Главная » 2022 » Декабрь » 30
03:22

«Большая Берта», по Парижу не стрелявшая

«Большая Берта», по Парижу не стрелявшая

«Большая Берта» 42 см M-Gerät Mörser («Большая Берта») – пожалуй, самое известное артиллерийское орудие, использовавшееся во время Первой мировой войны. Однако сегодня мало кто понимает, чем на самом деле была «Большая Берта»; его часто путают с рядом дальнобойных артиллерийских орудий, включая немецкую 21-сантиметровую пушку, использовавшуюся для обстрела Парижа, и мобильный австро-венгерский миномет M11 калибра 30,5 см. На самом деле 42-см орудие L/12 или M-Gerät было весьма массивной и одновременно мобильной 42-сантиметровой (16,5-дюймовой) гаубицей, специально созданной для разрушения бетонных укреплений. История этого орудия началась с возникшей у немецкой армии потребности в осадном орудии, способном разрушать укрепления, блокировавшие пути вторжения в Бельгию и во Францию. В поисках подходящего оружия немецкая армия в сотрудничестве с Круппом разработала ряд крупнокалиберных осадных орудий, в том числе два прототипа 28-сантиметровых гаубиц (L/12 i.R. и L/14 i.R.), три версии 30,5-сантиметровых орудия (миномет Beta-Gerät, гаубицу Beta-Gerät 09 и гаубицу Beta i.R.) и чудовищную 150-тонную 42-сантиметровую гаубицу «Гамма». Однако этим артиллерийским орудиям, каждое из которых впечатляло само по себе, не хватало правильного сочетания мобильности и огневой мощи, а оно имело первостепенное значение для быстрого разрушения французских и бельгийских фортов. Затем, после примерно пятнадцати лет разработки осадных орудий и уже непосредственно накануне войны, в декабре 1913 года, Крупп представил новое осадное орудие – мобильную 42-сантиметровую гаубицу M-Gerät. В боевом положении она весила 42,6 тонны, а для транспортировки разбиралась на пять частей, которые могли перевозиться на пяти транспортерах, буксируемых бензиновыми моторными тягачами. Вторая гаубица была представлена немецкой армии в июне 1914 года. Когда началась война, обе пушки всё ещё находились на заводе Круппа.

Осталось надеть броневой щит…

После начала войны оба прототипа гаубиц были спешно «доведены до ума» и сведены в батарею (KurzeMarinekanonenBatterie 3 или KMK 3), после чего их направили под Льеж, в Бельгии, где они легко разрушили два форта – Форт Понтисс и Лонсен – и эффективно завершили их осаду. В течение следующих нескольких недель две гаубицы M-Gerät KMK 3 вместе с другой осадной артиллерией обстреливали форты в Намюре, Мобеже и Антверпене. И вот именно там-то они и получили от своих расчетов прозвище Dicke Berta. В ходе войны было произведено еще десять гаубиц M-Gerät, то есть всего их стало двенадцать. Серийные модели имели несколько модификаций, отличавшие их от прототипов орудий. Изменения включали сплошные колеса, дополнительные платформы для расчетов перед броневым щитом и модифицированный затвор. Эти орудия были организованы в пять батарей и использовались как на Западном, так и на Восточном фронтах. Причем немецкое наступление под Верденом в 1916 году поддерживали одновременно восемь гаубиц. Битва при Вердене оказалась лебединой песней для «Большой Берты» и немецкой осадной артиллерии в целом. Несмотря на большое количество, 42-сантиметровые гаубицы не могли пробить железобетон модернизированных французских фортов, особенно фортов Дуомон и Во, которые были основными целями для немецкой армии. В Вердене в работу гаубиц M-Gerat и других осадных орудий были внесены два важных изменения. Во-первых, орудия, находящиеся вне зоны действия контрбатарейного огня союзников, но доступные для наблюдения с воздуха, предписывалось маскировать в обязательном порядке. Во-вторых, так как у гаубицы M-Gerät, как и у многих других немецких орудий тяжелой артиллерии, начались взрывы снарядов в стволе, артиллерийским расчетам было приказано перед выстрелом уходить от них подальше. Впрочем, это легко объяснимо: взрыв столь тяжелого снаряда в стволе такого орудия был подобен самой настоящей катастрофе, а их осколки разлетались во все стороны на километры вокруг.

Какие вездеходные колеса…

Как уже отмечалось, «Берты» для своего времени были чудо-оружием. Построенные с соблюдением полнейшей секретности, они успешно обстреливали французские и бельгийские форты в 1914 году и русские форты в 1915 году. Максимальная дальность действия «Большой Берты» составляла 9 300 метров, что было больше, чем у бельгийской, французской и русской крепостной артиллерии. Максимальная скорострельность составляла восемь выстрелов в час. Гаубица стреляла тремя типами снарядов – бронебойным и осколочно-фугасным, а позднее в ходе войны – «полукруглым» снарядом, или Haubengranate, который был разработан для увеличения максимальной дальности стрельбы орудия за счет уменьшения веса.

Самые тяжелые снаряды, выпущенные M-Gerät, весили 810 килограммов и обладали достаточной кинетической энергией, чтобы пробить двенадцать метров бетона и земли. Воронки от осколочно-фугасных снарядов достигали 6 метров в глубину и 9 метров в ширину. Эффект от обстрела постоянных укреплений гаубицами M-Gerät лучше всего иллюстрируется полным разрушением форта Лонсен в Льеже, где 42-сантиметровый снаряд пробил бетонную крышу каземата, попал в один из складов боеприпасов форта и убил около 350 солдат гарнизона крепости. Исследования захваченных бельгийских фортов во время войны показали, что снаряды 42-сантиметровых гаубицц M-Gerät и Gamma-Gerät гораздо эффективнее проникали в бетонные укрепления, чем снаряды тех же немецких или австрийских 30,5-сантиметровых орудий.

«Большая Берта» – вид справа

Ствол «Берты» имел углы вертикального наведения от +35° до +65°, а по горизонту –20°. Снаряды имели вес: 810 кг и 400 кг. Начальная скорость составляла 333 м/с (снаряд 810 кг) и 500 м/с (снаряд 400 кг). Максимальная дальность стрельбы первым снарядом составляла 9 300 м, а вот вторым, более легким – 12 250 м. Транспортировка частей гаубицы особых проблем не доставляла. Но сборка её требовала большого козлового крана, передвигающегося по рельсам. Правда, полностью собранное и поставленное на колеса орудие дальше можно было транспортировать в собранном виде, хотя и с не слишком большой скоростью. Для повышения проходимости и одновременно большей устойчивости орудия в момент выстрела, колеса «Берты» снабжались плоскими «башмаками». Они также ограничивали скорость транспортировки, но зато на них орудие не могло забуксовать даже в дождливую погоду, а также осенью и весной.

«Большая Берта» в деталях

Войну пережили только лишь две гаубицы M-Gerät. Оба орудия были переданы американским войскам под Верденом вскоре после перемирия 11 ноября 1918 года, после чего отправлены на Абердинский испытательный полигон, где были испытаны и хранились там до тех пор, пока одно орудие не было списано в 1942 году, а другое – в начале 1950-х годов. Конечно, было большой глупостью отправлять эти поистине бесценные порождения «сумрачного тевтонского гения» на металл, но сделанного уже не воротишь.Впрочем, практичные американцы считали иначе, для них этот

«...монстр был скорее диковинкой… поскольку в глазах артиллерийских офицеров армии США он был бесполезен в качестве полевого оружия. Они... считали его слишком малоподвижным, а армия США уже в то время, как и сейчас, ориентировалась на маневренную войну».

Но, конечно, такое орудие сегодня украсило бы любой военный музей и одним только своим видом (и возможностью возле него сфотографироваться!) привлекало бы тысячи и тысячи посетителей!



Источник

Просмотров: 236 | Добавил: Dmitrij | «Большая Берта», по Парижу не стрелявшая | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх