Программа постройки кораблей этого класса – одно из приоритетных направлений развития ВМС США, целью которого является ввод в боевой состав флота свыше 50 боевых кораблей прибрежной зоны. Их отличительными особенностями должны стать высокая скорость и маневренность, перспективные комплексы вооружения, выполненные по модульному принципу, а главными задачами – борьба с «асимметричной угрозой» для американского ракетно-ядерного океанского флота в прибрежных водах, которая видится в лице малошумных дизельных подводных лодок, минных постановок и быстроходных боевых катеров противника.
Рождение новой концепции
Появление нового класса кораблей в ВМС США не случайно. Еще с начала 1990-х годов геополитическая картина мира стала кардинально меняться: появлялись новые государства и исчезали старые, но самое главное – распался Советский Союз, в результате чего закончилось глобальное противостояние двух сверхдержав, и мир стал «однополярным». Одновременно стали меняться и военные доктрины лидирующих западных государств, ранее видевших в лице СССР «наиболее вероятного противника». Не стал исключением и Пентагон, где быстро осознали, что наиболее распространенными в конце XX века стали, так называемые, локальные конфликты, возникающие в самых разных регионах мира. Таким образом, началась переориентация флота на новые задачи, которыми стали операции в прибрежной зоне, в том числе поддержка высадки десанта, а также зональная противовоздушная и противоракетная оборона на море. Кроме того, в контексте завоевания господства в прибрежной зоне также были определены противолодочная и противоминная оборона кораблей и соединений.
Эта новая концепция применения флота в предполагаемых конфликтах в сочетании с бурным развитием современных военных технологий и предопределила пересмотр боевого состава ВМС США. В новом веке планировалось строить боевые корабли нового поколения. Первоначально задумывались перспективные эсминцы DD-21, а в конечном счете ими должны были стать эсминцы DD(X), крейсеры CG(X) и боевые корабли превосходства в прибрежной зоне, или Littoral Combat Ships. О них далее и пойдет речь.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и напомнить, что к кораблям прибрежной зоны (Littoral Combatants) за рубежом всегда относили классы кораблей малого и среднего водоизмещения действующие в основном у берегов: корветы, ударные и патрульные катера, минно-тральные корабли, корабли береговой охраны. И само слово Littoral как раз имеет прямой перевод, означающий «прибрежный». Теперь же в ВМС США термин Littoral Combat Ship (сокращенно – LCS) определен именно как новый класс (возможно, временно). А во многих русскоязычных источниках стали использовать это слово без перевода, в результате чего появился неофициальный термин «литоральные боевые корабли». Принципиальным же отличием этого класса кораблей было в том, что они предназначаются для действий в первую очередь у берегов противника.
Итак, уже в 1991 году (одновременно с распадом СССР) в США началась разработка оперативно-технических требований к боевым надводным кораблям, которые бы отвечали задачам флота в новом тысячелетии. С января 1995 года в рамках программы «Надводный корабль 21 века» (Surface Combatant-21) выполнялся анализ по критерию «стоимость–эффективность» множества вариантов боевых кораблей разных классов, а также их комбинаций в составе корабельных соединений. В результате была выработана рекомендация, что наиболее целесообразным является создание семейства универсальных надводных кораблей, созданных по единой программе.
Концепция нового надводного корабля, получившего условное обозначение DD-21, прорабатывалась с декабря 2000 года, когда с компаниями-разработчиками был подписан контракт на сумму 238 млн. долларов США на разработку эскизного проекта эсминца нового поколения для предварительной демонстрации и оценки его основных характеристик. Проектирование велось на конкурсной основе между двумя группами, одну из которых возглавляла компания «General Dynamics Bath Iron Works» совместно с «Lockheed Martin Corporation», а вторую – «Northrop Grumman’s Ingalls Shipbuilding» совместно с «Raytheon Systems». В ноябре 2001 года программа DD-21 была пересмотрена, после чего получила свое дальнейшее развитие под названием DD(X). Теперь кроме эсминца предполагалось также создать крейсер зональной ПВО/ПРО под обозначением CG(X), а также многофункциональный корабль для завоевания господства в прибрежной зоне под обозначением LCS. Предполагалось, что в ближайшем будущем эти корабли составят костяк ударных сил ВМС США вместе с находящимися в строю эсминцами УРО типа «Spruance» и «Arleigh Burke», а также крейсерами УРО типа «Ticonderoga», в то время как из состава флота будут выходить фрегаты типа «Oliver H. Perry» и тральщики типа «Avenger».
В 2002 году начальник штаба ВМС США Верн Кларк представил конгрессу стратегию военно-морских сил «Морская мощь 21 века» (Sea Power-21), и как ее составную часть – оперативную концепцию «Морской щит» (Sea Shield), в соответствии с которой велись предварительные проработки корабля прибрежной зоны. Концепция «Морской щит» была призвана обеспечить благоприятную оперативную обстановку для ударных соединений флота и сил вторжения, то есть их противовоздушную, противоракетную, противолодочную и противоминную оборону в морской зоне, непосредственно примыкающей к территории противника. По мнению Верна Кларка, боевые корабли прибрежной зоны должны были занять ту нишу военно-морских операций, где применение кораблей океанской зоны является либо слишком рискованным, либо чрезмерно дорогим. Так как, не смотря на то, что современные боевые корабельные системы позволяют эффективно действовать в открытом море, угрозы, исходящие от дизельных подводных лодок, ракетных катеров и минного оружия противника, могут осложнить или даже сорвать военные операции, проводимые в прибрежной зоне. С этого момента программа LCS получила «зеленый свет».
Исходя из вышесказанного, можно сделать однозначный вывод, что боевые корабли прибрежной зоны должны будут стать органичным дополнением основных ударных сил, действуя в прибрежных и мелководных районах моря против малошумных неатомных подводных лодок противника, его надводных кораблей среднего и малого водоизмещения, выявляя и уничтожая минные позиции, а также объекты береговой обороны. Таким образом, флот будет достигать полного превосходства в прибрежной зоне. Как отметил командующий ВМС США Гордон Ингланд: «наша задача – создать небольшой, быстроходный, маневренный и достаточно недорогой корабль в семействе боевых кораблей DD(X), который обладал бы способностью к быстрому переоснащению, в зависимости от конкретной боевой задачи, вплоть до обеспечения пусков крылатых ракет и действий сил специальных операций». Кроме всего прочего, новый корабль задумывался и как один из ключевых элементов системы FORCEnet – военной компьютерной сети, обеспечивающей обмен тактической и разведывательной информацией между отдельными боевыми единицами (кораблями, ПЛ, средствами морской авиации, наземными силами и т.д.), которые бы оперативно снабжали командование всеми необходимыми данными.
Проектирование боевого корабля прибрежной зоны
Как известно, в настоящее время в мире насчитывается немало «горячих точек», где в прибрежных районах угроза нападения со стороны противника с привлечением минимальных сил и средств очень высока. Одним из событий, послуживших толчком к скорейшему пересмотру концепции применения флота в прибрежных водах, стал инцидент с эсминцем DDG-67 «Cole» ВМС США, который 12 октября 2000 года подвергся нападению на рейде порта Аден (Йемен). Начиненная взрывчаткой лодка оставила внушительную пробоину в борту дорогого современного боевого корабля и надолго вывела его из строя. В результате для восстановления потребовалось 14 месяцев ремонта, на который ушло 250 млн. долларов США.
После одобрения программы LCS было объявлено о ее приоритетном бюджетном финансировании, а уже к сентябрю 2002 года было сформулировано тактико-техническое задание. После проведения тендера были заключены шесть контрактов стоимостью по 500 тыс. долларов каждый, причем на проведение предэскизного проектирования было отпущено всего 3 месяца! К назначенному сроку, 6 февраля 2003 года, командованию ВМС США были представлены шесть разных концептуальных проработок: два корабля на воздушной подушке скегового типа, два однокорпусных с обводами типа «глубокое V», один тримаран с аутригерами и один полупогруженный катамаран с малой площадью ватерлинии. В конечном счете, после всесторонних оценок, в июле 2003 года заказчиком были выбраны три консорциума, с которыми заключили контракты на выполнение эскизного проектирования. В следующем году подрядчики представили следующие эскизные проекты:
• Однокорпусный корабль водоизмещающего типа с обводами корпуса типа «глубокое V» и водометами в качестве главных движителей. Разработка велась консорциумом во главе с «Lockheed Martin», в который также входили компании «Bollinger Shipyards», «Gibbs & Cox», «Marinette Marine». Проект впервые был обнародован в апреле 2004 года, во время Аэрокосмической и военно-морской выставки в Вашингтоне, округ Колумбия.
Отличительной особенностью корабля стала форма корпуса полуглиссирующего типа, или «морской клинок» (sea blade). Ранее такая конструкция использовалась при проектировании небольших быстроходных гражданских судов, а сейчас применяется и на более крупных. В частности, подобную форму корпуса имеет быстроходный паром MDV-3000 «Jupiter», постройки итальянской компании «Finkantieri», специалисты которой также участвовали в проектировании LCS.
• Тримаран с аутригерами и обводами главного корпуса «волнопрорезающего» типа (wave piersing), и также с водометами в качестве основных движителей. Основная разработка велась подразделением «Bath Iron Works Division» концерна «General Dynamics», а также компаниями «Austal USA», «BAE Systems», «Boeing», «CAE Marine Systems», «Maritime Applied Physics Corp.».
Здесь учитывался богатый опыт постройки компанией «Austal» гражданских тримаранов и максимально использовались ранее отработанные решения. Прототипами послужили английский опытный тримаран «Triton» и австралийский гражданский «Benchijigua Express», показавший в ходе эксплуатации высокие мореходные качества, управляемость и остойчивость.
• Двухкорпусный корабль на воздушной подушке скегового типа из композитных материалов. Основной подрядчик – «Raytheon», а также компании «John J. Mullen Associates», «Atlantic Marine», «Goodrich EPP», «Umoe Mandal».
Проект разрабатывался на базе норвежского малого патрульного корабля «Skjold». Подобную же конструкцию корпуса имеют российские малые ракетные корабли «Бора» и «Самум» проекта 1239, проектировавшиеся еще в СССР и введенные в строй уже в новой России.
Из трех вышеперечисленных проектов, последний был в конечном итоге отклонен 27 мая 2004 года, несмотря на ряд оригинальных решений. Дальнейшие работы велись консорциумами, возглавляемыми «Lockheed Martin» и «General Dynamics».
Несмотря на то, что разработчики применили разный подход к проектированию перспективного корабля прибрежной зоны, согласно техническому заданию их основные характеристики были схожи: водоизмещение не более 3000 тонн, осадка приблизительно 3 метра, скорость полного хода до 50 узлов при волнении моря до 3 баллов, дальность плавания до 4500 миль при скорости 20 узлов, автономность около 20 суток Основной изначально заданной особенностью новых кораблей являлся их модульный принцип построения, что подразумевало в зависимости от поставленных задач устанавливать на LCS боевые комплексы и вспомогательные системы различного назначения. Особо оговаривалось использование принципа «открытой архитектуры», что позволило бы в будущем относительно быстро без проведения большого объема работ внедрять на корабли новые технические средства и использовать наиболее современные технологии. В результате однородные соединения таких кораблей стали бы мощной и универсальной силой, отличающейся высокими боевым потенциалом и маневренностью, а также скрытностью действий. Таким образом, разработчиками нужно было создать корабль, который бы наиболее полно удовлетворял следующим требованиям ВМС США:
• действовать как в автономном режиме, так и во взаимодействии с силами и средствами вооруженных сил союзных государств;
• решать поставленные задачи в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника;
• обеспечивать эксплуатацию пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов (с возможностью интеграции вертолетов семейства MH-60/SН-60), дистанционно-управляемых надводных и подводных аппаратов;
• находиться в назначенном районе патрулирования длительный период времени, как в составе отряда боевых кораблей, так и в автономном плавании;
• иметь систему автоматического контроля боевых и иных повреждений;
• иметь наименьшие уровни физических полей (технология Stealth) для снижения заметности корабля в различных диапазонах;
• иметь максимально эффективную скорость экономического хода при патрулировании и во время дальних океанских переходов;
• иметь относительно малую осадку, позволяющую действовать в мелководных районах прибрежных вод;
• иметь высокую боевую живучесть и максимально возможную степень защищенности экипажа;
• иметь способность выполнять кратковременные маневры на максимальной скорости (например, в процессе отрыва или преследования ПЛ или быстроходных катеров противника);
• иметь возможность загоризонтного обнаружения целей и уничтожения их до входа в зону поражения их собственных бортовых средств;
• иметь сопрягаемость с современными и перспективными системами управления и связи ВМС и других видов вооруженных сил, в том числе государств-союзников и дружественных стран;
• иметь возможность приема топлива и грузов на ходу в море;
• иметь дублирование всех основных корабельных систем и комплексов оружия;
• и, наконец, иметь приемлемую закупочную стоимость и сниженные эксплуатационные расходы.
Предварительно в тактико-техническом задании, выданном командованием ВМС США разработчикам, предусматривалось обеспечение возможности установки на корабль взаимозаменяемых модулей для решения следующих приоритетных задач:
• противокатерная оборона одиночных кораблей и судов, отрядов боевых кораблей и конвоев судов;
• выполнение функций кораблей береговой охраны (пограничной службы);
• разведка и наблюдение;
• противолодочная оборона в прибрежных районах морей и океанов;
• противоминные операции;
• поддержка действий сил специальных операций;
• оперативное материально-техническое обеспечение в процессе переброски войск, техники и грузов.
Создание корабля с такими возможностями происходило впервые. Главной особенностью такой схемы было то, что корабль являлся платформой, а каждый отдельно взятый сменный целевой модуль должен был вмещать всю систему оружия (средства обнаружения, аппаратуру, места операторов, средства поражения). При этом стандартизировались способы связи боевого модуля с общекорабельными системами и каналами обмена данными. Это позволяло бы в будущем проводить модернизацию вооружения корабля, не затрагивая при этом саму платформу.
Первая ласточка
Однако еще за год до начала эскизного проектирования LCS Пентагоном было принято решение о постройке опытового судна, на котором бы можно было опробовать реальную концепцию быстроходных маневренных боевых кораблей нетрадиционной схемы и с модульным принципом построения.
В результате Научно-исследовательское управление ВМС США инициировало проектирование и постройку экспериментального корабля прибрежной зоны LSC(X) (Littoral Surface Craft – Experimental), получившего название «Sea Fighter» и обозначение FSF-1 (Fast Sea Frame). Корпус катамаранного типа с малой площадью ватерлинии был сделан из алюминиевого сплава и имел небольшую осадку. Двухкорпусная конструкция обеспечивала высокую скорость и мореходность, а в качестве движителей устанавливались четыре водомета. Но главное – корабль изначально проектировался по модульному принципу, что было одним из основных условий реализации данного проекта. Это позволяло отработать принцип быстрой смены модулей различного назначения в зависимости от поставленной задачи. В обязательном порядке предусматривалось обеспечение взлета и посадки корабельных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, и применение маломерных катеров, в том числе дистанционно управляемых. Для этого британская компания «BMT Nigel Gee Ltd.», осуществлявшая проектирование корабля, предусмотрела обширную взлетно-посадочную площадку и большой полезный объем внутренних помещений со сквозной грузовой палубой, как на судах класса Ro-Ro. Внешний вид «Sea Fighter» плучился необычный – широкая просторная палуба, обратные скосы бортов, маленькая надстройка, смещенная к левому борту.
Постройка корабля велась на верфи компании «Nichols Brother’s Boat Builders во Фриленде, штат Вашингтон. Заказ был размещен 15 февраля 2003 года, закладка киля состоялась 5 июня 2003 года, спуск на воду 5 февраля 2005 года, а 31 мая того же года он был принят в состав ВМС США. «Sea Fighter» имеет полное водоизмещение 950 тонн, наибольшую длину 79,9 м (по ватерлинии 73 м), ширину 21,9 м, осадку 3,5 м. Главная энергетическая установка – комбинированная дизель-газотурбинная (два дизеля MTU 16V595 TE90 и две газовых турбины GE LM2500). Дизели используются на экономической скорости, а турбины – для достижения полного хода. Четыре поворотные водометные установки Rolls-Royce 125SII позволяют кораблю развивать скорость до 50 узлов (на испытаниях достигалось 59 узлов), дальность плавания составляет 4400 миль при скорости чуть более 20 узлов, экипаж – 26 человек. На верхней палубе оборудованы две отдельных площадки, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов и беспилотных летательных аппаратов на скоростях хода вплоть до полного. Для спуска на воду и подъема на борт катеров или подводных аппаратов длиной до 11 метров служит кормовое устройство с выдвижной рампой, расположенное в диаметральной плоскости. Под верхней палубой расположен отсек для 12 сменных боевых модулей, расположенных побортно. Наверх они поднимаются специальным лифтом, расположенным сразу за надстройкой. Использование систем оружия предусмотрено главным образом с вертолетов и БЛА, но возможно также размещение модулей с противокорабельными ракетами прямо на верхней палубе.
Основные тактико-технические характеристики опытового корабля FSF-1 «Sea Fighter» ВМС США
Дата вступления в строй |
31.05.2005 г. |
Конструкция корпуса |
катамаран с малой площадью ватерлинии |
Водоизмещение, тонн |
950 |
Длина наибольшая, м |
79,9 |
Ширина наибольшая, м |
21,9 |
Осадка, м |
3,5 |
Тип и состав ГЭУ |
2 х ГТУ GE LM2500 2 х ДД MTU 16V595 TE90 4 х ДГ |
Движители |
4 водомета «Rolls-Royce» 125SII |
Скорость полного хода, узлов |
50 |
Дальность плавания, миль / при скорости, уз. |
4400 / 20+ |
Автономность, сут. |
20 |
Экипаж, чел. |
26 |
Вооружение: |
до 12 целевых модулей с различными системами вооружения, подводные и надводные дистанционно управляемые аппараты |
Вооружение авиационное: |
два вертолета MH-60 / SH-60 «Sea Hawk» или шесть БЛА MQ-8 «Fire Scout» |
Испытания «Sea Fighter» и его дальнейшая эксплуатация сразу же принесли положительные результаты: были изучены потенциальные возможности кораблей данной схемы, отработан модульный принцип формирования бортового вооружения, позволяющий в зависимости от типа модуля решать задачи, которые ранее были под силу только специализированным кораблям. Полученные данные были активно использованы разработчиками, участвующими в программе создания LCS.
Кроме того, командование ВМС и Береговой охраны США сделало вывод, что корабли типа «Sea Fighter» имеют значительное преимущество при использовании в качестве кораблей обеспечения безопасности и правопорядка в своих внутренних водах, а также для защиты национальных интересов в морской экономической зоне.
Прототипы и аналоги
Безусловно, «прародителем» кораблей LCS без особых натяжек можно считать шведский корвет YS2000 «Visby», проектирование и строительство которого осуществлялось компанией «Kockums» с середины 1990-х годов. Этот корабль стал революционным по многим техническим и компоновочным решениям:
• Он имел необычную архитектуру из плоских панелей с большими углами наклона с применением радиопоглощающих конструкционных материалов (композитный пластик), что диктовалось условием на несколько порядков снизить заметность в РЛ и ИК спектрах излучения;
• Оружие выполнялось полностью скрытым заподлицо внутри надстроек и корпуса, что опять-таки диктовалось условием снижения заметности, и даже башня находящейся снаружи артустановки имела «малозаметную» конструкцию из радиопоглощающего материала с убирающимся стволом. Точно также размещено швартовное оборудование и антенные посты – то, что обычно увеличивает ЭПР;
• В качестве движителей использовались мощные управляемые водометы, которые давали кораблю высокую скорость и маневренность, а также позволяли безопасно действовать в прибрежных мелководных районах моря.
Внедрение технологии «Stealth» на этом корабле тесно связано с особенностями его применения. Корвет должен действовать в прибрежной зоне, где наличие шхер, малых островов и сама ломаная береговая линия будут служить естественными помехами для РЛС противника, затрудняя его обнаружение.
Обводы корпуса типа «глубокое V» придают корвету «Visby» хорошую мореходность за счет меньшего гидродинамического сопротивления. Но еще одной особенностью является наличие управляемой транцевой плиты, которая снижает сопротивление на больших скоростях, регулируя дифферент на корму. Надстройка, расположенная в средней части, представляет собой единое целое с корпусом. Позади нее находится вертолетная площадка, занимающая больше трети длины корабля, но ангар отсутствует, хотя под верхней палубой зарезервировано место для легкого вертолета или БЛА вертолетного типа. Водоизмещение корабля составляет 640 тонн, основные размерения 73 х 10,4 х 2,4 метров, дизель-газотурбинная установка мощностью 18600 кВт позволяет достигать скорости 35 узлов, дальность плавания 2300 миль.
Основными задачами корветов типа «Visby» ставились противоминная и противолодочная оборона территориальных вод, поэтому их вооружение, помимо 57-мм артустановки SAK 57 L/70, включает два 127-мм противолодочных реактивных бомбомета, четыре торпедных аппарата для 400-мм противолодочных торпед и дистанционно управляемые подводные аппараты «Double Eagle» для поиска и уничтожения мин. Для освещения надводной и подводной обстановки корабль оснащен РЛС «Sea Giraffe» и гидроакустическим комплексом «Hydra» с подкильной, буксируемой и опускаемой антеннами ГАС.
В январе 2001 года головной корабль K31 «Visby» вошел в состав ВМС Швеции, а за ним в 2001-2007 годах были последовательно построены еще 4 однотипных корвета (заказ на шестой был аннулирован из-за возросшей стоимости). При этом пятый корпус изначально создавался в ударном варианте и был вооружен двумя счетверенными пусковыми установками для ПКР RBS-15M (вместо противоминных аппаратов) и установками вертикального пуска для 16 ЗУР RBS-23 BAMSE (на месте вертолетного ангара).
В дальнейшем компания «Kockums» продолжила работы над кораблем океанской зоны «Visby Plus», который предполагалось создать по тому же принципу, что и «Visby», но с большим водоизмещением и усиленным вооружением. Прежде всего этот проект был ориентирован на потенциальных зарубежных заказчиков, но, в конечном счете, он так и не был реализован.
Основные тактико-технические характеристики корвета K31 «Visby» ВМС Швеции
Дата вступления в строй |
01.2005 г. |
Конструкция корпуса |
однокорпусный, из композитных материалов, обводы – «глубокое V», с управляемой транцевой плитой |
Водоизмещение, тонн |
640 |
Длина наибольшая, м |
72 |
Ширина наибольшая, м |
10,4 |
Осадка, м |
2,4 |
Тип и состав ГЭУ |
4 х ГТУ TF50A (16000 кВт) 2 х ДД MTU 16V 2000 N90 (2600 кВт) |
Движители |
2 водомета |
Скорость полного хода, узлов |
более 35 |
Дальность плавания, миль / при скорости, уз. |
2300 / 18 |
Автономность, сут. |
15 |
Экипаж, чел. |
43 |
Вооружение: |
1 х 57-мм АУ SAK 57 L/70 2 х 127-мм РБУ «Alecto» 4 х 400-vv ТА (торпеды Tp45) аппараты «Double Eagle» |
Вооружение авиационное: |
легкий вертолет «Agusta» |
Радиоэлектронное вооружение: |
3-координатная РЛС «Sea Giraffe» Станция РЭБ РЛС управления огнем CEROS 200 Навигационный комплекс ГАК «Hydra» Комплекс радиосвязи |
Однако шведский корвет «Visby», хоть и является фактическим прототипом американского LCS, отличается от него отсутствием модульного исполнения. Но если посмотреть на подход к кораблям прибрежной зоны в Дании, то можно увидеть, что американцы – вовсе не первые и принцип модульной замены вооружения уже воплощен в металле и довольно успешно. Еще в 1989 году в состав ВМС Дании вошел корвет P550 «Flyvefisken», разработанный по программе Standard Flex 300. Корабль полным водоизмещением 480 тонн с основными размерениями 54 х 9 х 2,5 м изначально имел конструкцию со стандартными ячейками (одна в носу и три в корме) для загрузки боевых модулей в зависимости от выполняемой задачи. Каждая ячейка для установки комплексов вооружения вмещает контейнер размером 3,5 × 3 × 2,5 м. Модули представлены следующими типами:
• 76,2-мм универсальная артустановка OTO Melara Super Rapid;
• две 4-контейнерные пусковые установки ПКР «Harpoon» (позднее ПКР разместили в неубираемых пусковых установках позади дымовой трубы);
• установка вертикального пуска Mk56 VLS для 12 зенитных ракет «Sea Sparrow»;
• кран для трального оборудования и пост управления;
• буксируемая ГАС с устройством спуска и подъема на борт.
Кроме того, на корабле могут устанавливаться съемные торпедные аппараты для противолодочных торпед, минные рельсы или дистанционно управляемые аппараты поиска и уничтожения мин «Double Eagle». Для погрузки и выгрузки модулей используется передвижной береговой кран, а вся операция занимает около 0,5–1 часа и еще некоторое время для подключения и проверки всех систем комплекса (заявлено 48 часов). Таким образом, в зависимости от установленных модулей корабль может быть быстро превращен в ракетный, патрульный, противолодочный корабль, тральщик-искатель мин или минный заградитель. Всего по этому проекту было построено 14 кораблей с 1989 по 1996 годы.
В дальнейшем ВМС Дании заказали новые серии кораблей большего водоизмещения, отвечающие концепции Standard Flex: вспомогательные типа «Absalon» водоизмещением 6600 тонн и патрульные типа «Knud Rasmussen» водоизмещением 1720 тонн, вошедшие в строй в 2004 и 2008 году соответственно. Оба этих корабля имеют ячейки для стандартных сменных контейнеров с различными комплексами вооружения, устанавливаемых в зависимости от выполняемых задач.
В других странах тоже строятся корабли для охраны и патрулирования прибрежной зоны, но никто не спешит внедрять модульную конструкцию. Дело в том, что несмотря на саму рациональность идеи, ее экономическая целесообразность довольно спорна, так как затраты на создание и производство высокотехнологических модулей и их обслуживание довольно высоки. В результате проектировщики пытаются создавать максимально универсальные корабли с приемлемыми характеристиками, изначально позволяющими выполнять широкий круг задач без каких-либо кардинальных «реконфигураций». Как правило, основной их функцией является патрулирование и охрана территориальных вод и экономической зоны, охрана окружающей среды, поиск и спасение на море. Такие корабли не имеют мощного ударного вооружения, но в случае необходимости могут быть им оснащены, для чего специально резервируются объемы помещений. Другим отличием таких кораблей от американских LCS является значительно меньшее водоизмещение, умеренная скорость полного хода (обычно меньше 30 узлов) при сохранении большой дальности плавания и классический водоизмещающий корпус. Здесь опять же мы видим разный подход: американцам нужны корабли, быстро достигающие места выполнения задачи на больших удалениях от собственной территории, а другим странам – корабли способные находиться долгое время в районе патрулирования своих границ и не далее 500-мильной зоны.
Из новинок зарубежных кораблей прибрежной зоны примером может послужить чилийский патрульный корабль «Piloto Pardo» проекта PZM, введенный в состав ВМС Чили в июне 2008 года. Его полное водоизмещение составляет 1728 тонн, основные размерения 80,6 х 13 х 3,8 метров, скорость полного хода более 20 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 6000 миль. Вооружение состоит из носовой 40-мм артиллерийской установки и двух 12,7-мм пулеметов. Кроме того, корабль несет вертолет «Dauphin N2» и два штурмовых катера. В задачи корабля входят охрана территориальных вод Чили, поисково-спасательные работы, мониторинг водной среды, а также подготовка кадров для ВМС. В августе 2009 года вошел в строй второй корабль этого типа – «Comandante Policarpo Toro», а всего планируется построить четыре единицы.
Если обратить взгляд по другую сторону океана, то можно привести в пример патрульный корабль проекта ПС-500, разработанный в российском Северном ПКБ для ВМС Вьетнама. Он имеет водоизмещение 610 тонн и основные размерения 62,2 х 11 х 2,32 метров. Обводы корпуса выполнены по типу «глубокое V», что в практике российского судостроения для кораблей подобного класса и водоизмещения применено впервые, и позволило получить высокие мореходные качества. В качестве главных движителей используются водометы, сообщающие скорость 32,5 узла и придающие высокую маневренность (малый крен на циркуляции, разворот на «стопе», движение лагом), дальность плавания составляет 2500 миль. Корабль строился посекционно на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, а сборка секций осуществлялась во Вьетнаме. 24 июня 1998 г. головной корабль спустили на воду на верфи Ba-Son в Хошимине, а в октябре 2001 г. он был сдан вьетнамскому флоту. ПС-500 предназначен для охраны территориальных вод и экономической зоны, защиты гражданских судов и коммуникаций в прибрежных районах от боевых кораблей, подводных лодок и катеров противника.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас