Если предшественников, легкие крейсера серии «Дидо», я назвал в свое время первопроходцами, имея в виду то, что они были по сути, первыми крейсерами ПВО как Королевского флота, так и мира, то вот их последователи, тип «Улучшенный «Дидо» или «Беллона» - совсем другое дело.«Дидо» не повезло, они стали жертвами того, что новейшие и перспективные универсальные орудия калибром 133-мм не были готовы, потому корабли вооружали всем, что было на складах, от 102-мм до 114-мм универсальных орудий, что на кораблях отразилось весьма и весьма негативно.Однако, начальная фаза войны на Средиземном море показала, как важны такие корабли. Конвои, которые рвали на части парни из Люфтваффе и их коллеги из итальянской морской авиации, нуждались в защите. Потому сразу после апробации крейсеров типа «Дидо» начались работы по их улучшению и модернизации.
Кроме того, выяснилось, что такие крейсера ПВО очень неплохо могут работать по целям типа «эсминец» и меньше, поскольку это позволяла их скорострельная артиллерия.Итогом «работы над ошибками» стала серия крейсеров типа «Беллона», состоявшая из пяти кораблей. Только один корабль, «Spartan» («Спартанец») был потоплен немцами во время десантной операции в Анцио, остальные благополучно пережили войну. В целом, проект «Дидо+» отличался от первоначального кардинально переработанной схемой вооружения, боевых систем и внутренней компоновки кораблей. Экипаж вырос за счет членов расчетов зенитных орудий, наводчиков и операторов РЛС. Соответственно, пришлось перекомпоновывать внутренние помещения для размещения этих людей. Очень помогла в этом плане ликвидация авиационного вооружения, освободившая много места, которое можно было отдать под кубрики, радарные посты и дополнительные зенитные установки.Успешное применение немцами против кораблей пикирующих бомбардировщиков показало важность наличия достаточного количества стволом малокалиберной артиллерии, способной успешно противостоять пикировщикам. Ради установки дополнительных 40-мм автоматов «пом-пом» было решено отказаться от третьей башни главного калибра «Q» и на ее месте установить счетверенную установку. Башен главного калибра осталось четыре.Зато запланированное размещение на корабле РЛС позволило провести работы по сопряжению радаров и приборов управления огнем артиллерии.Все пять кораблей серии были заложены в 1939 году, но на воду их спустили только в 1942-м, верфи реально были перегружены достройкой ранее заложенных кораблей и ремонтом поврежденных в боях. Так что «Беллона» сотоварищи вошли в строй только в 1943 году.Все пять кораблей были названы частично традиционно для британских легких крейсеров в честь героев мифологического плана. «Беллона» - в честь богини-спутницы бога войны Марса у древних римлян (Арес и Энио соответственно у греков), «Spartan»/«Спартанец» - понятно, житель государства Спарта, «Royalist»/«Роялист» - сторонник реставрации монархии), «Black Prince» в честь военачальника эпохи Столетней войны Эдуарда Вудстока, принца Уэльского, герцога Корнуэльского, носившего прозвище «Черный принц». Ну и «Diadem»/«Диадема» - украшение типа короны.
Корпуса крейсеров в точности повторяли «Дидо», но, как уже было сказано, имели место значительные внутренние изменения. Корпуса были разделены на 15 отсеков водонепроницаемыми переборками и имели на всем протяжении, кроме кормового отсека, двойное дно, где разместили топливные цистерны.Антенны РЛС разместили на мачтах, а посты операторов и оборудование были размещены в носовой надстройке. А что не поместилось туда, разместили в кормовой надстройке. Пост управления зенитным огнем не влез никуда, потому его разместили между дымовыми трубами.
Бронирование
Основой защиты корабля стал бронепояс из нецементированной стали толщиной 76 мм. Нижняя часть пояса опускалась до двойного дна, а верхняя поднималась до верхней палубы в районе машинных отделений.Артиллерийские погреба получилось разместить под башнями, на самом дне, ниже ватерлинии. Потому им дополнительное бронирование не требовалось, соответственно, артпогреба прикрыли сверху 19-мм листами брони и на этом забота о погребах закончилась.Элеваторы подачи боеприпаса имели бронирование толщиной 76 мм.Бронепояс замыкали траверзы толщиной 25 мм, перед носовыми погребами и за рулевым отделением в корме.Машинные и котельные отделения были защищены бронепалубой толщиной 25 мм, над погребами её толщина увеличивалась до 51 мм. Барбеты орудийных башен имели толщину всего 25 мм, по сути, защищали только от осколков.Носовая надстройка и рубки были защищены 19-мм броней.В целом, бронирование было довольно сбалансированным, но не предусматривало артиллерийского боя с легкими крейсерами и выше.
Энергетическая установка
Энергетическая установка крейсеров состояла из четырех ТЗА Парсонса, которе питались паром от четырех котлов Адмиралтейского типа. Каждый ТЗА крутил свой гребной винт. Котлы попарно стояли в двух котельных отделениях, а ТЗА – в двух машинных, расположенных по эшелонной схеме.Мощность каждого агрегата оценивалась в 15 500 л.с., в сумме около 62 000 л.с. Этой мощности было достаточно, чтобы сообщать кораблям скорость до 30 узлов, а при необходимости крейсера могли на короткое время в форсированном режиме выдать до 32 узлов, что было подтверждено испытаниями.При полном запасе топлива дальность плавания составляла 1 500 миль при скорости 30 узлов, 2 440 миль при 25 узлах, 3 480 миль при 20 узлах и 4 400 миль при 20 узлах. Как всегда – весьма прилично для кораблей такого класса.Кроме того, в котельных отделениях были установлены электрические турбогенераторы суммарной мощностью 970 КВт, от которых запитывалась вся электрическая сеть кораблей.
Экипаж и обитаемость
Так как численность экипажа выросла, благодаря увеличившемуся количеству боевых расчетов зенитных орудий и радарных постов, то крейсера отличались в этом плане не в лучшую сторону. Помещения стали более тесными. Кроме того, крейсера предназначались для несения флагманской службы, потому часть пространства была отведена под адмиральские каюты и штабные помещения, что не сказалось положительно на обитаемости кораблей.Главный калибр состоял из восьми орудий калибром 133-мм/50 QF Mark I в четырёх башенных установках по линейно-возвышенной схеме.
Вооружение
Орудия были универсальными, и могли вести огонь как полубронебойными снарядами (при небольших углах возвышения стволов), так и осколочно-фугасными на больших углах возвышения по воздушным целям.Все снаряды (ПБ, ОФ, осветительный) имели вес 36,3 кг, что положительно сказывалось на прицеливании при смене типа снаряда. Заряжание было раздельно-гильзовым, потому реальная скорострельность не превышала 7-8 выстрелов в минуту.Орудия имели углы вертикального наведения от -5 до +70 градусов, а башни поворачивались в горизонтальной плоскости на +/-150° от продольного направления. Скорость наведения составляла 10 градусов в секунду, после установки более мощных гидравлических приводов, скорость вращения возросла до 20 градусов в секунду.Прицельная дальность составляла 21 400 метров, стрельба по воздушным целям была возможна на расстоянии до 15 000 м.
Боекомплект различался, играла роль вместимость погребов. Носовые башни «А» и «В» имели боекомплект 360 снарядов, башня «Х» - 320 снарядов, и башня «Y» - 300 снарядов.Вспомогательное зенитное вооружение крейсеров типа «Беллона» состояло из трех четырёхствольных установок типа Mark VII с автоматическими орудиями калибром 40-мм «Vickers QF 2 pounder Mark VIII», известные как «пом-пом».
Орудия «Виккерса» могли доставать летящие цели своими осколочно-фугасными и бронебойными снарядами весом 0,91 кг на высотах до 4 000 метров. Магазины кассетного типа обеспечивали боевую скорострельность до 100 выстрелов в минуту, хотя и все зависело от выучки расчета.Одна установка «пом-помов» располагалась перед надстройкой, а две других впереди кормовой дымовой трубы.Кроме 40-мм пушек «Виккерса» на кораблях устанавливались спаренные установки типа Mark IX с автоматическими пушками «Эрликон» калибром 20-мм.
«Эрликоны» стреляли фугасными снарядами на высоту до 3 000 метров со скоростью от 250 до 300 выстрелов в минуту.Каждый крейсер имел на вооружении шесть таких спаренных установок.
Изначально крейсера типа «Беллона» вооружались двумя трехтрубными торпедными аппаратами 533-мм каждый. Но реально торпеды кораблями не применялись ни разу, потому в ходе модернизаций торпедные аппараты были демонтированы.В этом плане крейсера представляли собой интересное явление. Орудия 133-мм были универсальными, но за наведение на цели отвечали два разных радарных поста и две системы управления огнем. Одна система руководила огнем носовых башен по воздушным целям, наводясь по данным РЛС, а при стрельбе по надводным целям использовались данные дальномеров КДП. Кормовые башни могли стрелять и по воздушным, и по надводным целям, руководствуясь данными РЛС.Радиолокационное вооружение крейсеров состояло из:- обзорная РЛС «Тип 284»;- РЛС раннего предупреждения «Тип 279» или «Тип 271»;- РЛС управления зенитным огнем «Тип 282» или «Тип 285».
Для обнаружения подводных лодок крейсера имели гидроакустические комплексы ASDIC.Первым подвергся модернизации «Роялист». В конце 1943 года крейсер был переоборудован для службы в качестве корабля связи для службы в составе эскортных сил авианосных и крейсерских групп. На «Беллоне» в 1944 году были сняты все 20-мм спаренные установки и вместо них установлены 12 одиночных и 6 спаренных орудий «Эрликон» калибром 20-мм с силовым приводом наведения.«Диадема» получила схожий набор вооружения: вместо 6 спаренных установок были установлены 8 одиночных и 4 спаренные установки 20-мм «Эрликонов».«Черный принц» вместо 6 спаренных установок получил 8 спаренных и 8 одиночных установок «Эрликон» 20-мм.В основном дополнительные установки устанавливали на месте торпедных аппаратов и на кормовой надстройке.В 1954 году, перед передачей «Беллоны» флоту Новой Зеландии, были демонтированы 40-мм «пом-помы» и вместо них установили 6 пушек 40-мм от «Бофорса», а 20-мм «Эрликоны» заменили на более современные.
Модернизации и переоборудования
Тогда же «Черный принц» лишился всех малокалиберных стволов, вместо которых получил 8 одноствольных 40-мм орудий «Бофорс» с силовым приводом и управлением от РЛС.Крейсер вступил в состав флота в ноябре 1943 года. Ввод в эксплуатацию постоянно откладывался из-за недочетов. По факту «Беллона» приступил к боевым действиям только в январе 1944 года, став флагманским кораблем соединения №26 из британских и канадских эсминцев, несущих патрульно-охранную службу в Бискайском заливе. Участник боя 15 апреля 1944 года с немецкими эсминцами и торпедными катерами, атаковавшими конвой WP492.В мае 1944 года крейсер стал участником операции «Нептун» — морской части высадки в Нормандии. 16 мая действуя вместе с эсминцами «Тартар», «Найда» и «Харон» обстреляли свой крейсер-минный заградитель «Аполлон», ставивший мины к западу от Уэссана.6 июня 1944 года, с началом операции, «Беллона» находился в секторе «Омаха», где выполнял функции корабля ПВО, прикрывая высадку. С 8 по 16 июня крейсер отражал атаки немецких самолетов и один уничтожил. Отличились расчеты «Эрликонов».В июле крейсер участвовал в операциях у побережья Норвегии, прикрывая линкоры «Дюк оф Йорк», крейсера «Кент», «Девоншир» и «Ямайка», участвовавшие в охоте на «Тирпитц».Далее крейсер перевели в Атлантику, где «Беллона» патрулировал между Брестом и Ла Рошелью в поиске немецких подводных лодок и надводных конвоев.
Боевая служба
6 августа крейсер вместе с отрядом эсминцев «Тартар», «Ашанти» и канадскими эсминцами «Найда» и «Ирокез» вступил в бой с отрядом немецких кораблей, прикрывавшим конвой у Сен-Назера. Союзники потопили тральщики H263, MW6, сторожевой катер V414 и рембазу гидросамолетов «Рихтгоффен».Далее крейсер снова был переведен к берегам Норвегии, где участвовал в перехвате немецких конвоев. Вместе с крейсером «Кент» и эсминцами «Беллона» участвовал в разгроме конвоя KS-357 у Листер-фьорда. Были потоплены два транспорта и два тральщика (М416 и М427) прикрывавших конвой.
С 1 декабря «Беллона» участвовал в проводке североатлантических конвоев JW-62 и RA-62 в СССР и обратно. В феврале 1945 крейсер прикрывал конвои JW-64 и RA-64, JW-66 и RA-66. В промежутках между сопровождением участвовал в перехвате немецких судов в северных морях.После окончания войны «Беллона» участвовал в параде Победы в Осло. В 1948 году крейсер передали в аренду ВМС Новой Зеландии. В 1956 году крейсер вернулся в Великобританию, где был списан и разделан.
Фактически сразу после ввода в строй «Роялист» был переделан в корабль обеспечения связи. С 30 марта 1944 года крейсер участвовал в проводке арктического конвоя JW-58 и обратного RA-58 в СССР. В рамках проводки конвоев 3 марта была осуществлена попытка нанести удар по немецкому линкору «Тирпитц».Далее крейсер был переведен в Средиземное море, где принял участие в операции «Драгун», прикрывая высадку десантов на юге Франции.15 сентября совместно с эсминцем «Тизер» потопил два транспорта (KT4 и KT26) и противолодочный корабль охранения UJ.217 15 у мыса Спада.
Затем корабль перешел на восток, в Ост-Индию. До апреля 1945 года был флагманом 21-й эскадры авианосного сопровождения и поддерживал высадку в Рангуне (операция «Дракула»). До конца войны прикрывал налеты авианосцев на цели в Восточной Индии и Суматре.После окончания боевых действий «Роялист» был возвращен домой и отправлен в военно-морской резерв. Капитальный ремонт начался в 1954 году и завершился в апреле 1956 года, после чего крейсер передали на службу в Новую Зеландию. В 1967 году крейсер вернули в Великобританию, где он был списан и продан для утилизации.
Службу начал в декабре 1943 года, участвуя в патрульных операциях по перехвату немецких конвоев в Английском Канале и в Бискайском заливе.22 февраля 1944 года в составе конвоя JW-57 в качестве флагмана эскорта ушел в СССР и вернулся обратно в составе конвоя RA-57.26 апреля вместе с эсминцами 10-й флотилии участвовал в бою с немецкими миноносцами, ставившими мины северо-западнее остовов Сет-Иль. Миноносец T-29 был потоплен.
В мае 1944 года в рамках операции «Нептун» был определен в группу «А» прикрытия десантов в Нормандии. 6 июня вместе с остальными кораблями группы участвовал в поддержке десанта в секторе «Юта».В июле участвовал в операции «Драгун», высадка десанта на юге Франции. В августе действовал в составе англо-американо-французского отряда кораблей в Средиземном море.В сентябре, после окончания операции «Драгун», был отправлен служить в Эгейское море, где начались операции по освобождению греческих островов.
7 октября с эсминцем «Терпсихора», участвовал в бою против эвакуационного корабля под Велосом. 15 октября прикрывал высадку в Пирее.После окончания операций был переведен на Тихий океан.15 октября прикрывал высадку в Пирее вместе с крейсерами Aurora, Ajax и Orion, эскортными авианосцами Stalker, Attacker и Emperor (операция Manna). Войска, транспортные средства и припасы были погружены в Александрии.25 октября переведен в состав Восточного флота и отправлен в Тринкомали. В составе британского Тихоокеанского флота наносил удары по нефтеперерабатывающим заводам на Суматре, Паджонге, Палембанга.В марте 1945 года участвовал в операциях соединенного флта союзников против японцев на Сакисиме, Формозе, Мияко. Прикрывал воздух базы в Набара. Защищал авианосцы «Формидебл» и «Индомитебл» от атак камикадзе.16 июля крейсер прикрывал летные операции британских авианосцев против целей в районе Иокогама — Токио. 17 июля прикрывал обстрел британскими линкорами целей в районе Токио. 18 июля присоединился к группе авианосцев TF37 для обеспечения полетов в ротации с авианосцами ВМС США.
С 9 августа крейсер соединился с кораблями оперативной группы США для операций у Японии. Прикрывал действия групп авианосцев по целям в северном Хонсю и Хоккайдо. После окончания боевых действий базировался на Гонконг.После окончания войны «Черный Принц» вернулся в Великобританию и был выведен в резерв в 1947 году. В 1948 году он был передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Новой Зеландии и оставался на этой службе до 1962 года, когда был списан и продан на разборку в Японию.
Первым боевым заданием стало сопровождение арктического конвоя JW-58 в СССР и эскорту обратного конвоя RA-58. 20 апреля совершил независимый переход в Мурманск с эскортными авианосцами «Активити» и «Фенкер» и 16 эсминцами для сопровождения пустых судов, возвращающихся из России. С 28 апреля сопровождал обратный конвой RA-59.Июнь 1944 года – участник высадки в Нормандии. Обстреливал немецкие батареи в Бени-сюр-Мер, в районе Кана. Получил повреждения при столкновении в шторм с паромом «Рино».Переведен в Плимут. Участвовал в перехвате эвакуационных конвоев в Бискайском заливе. При участии «Диадемы» был потоплен немецкий тральщик Sb.7 недалеко от Ла-Рошели.
В сентябре 1944 сопровождал конвой JW-60 и обратный конвой RA-60. 1 января 1945 года крейсер вошел в состав конвоя JW-63, вернулся с обратным конвоем RA-63, который был вынужден укрыться на Фарерских островах от экстремальной погоды. 23 января вернулся к службе.28 января 1945 года участвовал с крейсером «Маврикий» в бою против трех немецких эсминцев, которые пытались проникнуть в Балтийское море из Бергена. Немецкий эсминец Z-31 был поврежден, «Диадема» тоже получил повреждения от попадания немецкого снаряда. На следующий день переход смогли совершить только два других эсминца (Z-34 и Z-38).В феврале крейсер в течение 2-х недель проходил ремонт. В марте вернулся к службе.12 марта крейсер отправился в составе конвоя JW-65 в СССР и вернулся с конвоем RA-65. Апрель – сопровождение конвоев JW-66 и обратного RA-66.
В мае 1945 года крейсер в рамках операции «Правосудие» с группой кораблей и эскортных авианосцев наносил удары по немецким кораблям в Норвегии. Были потоплены немецкие корабль снабжения «Черный час», подводная лодка U-711 и траулер.Участник парада Победы в Осло.После окончания войны «Диадема» служил флагманом 2-й эскадры крейсеров до 1950 года. Затем был помещен в резерв, а в 1956 году продан Пакистану, где служил в качестве боевого корабля до 1961 года, после чего переведен в учебный корабль и использовался в этом качестве до 1977 года.
Честно скажем – не самая завидная судьба выпала этому крейсеру.Военная служба «Спартанца» началась в августе 1943 года, но почти сразу после начала службы корабль начали переоборудовать в флагманский корабль дивизии эскортных авианосцев. Так что реальное применение крейсера началось только в октябре 1943 года, когда «Спартанец» перешел на Мальту, где его ждали эскортные авианосцы.
В ноябре перешел в Неаполь, где прикрывал различные войсковые операции союзников, а затем был перебазирован в Гибралтар.В январе 1944 года «Спартанец» должен был прикрывать высадку десанта в Анцио. В преддверии высадки крейсер 15 и 18 января обстреливал немецкие батареи в Гаэте.21 января «Спартанец» вместе с крейсерами «Орион» и «Пенелопа» плюс 12 эсминцев сопровождал десантные корабли с 1-й британской пехотной дивизией. Обеспечивал вместе с «Орионом» огневое прикрытие высаживаемому десанту. 29 января, во время обеспечения высадки, крейсер был атакован немецкими бомбардировщиками. Против корабля было применено новейшее оружие – планирующая управляемая бомба Hs.293.
Бомба попала в левый борт позади первой дымовой трубы и разорвалась в машинном отделении. Отделение было сразу же затоплено, корабль потерял ход, начался пожар. Экипажу не удалось справиться с пожаром и через час после попадания бомбы экипаж покинул крейсер, который опрокинулся и затонул.Конечно, не совсем справедливо, что крейсер ПВО погиб от одной бомбы. Но так случилось.В целом же, корабли типа «Улучшенный «Дидо» оказались весьма полезны и эффективны. Работа над ошибками однозначно оказалась удачной.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!