным оружием крейсеров-заградителей должны были стать мины, и возможность приема заградителями типа «Бруммер» большого количества мин стала наиболее интересной особенностью проекта.Главным оружием заградителей стали мины типа ЕМА образца 1912 года. Первоначально данная аббревиатура расшифровывалась как Elektrische Mine А (электрическая мина типа А), а затем Einheitsmine А (единая мина А), что свидетельствовало о том, что мина стала стандартной для германского флота.
Внешне EMA представляла собой две стальные полусферы, соединенные цилиндрической вставкой, в которой находилось 150 кг пироксилина. Общий вес мины составлял 862 кг с якорем и 100-метровым минрепом. Второй миной, которую немцы приняли на вооружение, стала ЕМВ. Конструктивно она отличалась незначительно, а вот боевая часть была увеличена до 225 кг.Именно для постановок мин типа ЕМА и ЕМВ были спроектированы крейсера-заградители типа «Бруммер».Полная минная нагрузка крейсеров включала 400 мин указанных типов, что вообще являлось просто уникальным результатом, которого британцы и французы так и не смогли достичь. Но даже это количество не было окончательным. В перегруз можно было по углам разместить еще около двух десятков мин, что в итоге давало просто сумасшедшую цифру в 420 мин.
Примерно половина мин размещалась на верхней палубе. От первой дымовой трубы и до кормового среза тянулась пара минных рельсов, по которым мины сбрасывали в воду. Вторая пара минных рельсов находилась в минном ангаре и доходила до зенитных орудий. Еще две пары минных рельсов проходили вдоль главной палубы.Для погрузки мин на главную палубу служили 8 минно-погрузочных люков в верхней палубе, располагавшихся попарно в районе первой и второй трубы. Мины грузили с помощью четырех съемных грузовых стрел, которые устанавливались на крыше «минного ангара» и около орудия №2.
Подъем мин с главной палубы на верхнюю производился через два люка внутри «минного ангара».Экипаж минного крейсера типа «Бруммер» состоял из 309 человек, 16 офицеров и 293 матроса.
История боевого применения
«Бруммер» вступил в строй 2 апреля 1916 года, и на главное морское сражение Первой Мировой войны (Ютландское, 31 мая - 1 июня 1916 года) попросту не успел. Первый боевой поход «Бруммер» совершил в качестве легкого крейсера в составе эскадры адмирала Хиппера, в которую входили линейные корабли «Байерн», «Гроссер Курфюрст», «Маркграф», линейные крейсера «Фон дер Танн» и «Мольтке», крейсера «Штральзунд», «Франкфурт», «Пиллау» и «Бруммер», плюс две флотилии миноносцев.Британцы тоже вышли навстречу, но артиллерийского боя не получилось. Все потери обе эскадры понесли от действий подводных лодок. У немцев был повреждён линкор «Вестфален», который вошел в состав группы Хиппера позже, британцы потеряли крейсера «Ноттингэм» и «Фэлмоут». «Бруммер» дважды открывал огонь по британским подводным лодкам, однажды атаку сорвать не удалось, но крейсер уклонился от торпед, выпущенных британцами.В роли минного заградителя «Бруммер» выступил только в начале 1917 года. Вместе с вошедшим в строй «Бремзе» в январе «Бруммер» осуществил постановку почти тысячи мин в заграждение между островами Гельголанд и Норденай. В феврале «Бруммер» осуществлял обратную операцию: прикрывал тральщики, которые ликвидировали британскую постановку у Терсхеллинга. Заградители «Принцесса Маргарет» и «Уохайн» выставили 481 мину, чем сильно затруднили действия немецкого флота в этом районе. Тральные операции продолжались до июня 1917 года.
В сентябре 1917 года немецкое командование приняло решение о проведении операции по захвату Балтийских островов. 11 октября эта операция началась, и так как она была весьма крупной, привлекающей к себе внимание, то часть сил флота было предложено отправить для атаки на скандинавские конвои, ходившие между Норвегией и Великобританией. Для этих конвоев использовались суда нейтральных стран под охраной британских военных кораблей.«Бруммер», «Бремзе» и четыре миноносца должны были найти и уничтожить такой конвой. Командовал отрядом фрегаттен-капитан Леонарди. 15 октября отряд вышел в море вместе с тральщиками, которые должны были провести корабли через минные заграждения. Погода ухудшилась, и Леонарди отпустил миноносцы вслед за тральщиками. Радисты немецких кораблей перехватили сообщения, из которых был сделан вывод о том, что недалеко идет конвой, который охраняют один или два эсминца. Британцы, кстати, тоже перехватили переговоры «Бруммера» и тральщиков, но совершенно не напряглись, потому что минный заградитель и тральщики свидетельствовали об очередной минной постановке. Да, южнее были развернуты легкие крейсера и эсминцы, которые должны были перехватить минзаг.К 17 октября в Северном море британский флот развернул внушительные силы - 3 линейных крейсера, 27 легких крейсеров и 54 эсминца. А из Леруика шел конвой из 12 транспортов и 2 эсминцев, «Стронгбоу» и «Мэри Роуз»Около 7 утра 18 октября с «Бруммера» заметили конвой. «Мэри Роуз» лидировал, «Стронгбоу» шел в хвосте. Транспорты шли между эсминцами.На «Стронгбоу» тоже заметили сближающиеся с конвоем корабли, но тут сыграло роль то, о чем говорилось в самом начале: «Бруммер» и «Бремзе» были похожи на британские «Аретузы». С борта «Стронгбоу» трижды запрашивали опознавательные сигналы, немцы в ответ просто дублировали переданное британцами. Пока на эсминце поняли, что на неопознанных кораблях просто валяют дурака, пока сыграли боевую тревогу…«Бруммер» и «Бремзе» подошли в упор и открыли огонь из своих 150-мм орудий. В упор – это 2800 метров. Ничто по морским меркам. Второй залп немецких артиллеристов перебил главный паропровод и уничтожил радиостанцию. «Стронгбоу» окутался паром и потерял ход. На борту было много раненых и убитых. Еще минут десять немцы обстреливали эсминец, после чего Леонарди приказал «Бремзе» добить эсминец, а сам пошел к транспортам.Через 24 минуты после начала боя, в 7.30, «Стронгбоу» затонул.«Бруммер» догнал транспорты и в этот момент по нему открыл огонь вооруженный траулер «Элис». Снаряды легли с небольшим недолетом, в пределах одного кабельтова, разрывы давали желтый цвет, из чего немцы сделали вывод о том, что по ним стреляли газовыми снарядами. Леонарди приказал открыть огонь по всем кораблям, независимо от национальной принадлежности, из всех стволов, в том числе и из зенитных 88-мм орудий. На транспортах началась откровенная паника, суда нейтральных стран стали спускать шлюпки.А на лидировавшем «Мэри Роуз» наконец-то услышали стрельбу. Так как «Стронгбоу» ничего не передавал в эфир, командир «Мэри Роуз» Фокс решил, что стреляют по немецкой подводной лодке. Фокс развернул эсминец и пошел навстречу кораблям. История с не опознанием немецких крейсеров повторилась, немцы сыграли в ту же иргу плюс забили сигналы эсминца своей более мощной радиостанцией. Кстати, первое применение РЭБ в истории немецкого флота.В общем, «Мэри Роуз» попал одним снарядом в «Бруммер», но кроме небольшого пожара, особых повреждений не причинил.
«Бруммер» в ответ добился 15 попаданий своими 150-мм снарядами и в 8.03 искалеченный «Мэри Роуз» затонул. Из 88 членов экипажа спаслись 10.Тем временем «Бремзе» артиллерийским огнем потопил 9 пароходов. В итоге оба крейсера, не став спасать членов экипажей потопленных судов, ушли из района и вечером 18 октября прибыли в Вильгельмсхафен.«Бруммер», совершив несколько патрульных выходов с тральщиками, встал на ремонт, из которого вышел в мае 1918 года. С начала июня минный крейсер активно ставил мины в Немецкой бухте. Было поставлено за три выхода 270, 252 и 420 мин, плюс еще 170 мин выставил крейсер «Страссбург».И дальше фактически до конца войны «Бруммер» стоял в гавани. Новый командующие флотом адмирал Хиппер и начальник морского штаба адмирал Шеер настаивали на ведении подводной войны, так что надводные корабли фактически не принимали участия в войне. До конца войны «Бруммер» один раз выходил в море на прикрытие тральщиков в сентябре 1918 года.В самом конце войны планировался последний выход Флота Открытого моря для генерального сражения с противником. «Бруммер» и «Бремзе» получили отдельную задачу, они должны были заминировать вероятные пути выдвижения британского флота. Для этого заградители приняли в Куксхафен на борт по 420 мин и вместе с крейсерами Разведывательной группы «Франкфурт», «Регенсбург», «Страссбург», приготовились к выходу. Однако выход был отменен в связи с бунтом на линкорах «Тюрингия» и «Гельголанд», мины выгрузили и крейсера ушли в Киль.19 ноября 1918 года «Бруммер» в составе всего Флота Открытого моря вышел в свой последний поход до Скапа-Флоу. 26 ноября крейсер встал на якорь.
21 июня 1919 года остатками команды на «Бруммере» был поднят германский флаг и корабль был затоплен. Поднимать его не стали, «Бруммер» до сих пор лежит на правом борту на глубине 21-30 метров. Вошел в состав флота 1 июля 1916 года. Первый боевой выход совершил 27 ноября на поиск и оказание помощи цепеллинам L21 и L22 вместе с другими крейсерами.В декабре 1916 г. «Бремзе» перевели в IV Разведывательную группу вместе с «Бруммером». Вместе с другими крейсерами «Бремзе» участвовал в разведывательном выходе 27 декабря в район Большой Рыбной банки, а 10 января следующего года с «Бруммером» ставил мины между Нордернаем и Гельголандом.История службы «Бремзе» на протяжении 1917 года ничем не отличалась от действий «Бруммера», крейсера-заградители действовали совместно.Во время набега на скандинавский конвой артиллеристы «Бремзе» потопили 9 транспортных судов, пока «Бруммер» занимался эсминцами прикрытия. На «Бремзе» было израсходовано 159 снарядов 150-мм.
В апреле 1918 года «Бремзе» дважды ходил на минные постановки, выставив в Северном море 2 апреля 304 мины, а затем 11 апреля - еще 150. 23-25 апреля крейсер участвовал в последнем выходе германского флота в море. Планировался перехват очередного скандинавского конвоя, но немецкая эскадра не обнаружила его. Выход вообще закончился печально, потому что лидер эскадры, линейный крейсер «Мольтке» получил торпеду от британской подводной лодки Е-42.Немецкое командование получило сведения, что британские минные заградители установили несколько заграждений в проливе Каттегат. Миноносцы, посланные для проверки, минные поля обнаружили. Было принято решение не вытраливать заграждения, а натыкать вокруг свои мины, чтобы британские корабли в «безопасных» проходах получили свое.«Бруммер» был на ремонте, потому «Бремзе» в одиночку 11 мая выставил три линии, две по 140 мин и одну из 120 мин. 14 мая в море вышли «Бремзе», «Регенсбург», «Штральзунд» и «Страссбург». Пока крейсера выполняли задачу по перекрытию торговых маршрутов, «Бремзе» выставил еще 420 мин в стороне от предыдущих постановок.
В итоге немцы практически перекрыли минами пролив Каттегат, оставив фарватер шириной в шесть миль для своих подводных лодок и в заливе Ольборг – проход для надводных кораблей. Правда, шведы вытралили много мин, так как им не очень понравилось, что немецкий минный заградитель орудовал в их водах.19 ноября крейсер под командованием обер-лейтенанта-цур-зее Фрица Шаке ушел в свой последний поход.
21 июня 1919 г. в Скапа-Флоу команда «Бремзе» попыталась затопить свой корабль, но это не получилось. Корабль спасали британцы, на борт крейсера прибыл отряд британских моряков, которые попытались спасти «Бремзе». Но отсеки, в которых немцы открыли кингстоны, были уже затоплены, и прекратить поступление воды не получилось.Эсминец «Венеция» оттащил «Бремзе» на более мелкое место бухты у острова Мэйленд, где крейсер все-таки затонул, завалившись на правый борт на небольшой глубине.
В 1929 г. предприниматель Эрнест Фрэнк Кокс купил у британского Адмиралтейства все затонувшие германские корабли для разделки на лом, смог поднять «Бремзе».Были проблемы в виде нефти, которая разлилась внутри корабля. Были проблемы в лице самого крейсера, который сопротивлялся британцам, как мог. При проведении работ по подъему крейсера пострадало несколько человек, два были серьезно травмированы взрывами нефтяных паров при разрезании корпуса горелками.Но корабль начали спрямлять, одновременно поднимая. Однако, «Бремзе» всплывать не хотел и преподнес работающим неприятнейший сюрприз: крейсер опрокинулся на правый борт, в воду начала выливаться нефть из цистерн, и кому-то в голову пришла просто бесподобная идея поджечь нефть, чтобы быстрее от нее избавиться.Пожар бушевал несколько дней и в итоге вся носовая часть крейсера выгорела полностью. 29 ноября «Бремзе» отвели в Лайнесс, где и разобрали.
Вообще минных крейсеров было создано не так много, но они были. В Германии, Италии, Франции, Великобритании, СССР, Японии, США. Немецкие конструкторы создали реально прорывной корабль, который определил вектор развития минных заградителей на многие годы вперед. «Бруммер» и «Бремзе» по сути оказались лучше, чем все последователи, которые были созданы даже через много лет.В чем загадка? В извечном компромиссе. В «Бруммере» и «Бремзе» удалось достигнуть просто прекрасного баланса между желаниями и возможностями. Превращение легкого крейсера в минный крейсер оказалось настолько безболезненным, что позволило использовать эти корабли не только как заградители.Да, в плане артиллерии вроде бы тип «Бруммер» был слабее, чем обычные немецкие крейсера. «Бруммер» имел 4 орудия 150-мм, а «Магдебурги» - 7 или 8. Однако, у «Бруммера» орудия размещались диаметрально, на одной линии. А «Магдебурги» имели побортно-симметричную схему размещения, и только два кормовых орудия стояли линейно-возвышенно, как на «Бруммере».В итоге бортовой залп у «Бруммера» состоял из четырех орудий, а у «Магдебурга» - всего из пяти.А как показал налет на скандинавский конвой, четырех орудий 150-мм более чем достаточно, чтобы топить пароходы. Да, если бы «Бруммера» и «Бремзе» встретили не эсминцы, а крейсера, то исход мог быть для немцев более печальным. Но минный крейсер создается не для боя с себе подобными.Броня. Броню ослабили очень сильно, но опять же, для постановки мин броня не нужна вообще, а при нападении на эсминцы и торговые суда хватило и той, что имелась.Кстати, британские исследователи считают, что немецкие заградители имели скорость намного выше, чем задекларированные 28 узлов. Было ли это вызвано удачной дезинформацией со стороны немецкой разведки или британцы ошибались, но они всерьез считали, что «Бруммер» мог развить 32 узла. И после разгрома конвоя, британцы начали срочно работать над проектом крейсера-перехватчика, способного догонять такие корабли.Так появились крейсера класса Е. Не совсем удачные, зато быстрые корабли.Но крейсерство – это не главная задача для «Бруммеров». А вот как заградители, немецкие корабли не имели себе равных. Наверное, единственным минусом было размещение мин на открытой палубе и связанная с этим опасность.Однако в 1924 году британцы построили заградитель «Эдвенчер», который был крупнее, чем «Бруммер», имел закрытую минную палубу, но во всем остальном он был слабее. Скорость, броня, вооружение – все было хуже, чем у немцев.Французы построили заградитель «Плутон» по образу и подобию в 1929 году, а в 1933 крейсер с функцией заградителя «Эмиль Бертен». «Эмиль Бертен» был похож на «Бруммер», как крейсер, но брони почти не имел как таковой.Однако по функционалу, то есть, количеству мин, взятых на борт, «Бруммер» не имел себе равных. 420 мин. «Эдвенчер» мог взять 280, «Плутон» - 290, «Эмиль Бертен» - 200 мин.
Здесь, конечно, можно было бы вспомнить и русские «Амур» и «Енисей», которые могли нести по 320 мин и вооружались пятью орудиями 120-мм. Правда, русские корабли не несли брони и имели катастрофически низкий ход в 18,5 узла.«Бруммер» и «Бремзе» хоть и прожили очень короткую жизнь, но можно сказать, что насыщенную и полезную. В отличие от многих своих собратьев больших размеров.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!