Во всём клубке ближневосточных отношений всегда остаётся элемент, который сплачивает все арабские страны – конфликт Израиля и Палестины. Жестокое и внезапное нападение радикальной группировки из сектора Газа вызвало жестокую и предсказуемую реакцию Израиля, который всегда ставил на возможность дать многократно больший ответ на любое нападение.ХАМАС, безусловно, является террористической организацией. Его ракетные атаки и действия боевиков на земле изначально направлены преимущественно на гражданских лиц. Но он зависим от крупных игроков, с которыми совсем не стыдно контактировать как России в качестве посредника, так и самому Израилю. Независимо от того, кто создал ХАМАС, важно то, кто сейчас его использует. Террористические группировки во всём мире не брезгуют часто менять хозяев, врагов, собственные названия и постоянно переформатируются под новый расклад сил в регионе.Говоря о том, что ХАМАС наносит удары преимущественно по гражданским, нельзя не вспомнить и то, как Израиль сейчас наносит удары белым фосфором по городской застройке сектора Газа с миллионами жителей. В новом противостоянии уже отмечены и ковровые бомбардировки жилых кварталов, где совершенно ясно, что гражданские в этом районе не оповещались. О чём можно судить по количеству погибших и раненых мирных жителей.
В СВО пока ковровые бомбардировки применялись лишь на «Азовстали» (в изолированной от жилых кварталов промзоне). Ряд жилых кварталов Газы после серии бомбовых ударов уже выглядят страшнее, чем жилая застройка Мариуполя после двух месяцев тяжелейших уличных боёв с полноценной армией. При том, что в Мариуполе Россия столкнулась с армией, имеющей тяжёлую бронетехнику и артиллерию, а не с какой-то группировкой. Таким образом сплошные бомбардировки Газы показывают, что бывает, когда армия действительно не жалеет мирное население («человекоподобных животных» – по словам главы минобороны Израиля). Даже если на стёртой в пыль улице, в одном из зданий находился склад террористов, то это вовсе не точечные удары и никак не современные методы ведения войны. Невозможно добиться морального превосходства над противником, действуя его методами. Чтобы полностью победить противника, необходимо искоренить его идеологию. Блокада Газы – это и вовсе прямая отсылка к блокадам Крыма и Донбасса со стороны Киева. При этом циничность израильских чиновников в публичном пространстве отчётливо демонстрирует, что Израиль не беспокоится о мнении мирового сообщества и уверен в оправдательной силе пропагандистских ресурсов коллективного Запада. Поэтому, с одной стороны, мы имеем дело с обычной террористической исламистской группировкой со всей её атрибутикой. С другой стороны, мы видим армию, которая на самом высоком уровне системно и публично одобряет военные преступления как способ ведения войны, занимаясь также созданием искусственного гуманитарного кризиса полной блокадой сектора. Становиться однозначно на чью-то сторону в этом конфликте – дело неблагодарное. Тем более в свете российских интересов на Ближнем Востоке.
Новая жертва
Но на Западе всё однозначно. Появилась очередная «демократия», которую нужно «защищать». Поэтому западные политики и СМИ дружно отложили флажки Украины и достали флажки Израиля. Наверняка они уже печатали флажки Тайваня, но Израиль опередил. «Демократия» имеет право воевать всеми способами, невзирая на угрозу гражданским. «Демократия» имеет право блокировать Донбасс, Крым или Газу, создавая гуманитарные кризисы. А любое обвинение «демократии» в преступлениях автоматически делает вас «диктатурой» и «врагом порядка, основанного на правилах».В данном случае мы имеем встречный, а не направленный в одну сторону межконфессиональный конфликт. То есть когда обе стороны взаимно питают ненависть по религиозному признаку. Это значительно отличает данный конфликт от войны на Украине, где с одной стороны – украинское население, запитываемое ненавистью ко всему русскому (даже к собственным кровным родственникам), с другой стороны – ненависть российского населения к нацистской идеологии и тем, кто её использует в геополитических интересах, а не к самим украинцам и их национальной культуре. К слову, украинский режим уже развивает картинку в информационном поле, что и в палестино-израильском конфликте блистает «рука Кремля». Благо власти Израиля и Соединённые Штаты не торопятся солидарничать в этом с киевским режимом. А то, что боевики ХАМАС пользуются предназначенным для Украины оружием с чёрного рынка, никого не волнует. Запад во всех смыслах отвлёкся на новую игрушку – это плюс нашей СВО, но при этом большая война на Ближнем Востоке абсолютно не нужна России.
Дипломатия
Израиль виноват в том, что не свернул крайне радикальную милитаристскую политику в отношении соседей и всегда делал ставку только на силу. Избыточная вера в собственную мощь всегда приводит к провалу. Использование силы, не чередуя её должным образом с дипломатией, вызвало поражение, как на военном, так и на дипломатическом фронте. Как минимум свело на нет попытки Израиля построить более-менее рабочие отношения с персидскими монархиями на фоне противодействия Ирану. В военном плане поражение Израиля заключается в том, что был разрушен миф о неприступности государства. Россия могла бы стать лучшим посредником во всём арабо-израильском конфликте. Вряд ли российско-израильские отношения можно назвать тёплыми. Однако их можно характеризовать как нормальные, стабильные и рабочие, где главным острым вопросом остаются израильские агрессивные действия на территории Сирии. Отношения России со всеми шиитскими и суннитскими мусульманскими странами на Ближнем Востоке находятся в весьма стабильном продуктивном русле и активно развиваются. И это крайне важно, так как учитывает всех, кто имеет влияние на ХАМАС. То, что израильские политики до сих пор не воспользовались этим, указывает, с одной стороны, на их сильную зависимость от США, с другой стороны – на слабый уровень их аналитики. Главным оппонентом посредничества России, естественно, будут выступать США, так как успех России усилит её влияние не только в арабском мире, но и на сам Израиль. Если Израилю даже удастся уничтожить ХАМАС и взять под контроль весь сектор, Израиль всё равно будет оставаться в окружении врагов, с которыми ему придётся договариваться. Чем более жестокой будет расправа ЦАХАЛ над сектором – тем меньше шансов у Израиля на стабильные договорённости с другими соседями.
Расклад сил
Преимущество Израиля в конфликте в секторе Газа неоспоримо, однако остаётся вопрос, сможет ли Израиль конвертировать это в преимущество в абсолютную победу над ХАМАСом и ликвидировать анклав или лишь вынудит руководство группировки пойти на переговоры. Вероятнее всего, как и все уличные бои, операция Израиля в секторе будет продолжаться много месяцев, а сам город будет превращён в руины. Число погибших военных и боевиков, очевидно, пойдёт на тысячи, а число погибших гражданских, в случае если Египет не откроет двери, достигнет десятков тысяч человек. Египетская экономика пока не может обеспечить высокий уровень жизни для собственного растущего населения страны. Социально-экономические проблемы стали одним из поводов для протестов во время реализации американского проекта «арабской весны». 2,6–2,8 миллиона беженцев станут колоссальной нагрузкой. Не обрадуются этому и европейцы. Однако ни экономические проблемы, ни угроза усиления «Братьев мусульман» в Египте не оправдывают пока слабые усилия этой страны по эвакуации людей, пришедших к границе. Нет сомнения, что Россия могла бы оказать Египту помощь в этом.Недостаточно уничтожить ХАМАС и зачистить территорию Газы. Израилю придётся контролировать этот анклав изнутри, оставив значительные силы там для поддержания порядка. Это будет сильно сковывать его ресурсы на других направлениях.
Война Израиля с Газой показывает, что чудо-оружия не бывает, и даже самые продвинутые с технологической точки зрения армии не способны быстро, с наименьшим риском для гражданских и минимальными разрушениями победить многократно более слабого противника. Врага, зажатого на очень ограниченной площади и не имеющего регулярной массовой военной поддержки извне. В городских условиях даже сильно распиаренная армия вынуждена стирать квартал за кварталом с воздуха и прибегать к затяжным уличным боям. Но это не значит, что не нужно стремиться к лучшему. Предпочтительнее быть первопроходцами в опыте современной городской войны, чем просто кивать на чей-то опыт. Хотя большая часть мифов про израильскую армию развеяна, но умение проводить мобилизацию у ЦАХАЛа не отнять.В случае с «Хезболлой» дело будет куда сложнее, и вряд ли ЦАХАЛу приходится рассчитывать на искоренение этой группировки военным путём. «Хезболла» имеет многократно больший в сравнении с ХАМАСом ракетный потенциал и количество личного состава. В 2018 группировка заявляла о наличии 150 тысяч ракет различной дальности. Сейчас она говорит о 250 тысячах ракет. Её численность, по словам самого лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы, составляет 110 тысяч (видимо, с учётом мобилизационных возможностей).
Даже если представить, что Израилю удастся уничтожить всю группировку в Ливане и на юге Сирии, не вступив в конфликт с армиями Ливана и Сирии, то у «Хезболлы» и других проиранских формирований всё равно останется возможность и дальше мобилизовывать своих сторонников по всему миру и получать оружие от внешних игроков, формируя свой костяк не на территории Ливана, а уже на территории Сирии и Ирака. Таким образом, даже в случае оккупации Ливана и части Сирии Израиль всё равно получит соседство с проиранскими силами и другими радикальными арабскими группировками. Проиранские силы в Ираке под названием «Хашд аш-Шааби» (ещё около 100 тысяч боевиков), заявив, что готовы принять участие в войне против Израиля, уже дали понять, что арабо-израильский конфликт в Палестине и Ливане не закончится.
Иран ЦАХАЛу не по зубам
Если дело дойдёт до столкновения с Ираном, то это будет война дистанционных ударов, при которой у Израиля нет возможности без США или ядерного оружия уничтожить самые лакомые цели в виде иранской ядерной программы и подземных военных заводов. Возможности таких дистанционных взаимных ударов ракетами, БПЛА и авиацией (прежде всего израильской) быстро иссякнут и не смогут ликвидировать основной военный потенциал противника. На проведение наземной операции против Ирана вряд ли имеются силы даже у всего коллективного Запада. Особенно после поддержки нацистского режима в Киеве. Что уж говорить про Израиль, который удалён от Ирана и окружён достаточным количеством проиранских формирований на своих границах, и продолжительные бои на узких арабских улочках. Прямое дистанционное столкновение Израиля и Ирана даже может перерасти в глобальную войну на Ближнем Востоке сразу с несколькими полюсами. А это означает что даже при отсутствии наземной операции Запада и Персидских монархий против Ирана придётся на некоторое время забыть про всю нефтяную инфраструктуру Персидского залива, которая будет уничтожена встречными ударами, а Ормузский пролив будет перекрыт, со всеми вытекающими последствиями на энергетическом рынке. Также пострадают крупнейшие базы США, американская группировка в Ираке (в основном за счёт иракского ополчения) и большая часть американских кораблей в районе Персидского залива. В Израиле под удар попадут крупные военные базы и ядерные объекты. В Иране пострадает нефтяная и военная инфраструктура (ракетные войска, авиация и ПВО), а также подземные центры обогащения из-за ударов с американских бомбардировщиков бомбами GBU-57. Возможно, под удар попадёт Бушерская АЭС. Но стоит ли для американцев и Израиля овчинка выделки, если это не решит окончательно иранский вопрос и не позволит свергнуть иранских прокси по всему Ближнему Востоку?
Нельзя полностью исключать прямое участие ВВС и ВМС США в ударах по Газе или Ливану в случае дальнейшей эскалации с «Хезболлой», и если ситуация для Израиля будет крайне критичной. Однако для США это сопряжено с колоссальным риском потери влияния в арабском мире. Ведь одно дело, когда с арабами Палестины или Ливана воюет привычный ближневосточный враг, а другое дело – когда к нему присоединяется заокеанский гегемон. Для проиранских сил это станет колоссальным мобилизующим фактором, а параллельно с этим в пропасть полетят отношения США с Персидскими монархиями. Особенно было бы странно, если бы ХАМАС начали бомбить бомбардировщики США, размещённые на Эль-Удейд в Катаре.
Помощь США
На самом деле хочется, чтобы арабо-израильский конфликт завершился подписанием договорённостей при посредничестве России и признанием независимости Палестины. Однако сегодня израильское руководство сделало ставку на максимально жесткий ответ в надежде покончить с ключевыми угрозами на юге, рискуя получить более сильные угрозы на севере. Ближайшие месяцы покажут, является ли это противостояние искусственным поводом для большой войны против Ирана и его союзников, или война ограничится Израилем и его близлежащими территориями.