В статье М. К. Бхадракумара (M. K. Bhadrakumar), бывшего дипломата, отработавшего в Министерстве иностранных дел Индии 29 лет, опубликованной в газете «Asia Times», рассматривается ряд предположений, касающихся встречи министров обороны Ирана, России и Сирии в Тегеране, прошедшей в июне, и дальнейшей общей стратегии Дамаска, Тегерана и Москвы по борьбе с террористами в Сирии.
По мнению эксперта, минувшая встреча министров «вызывает больше вопросов, чем ответов». Почти всё, что известно об этом событии, позаимствовано из комментариев министра обороны Ирана генерала Хоссейна Дехкана (Hossein Dehqan). Его заявления цитировали иранские СМИ.
Господин Дехкан подчеркнул, что встреча в Тегеране подвела итоги конфликта в Сирии со стратегической точки зрения. Он выделил ряд ключевых моментов.
1. Основной причиной сирийского конфликта явилась «экспансионистская и агрессивная» политика Соединённых Штатов, Саудовской Аравии, Израиля и некоторых других государств региона.
2. По мнению военного чиновника, США и их региональные союзники вели нечестную игру, изображая борьбу с терроризмом.
3. Затевается «опасный ход», направленный на дестабилизацию региона, подстрекательство к сепаратизму и подрыв национального суверенитета Сирии.
4. Повестка дня для Ирана: последовательное продолжение «тотальной борьбы с терроризмом».
5. В Иране обсудили необходимость принятия стратегии, которая включала бы «решающие, быстрые, всеохватные и скоординированные действия» против террористических группировок.
Встреча в Тегеране, о которой рассказал министр, прошла на фоне слухов: мол, российский и иранский подходы к сирийской ситуации не сходятся. Недавно некоторые иранские СМИ даже подвергли позицию России критике: якобы Москва в последнее время уже не ведёт столь активных военных операций в Сирии, как прежде.
Что же говорит в ответ Москва? Известно тоже очень мало. Касательно встречи в Тегеране Министерство обороны РФ обнародовало сообщение о том, что на мероприятии обсуждались «первоочередные меры по укреплению сотрудничества» в борьбе с экстремистскими группировками и «инициативы в области безопасности», направленные на предотвращение «проведения более масштабных операций» джихадистскими группировками.
Однако в том же июне появился и один «интригующий комментарий» от российского информационного агентства «Sputnik». Его автор проанализировал баланс сил в Сирии. В анализе указывается, что сирийские правительственные силы находятся на пределе своих возможностей, а посему ждать неизбежной военной победы в Ракке или Алеппо не приходится.
Как отмечает М. К. Бхадракумар, в этом комментарии даётся следующая оценка наступления на Ракку.
Ракка — крупный город с населением 200.000 человек. Уже одно это ставит большие трудности перед любыми попытками атаки. Кроме того, боевики «Daesh» серьёзно укрепили свои позиции во всём городе. Наконец, третьей проблемой является нехватка как армейских войск, так и сил ополченцев. Да, сейчас наиболее боеспособные армейские подразделения и народные силы развёрнуты в направлении Ракки (в том числе танковая бригада и бригада сил специальных операций), но их количество, а также их боевые возможности, оценить трудно.
Что касается эффективности российских действий с воздуха, то во время предполагаемой атаки города она значительно снизилась бы по сравнению с «активной фазой российской кампании». Дело в том, что самолёты уже сейчас работают на пределе боевой дальности.
И едва ли сирийская армия возьмёт под полный свой контроль местный военный аэродром. Но пусть даже и так. Если аэродром перейдёт в руки сирийской армии, боевики «Daesh» будут иметь возможность его обстреливать.
В жилых кварталах наносить авиаудары окажется невозможным.
В такой ситуации, когда сирийцам к тому же не хватает личного состава, наступление может растянуться до нескольких месяцев.
В некоторой степени аналогичные оценки даются и ситуации в районе Алеппо. В комментарии отмечается, что лучшие подразделения сирийских войск уже переведены к Ракке, а линии связи и система снабжения под Алеппо чрезмерно растянуты.
Наступление на Ракку могло бы стать хорошим мероприятием для пропаганды, однако оно чревато тяжёлыми потерями и времени, и ресурсов. Кроме того, на нескольких других фронтах ситуация «в любой момент может ухудшиться».
Какие выводы из этого делает эксперт?
На фоне «фанатичных речей» президента Башара аль-Асада в Сирии (к примеру, недавних его заявлений в парламенте в Дамаске, где он призвал к полной военной победе) российские аналитики склоняются к трезвой и реалистичной оценке сложившегося положения.
Само собой разумеется, пишет «Asia Times», что Кремль не разделяет энтузиазма и уверенности Тегерана и Дамаска по поводу ситуации. Попросту говоря, Россия избегает риска, а Дамаск и Тегеран рвутся в бой.
Москва отдаёт предпочтение прекращению огня, и это понятно, считает М. К. Бхадракумар. Однако Иран и Сирия убеждены, что соглашение о прекращении огня только помогает оппозиции перегруппироваться и даже вернуть некоторые территории, потерянные ранее.
На самом же деле, уверен эксперт, именно поддержка России позволила сирийскому правительству усилить контроль над большей частью Дамаска, Хомса и Хамы и получить контроль над территориями вокруг Алеппо. Режиму Асада не по зубам нанести решающий удар по оппозиции, за исключением разве что западных регионов страны.
Соответственно, именно России, а не правительству Асада, пришлось бы возложить на себя тяжкое бремя контроля над всей страной. Москва демонстрирует нежелание нести такое бремя, указывает аналитик.
Из выступления Дехкана также становится ясно, что Тегеран явно опасается стремлений Москвы поддерживать рабочие отношения с США и Израилем. Москва стоит за соблюдение режима прекращения огня в Сирии и активно продвигает общение по каналам связи между правительством Асада и оппозиционными командирами ради деэскалации конфликта на локальном уровне.
Другими словами, Россия делает акцент на переговоры о прекращении боевых действий и внутрисирийский диалог о будущем сирийского государства.
А что будет дальше? Большой вопрос! Иран и Сирия должны быть крайне осторожны: ведь США и их союзники могут иметь и запасной план. Россия тоже может угодить в американскую ловушку. Сейчас уже ясно, что следующим политическим шагом с участием внешних игроков в Сирии станет передача полномочий местных органов власти сирийским фракциям как из правительства, так и из оппозиции. По мнению публициста, уже налицо признаки того, что военная и политическая ситуации движется именно в этом направлении. Недавнее прибытие британских и французских специальных сил вполне доказывает «ожидание» такого процесса децентрализации в Сирии.
Конечно, Тегеран и Дамаск видят, как происходит де-факто раздел Сирии внешними силами. И они его «не примут». А вот Москва, похоже, тянет кота за хвост. Почему же? Да потому, что, с точки зрения России, сотрудничество с США вырисовывает заманчивую перспективу открытия более широкого диалога с Вашингтоном. Москве хочется ослабить напряжённость в отношениях, сложившуюся между двумя государствами.
Последние новости говорят, однако, о том, что не Россия идёт на уступки США, а наоборот. Причём источником такого мнения является мозговой трест «Stratfor».
Как отмечает РИА «Новости», разведывательно-аналитическая компания «Stratfor» считает, что США вынужденно идут на ряд уступок России.
В четверг на минувшей неделе появилась информация о том, что Барак Обама предложил Москве заключить новое соглашение по военному сотрудничеству в борьбе с терроризмом в Сирии. Американские власти пообещали присоединить силы к ВКС РФ для лучшей координации в борьбе с боевиками «Джебхат ан-Нусра». Что же взамен? Белый дом желает, чтобы Россия убедила Асада прекратить бомбить повстанцев, которых поддерживают США.
Аналитики «Stratfor», рассмотревшие эти инициативы, убеждены, что предложение Белого дома является американской попыткой избежать дальнейшей эскалации в Сирии. Эксперты также указывают, что такое предложение предполагает уступку Белого дома Кремлю в виде активного сотрудничества с российскими военными вплоть до обмена данными о целях. Ранее Москва требовала от американцев такой уступки, желая положить конец изоляции. Министр обороны Эштон Картер ранее даже выступил против такой уступки.
Чиновники администрации США, отмечается в газете «Вашингтон Пост», теперь утверждают, что у них и нет иного выбора, кроме как договариваться с Путиным. По всей видимости, сожалеет редакция влиятельной газеты, мистер Обама «решительно настроен» не извлекать уроков из своих трагических ошибок в Сирии.
Можно также предположить, добавим, что миротворец Обама вдруг вспомнил о своей Нобелевской премии мира. И окончательно расхотел ввязываться в войну в Сирии. Под конец президентской карьеры можно ведь плюнуть даже на бюджетные аппетиты военно-промышленного комплекса, не так ли? Обама сумел «дотянуть» войну в Сирии почти до конца своего срока на троне. В январе 2017 года он покинет Овальный кабинет. А вот расхлёбывать полной ложкой сваренный им супчик придётся уже следующему президенту. Или следующей президентке.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас