Борьба за выживание. Или как оттянуть неизбежное.
Мировой экономический кризис неизбежен. Он продиктован естественными противоречиями и попытка сделать что-то с этим не приводят к положительному результату. Снижение процентных ставок центральными банками, количественные смягчения и прочая финансовая химия или не помогает вообще, или помогает, но с огромными издержками. Но в общемировом масштабе это как мертвому припарка, греет, но не оживляет. При этом практически все экономические показатели свидетельствуют о том, что кризисные явления ускоряются.
Попытки любыми способами оттянуть неизбежное или даже его предотвратить проходят на фоне политико-экономических флуктуаций по купированию возникающих проблем и попыток устранения проблем, приходящихся на эту осень и способных вызвать большие проблемы для участников мировой политэкономической игры.
Параллельно с этим стороны вступают в очередной раунд мировой торговой войны. Начались американо-китайские торговые переговоры (практически обреченные на провал), при этом Китай уже показал штатам морковку в виде закупки сельхоз продукции, США начали расследовать антимонопольное дело против европейских автопроизводителей (немецких БМВ и Фольксваген). Участники спора не теряют времен даром фактически ведя непрекращающийся переговорный процесс и вбрасывая в пространство взаимодействия все новые и новы темы для обсуждения.
Такая активность продиктована тем, что сентябрьский раунд переговоров для всех их участников может стать последним «тихим», разворачивающимся до наиболее серьезных ударов мирового экономического кризиса, а значит и предполагающий еще наличие сравнительно удобных переговорных позиций. Хотя для кого-то они будут более удобными, а для кого-то менее. В этом контексте тому же Китаю целесообразно тянуть переговоры до октября-ноября, чтобы обеспечить более затруднительную ситуацию для своих оппонентов в том числе в США в то же время, как самим соединенным штатам выгодно форсировать процесс давления на своих оппонентов, поскольку данном раунде переговоров США оказывается втянутыми сразу в две экономические войны с Китаем и Европейским союзом, а воевать на два фронта это не просто неудачная мысль но и откровенно провальная стратегия, которая способна не только серьезно подорвать возможности США, но и пошатнуть ее место в мировой торговле. Это становится тем более очевидно, что все больше и больше сделок заключаются не в долларе США, а в других валютах.
Это конечно еще не крах американского доминирования в мировой торговле, но серьезный шаг к этому.
Купирование неизбежного
В первую очередь текущей момент показателен тем, что практически повсеместно происходят попытки купировать те угрозы, которые сопряжены с политическими или экономическими процессами текущей осени. При этом купировать приходится сразу по двум фронтам, как экономическому, так и политическому.
Экономический фронт понятен и прост (но практически безрезультатен). Рекордное снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса в США (0,5 % годовых), обсуждение новых и новых пакетов количественных смягчений практически всеми ведущими центральными банками. Все это по большей части направлено на подержание темпов роста экономик (или по крайней мере недопущения рецессии). Между тем, такие меры позволяют «подшаманить» экономическую статистику, но ничего не меняют ни в причинах данного кризиса, ин в его катализаторах, фактически приводя только к ухудшению ситуации с несколькими более-менее благоприятными показателями, что в будущем обещает только лишь более жесткое приземление. При этом не видно ни стремления ограничить спекуляции на биржах, ни системной работы по снижению пузырей, ни нормализации ситуации во внешней торговле.
Совершенно иное – это политический фронт. Здесь страны пытаются купировать имеющиеся политические риски и создать своим оппонентам дополнительные проблемы, дабы ухудшить их переговорные позиции и повлиять на их решения по внешней торговле на фоне развивающейся борьбы.
Кратко, практически все участники процесса занялись уменьшением рисков. США ведет переговорный процесс по Афганистану стремясь как моно скорее сбросить с шеи это взрывоопасный камень и одновременно пытается создать наиболее благоприятные условия для бесконфликтного решения по американскому бюджету на следующий год, о чем периодически доходят слухи из-за океана.
Китай наводит порядок в отчётностях компании, пытаясь выявить слабое звено и предусмотреть меры, обеспечивающие стабильность собственной экономики одновременно предпринимая решительные меры по снижению напряженности в Гон-Конге, который хотя и не имеет общежитейского влияния является важной частью экономики Китая, а значит влияет на общие показатели. Отозван законопроект о экстрадиции (заменен другим), предпринимаются меры по задержанию лидеров протеста. Если протест не прекратится в ближайшие две недели, то весьма вероятно Китай может пойти на прямое военное вмешательство в целях обеспечения законности и стабильности. Это конечно будет выглядеть не очень красиво в заголовках зарубежных СМИ (сравнения с Тянаньмынь не избежать) но по крайней мере снизит риски на будущие периоды.
Наконец Европа начинает походить на бурлящий котел, который пытаются накрыть крышкой. Не всегда удачно. Европейский Союз в последние недели проявил огромные усилия для давления на украинского президента Зеленского, дабы обеспечить возможность обмена наиболее токсичных лиц в рамках обмена Украина-Россия. Это позволит заявить о том, что Минские соглашения реализуются, есть динамика и изменение и пора восстанавливать диалог. Хотя торговля с Россией и не является самым большим сектором торговли ЕС, но в период кризиса и прибавка нескольких процентов к объему торговли способна улучшить ситуацию. По большому счету, мяч в данной игре будет на стороне России и именно российским властям решать насколько быстро (и стоит ли) снимать ответные секционные ограничения. Весьма вероятно, это вопрос был предметом многочисленных переговоров В.В. Путина и их результаты мы смоем увидеть уже в ближайшие недели.
Но, помимо российского направления проявляется и попытка некоторых решений внутри ЕС. Так, например, чудесным образом в Италии после демарша Сальвини была на скорую руку слеплена коалиция из движения 5 звезд и демократической партии, которые по всем параметрам являются антиподами. Такое правительство долго протянуть не может, но хотя бы оттянет время до досрочных выборов в итальянский парламент с заявлениями Сальвини в духе «пора Италии покинуть ЕС». Однако весьма вероятно что в ближайшее время шахматная доска будет перевернута и перевыборов будет не избежать.
Наконец просто потрясающая борьба развернулась против выхода Великобритании из ЕС, причем данная борьбы настолько фантастична и уникальна с точки зрения наплевательства на процедуры, что остается только диву даваться. Палата общин пытается заблокировать выход Великобритании из ЕС без сделки 29 октября и принимает решения, которые мягко говоря, по ту сторону законности. Джонсон грозиться распустить парламент (обеспечив провал консерваторов на выборах, но осуществление выхода из ЕС в срок). Британская демократия пошла во все тяжкие. СМИ с обеих сторон поливают основных политических персоналий грязью, особенно проходясь по Б. Джонсону. Хотя если учесть, что выход Великобритании из ЕС повлечет за собой череду экономических и политических проблем можно признать обоснованность тех действий, которые стороны пытаются предпринять. Один только рост напряженности в Северной Ирландии и повторная постановка опроса о выходе Шотландии из Соединенного Королевства чего стоят.
Все участники мировой торговой войны готовятся и роют себе окопы.
Время повышать ставки
При этом участники мировой эконмической войны (США, ЕС и Китай) продолжают повышать свои ставки в этой войне, пытаясь еще больше надавить на оппонентов.
Наиболее примечательным кажется взаимодействие между Китаем и Ираном в ходе которого обсуждалось взаимодействие между государствами в том числе в сфере поставок иранской нефти в Китай. Понятна заинтересованность обеих стороны в беспроблемном экспорте нефти в Китай. Особенно это понятно в связи с той активностью, которые развивают США в деле пресечения иранских поставок нефти в Сирию, т.к. сегодня в Сирию, завтра везде.
На этом фоне еще более важным является заявление иранской стороны о том, что Иран готов отказаться от передачи отработанного ядерного топлива за рубеж, и складировать его на своей территории. Это очередной шаг Ирана в психологической игре между Исламской республикой и США, когда Иран шаг за шагом отходит от шестистороннего соглашения по атому. В этом случае, очевидно, что в медиа пространстве США произойдёт очередной панический взрыв о том, что «Иран не уважает мировое сообщество» и «Трамп попустительствует Ирану». Свой голос в этом хоре будут иметь и глобалисты, которым хорошо все, что плохо для Трампа, и израильское лобби, которому главное направить всеобщее внимание на Иран, как угрозу и основание напряженности. Какие-либо активные действия США против Ирана сейчас как минимум отвлечет дипломатические и иные ресурсы США от темы международной торговли, а как максиму обеспечит возникновение ряда новых конфликтов, в которых США рискуют ухудшить собственное положение в мировой торговой войне.
Попытки обострения предпринимает и США, правда, пока что на дипломатическом поле и в попытках обрыва торговых контактов Китая. Речь идет о турне американских дипломатов по странам Восточной и Юго-Восточной Азии, как очевидно, направленному против Китая и, одновременно попытка подрыва китайских проектов Белоруссии и на Украине. На Украине спор разворачивается вокруг попытки Китая приобрести компанию «Мотор Сич» (важность данного приобретения для Китая пока что не очень ясна, но сам факт прерывания продвижения показателен). В Белоруссии же в рамках встречи Дж. Болтона с руководством Белоруссии речь заходила вообще о свертывании белорусско-китайских отношений (что с учетом позиции Лукашенко брать деньги везде где только можно, или обречено на провал, или должно сопровождаться щедрыми предложениями со стороны США. Но у Болтона таких возможностей нет.).
Одновременно США начинает расследование против европейских автопроизводителей, что может вполне привести к появлению новых пошлин и штрафов, закручивая маховик торговой войны.
Обострение продолжается, на следующей неделе можно ожидать своих ходов от Европейского Союза, который пока что излишне пассивен в этой сложной ситуации.
Торжество обреченности
Таким образом, мировая экономика продолжает стремительно лететь к кризису, участники играют на обострение. И эта игра будет только усиливаться по мере продолжения попыток заключения новых торговых договоров.
Крайне интересна в связи с этим позиция России. Российское руководство не форсируя вопросы сдерживания мирового кризиса (золотовалютные резервы, размер госдолга, характер торговых отношений позволяет говорить, что первая волна кризиса будет пройдена) и продумывая, пока что на уровне принципов, системные меры преодоления, формирует вокруг себя пространство международных контактов.
Тут можно отметить как минимум два события. Первое, это заключение соглашения о объединений энергосистем с Азербайджаном и Ираном. Россия, Азербайджан и Иран подписали соглашение о совместной разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта соединения своих энергосистем.
Это соглашение было заключено 12 августа. Оно подразумевает совместную разработку технико-экономического обоснования проекта создания энергетического коридора «Север — Юг» между энергосистемами трех стран.
С российской стороны участниками соглашения стали «Системный оператор» и «Россети». Со стороны Азербайджана и Ирана в нем участвуют «Азерэнержи» и иранская управляющая компания по электрогенерации, передаче и дистрибьюции Tavanir
Это означает и расширение вектора поставок российской электроэнергии в Иран, имеющий потребность в электроэнергии (особенно на севере страны), а также повышение энергобезопасности самого Ирана.
Второе, это визит премьер-министра Индии Н. Моди на восточный экономический форум во Владивосток, сопровождавшийся подписанием ряда значимых договоров и соглашений. Индия, хотя и является очень «придирчивым» партнером интересна в целом ряде направлений, это и атомная энергетика, и поставки вооружений и ряд иных сфер. Все это укрепляет торговые позиции и Росси и Индии, что немаловажно в преддверие кризиса.
И следует ожидать, что такая деятельность по консолидации экономических возможностей будет продолжена. А мир продолжит движение к кризису. Неизбежно.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас