Главная » 2022 » Апрель » 19
05:00

БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». От разведки до мишеней

БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». От разведки до мишеней

В семидесятых годах советская промышленность разработала и довела до принятия на вооружение беспилотные летательные аппараты тяжелого класса Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Они предназначались для ведения разведки площадных целей, районов и трасс на разной глубине обороны противника. В дальнейшем комплексы двух типов нашли практическое применение, а также проходили модернизацию. Несмотря на моральное и физическое устаревание, отдельные изделия до сих пор используются в тех или иных целях.

Новые средства разведки

В середине шестидесятых ВВС СССР получили беспилотный разведывательный комплекс ДБР-1 с тяжелым летательным аппаратом Ту-123 «Ястреб». БПЛА мог осуществлять полет по заданной программе и вести разведку на глубине в сотни километров. При этом мягкая посадка по возвращении не предусматривалась: спасался только носовой отсек с ценным оборудованием и результатами разведки, тогда как остальная конструкция «Ястреба» была одноразовой.В 1968 г. вышло постановление Совмина о разработке двух новых беспилотных комплексов разведки – ВР-2 «Стриж» и ВР-3 «Рейс». Требовалось создать полностью возвращаемые многоразовые БПЛА. Последние должны были отличаться размерами, составом оборудования и летными характеристиками. При помощи комплекса ВР-2 планировалось осуществлять разведку на глубине в десятки километров, а от ВР-3 требовался радиус действия в сотни.Разработка комплексов и БПЛА была вновь поручена ОКБ Туполева. В дальнейшем беспилотник для ВР-2 получил обозначение Ту-141, а изделие из состава ВР-3 было названо Ту-143. Также к ним перешли шифры комплексов – «Стриж» и «Рейс» соответственно.

В связи с менее высокими требованиями по основным характеристикам разработка Ту-143 шла быстрее и завершилась раньше. Первый полет такого изделия состоялся в конце 1970 г., а в 1972-м начались государственные совместные испытания. В следующем году была изготовлена первая опытная партия беспилотников. В 1976 г. комплекс ВР-2 приняли на вооружение и начали выпускать серийно.Более крупный и сложный Ту-141 «Стриж» поднялся в воздух только в конце 1974 г. Еще несколько лет ушло на доводку конструкции, и в 1979 г. комплекс ВР-3 приняли на вооружение.

Технические особенности

БПЛА Ту-141 и Ту-143 были построены по одной схеме и имеют схожий внешний вид – несмотря на значительную разницу в габаритах, массе и прочих характеристиках. Оба беспилотника получили веретенообразный фюзеляж большого удлинения, в хвостовой части которого сверху имеется выступающий обтекатель воздухозаборника. В носовой части предусмотрено горизонтальное оперение малой площади, со сдвигом к хвосту – треугольное крыло большой стреловидности. На верхнем обтекателе расположен киль.Беспилотник Ту-143 «Рейс» имел длину ок. 8 м при размахе крыла 2,24 м. Взлетная масса – 1230 кг. Длина Ту-141 «Стриж» превышала 14,3 м, размах крыла – ок. 3,8 м. Полная масса этого изделия достигала 5,37 т. Разница в габаритах и массе использовалась, главным образом, для увеличения запаса топлива и дальности полета.

«Рейс» комплектовался маршевым турбореактивным двигателем ТР3-117 тягой 640 кгс. Для старта использовался сбрасываемый твердотопливный СПРД-251. В «Стриже» использовались схожие решения, однако он получил более мощный ТРД типа КР-17А с тягой 1960 кгс. Крейсерская скорость обоих БПЛА находилась в пределах 950-1000 км/ч. Ту-143 мог подниматься на высоту до 1 км, Ту-141 – до 6 км. Дальность «Рейса» ограничивалась 180 км, а Ту-143 мог лететь на 1000 км.Для двух БПЛА были разработаны программируемые автоматические системы управления. Навигация в полете осуществлялась при помощи допплеровского измерителя скорости и сноса, радиовысотомера и вычислителя. Полет осуществлялся по заданной программе: типовое задание включало длинные прямолинейные участки, в т.ч. с применением разведывательной аппаратурой, а также несколько поворотов.Ту-143 оснащался двумя вариантами носового приборного отсека. Первый комплектовался аэрофотоаппаратом ПА-1 со съемкой на пленку. Второй получил телевизионную аппаратуру И-429Б и радиостанцию для передачи сигнала наземным средствам комплекса. Также могла использоваться аппаратура радиационной разведки с передачей данных «Сигма-Р». Целевое оснащение Ту-141 включало фотоаппараты и инфракрасную разведывательную систему.Изделие «Рейс» перевозилось и запускалось при помощи самоходной пусковой установки СПУ-143, выполненной на базе боевой машины ракетного комплекса «Редут». Беспилотник помещался внутри закрытого контейнера с направляющими. Для «Стрижа» предназначалась ПУ открытого типа с рельсовой направляющей. Взлет осуществлялся при помощи стартового ускорителя.

Оба БПЛА выполняли посадку при помощи парашюта. При подлете к заданному району посадки аппарат при помощи тормозного парашюта и маневрирования должен был гасить скорость. Затем выбрасывался основной парашют. В связи с характеристиками автопилота для посадки требовалась площадка размером 700х700 м.Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж» изначально создавались в качестве разведчиков. Однако в дальнейшем им пришлось осваивать новые специальности. Достаточно высокие летно-технические характеристики, автопилот и способность совершать полет по заданному маршруту позволяли не только вести съемку местности.Еще на стадии разработки базовых проектов прорабатывалась возможность превращения Ту-141 и Ту-143 в беспилотные мишени для тренировки расчетов ЗРК. По сути, такая мишень отличалась от разведчика только отсутствием фотоаппарата и других приборов. В дальнейшем такая модификация нашла применение на практике.В первой половине девяностых российская промышленность разработала проект модернизации «Рейса» под обозначением Ту-243 (комплекс ВР-3Д). Планер и основные агрегаты не претерпели изменений, но была внедрена новая аппаратура разведки. Как и ранее, предлагались два варианта целевого отсека. Первый оснастили фотоаппаратом ПА-402 и телевизионной системой «Аист-М» с системой связи «Трасса-М». Второй вариант включал аппаратуру инфракрасной разведки «Зима-М» и изделие «Трасса-М».

Пути развития

В 2014-15 гг. сообщалось, что свою модернизацию «Стрижей» и «Рейсов» планирует провести Украина. За счет этого старую технику планировалось привести в соответствие с актуальными требованиями, однако в дальнейшем новости о таких проектах не появлялись.Впрочем, в марте 2022 г. стало известно о еще одном украинском проекте «модернизации». Он предусматривал установку на БПЛА нештатной боевой части большой массы. После этого Ту-141 превращается в крылатую ракету невысокой точности, но с достаточно большой дальностью полета.

Техника на службе

Серийное производство изделий Ту-143 было поручено Воронежскому авиационному заводу; другие компоненты комплекса ВР-2 поставлялись иными предприятиями. «Рейсы» выпускались до конца восьмидесятых годов, и за все время изготовили 950 таких комплексов. Ту-141 производились Харьковским авиазаводом. Сборка продолжалась около десяти лет и тоже завершилась в конце восьмидесятых. К этому времени заказчикам передали ок. 150 комплексов.Основным заказчиком разведывательных комплексов была советская армия. В начале девяностых эту технику унаследовали Россия и Украина. Более легкий Ту-143 также поставлялся за рубеж. Его получили несколько стран ОВД, Ирак и Сирия.

По известным данным, ВВС СССР регулярно осуществляли учебные запуски тяжелых БПЛА в рамках различных учений. Накопленный опыт эксплуатации использовали уже в восьмидесятых годах в Афганистане. Беспилотные разведчики обеспечивали поиск и обнаружение позиций противника в горах. В условиях отсутствия развитой ПВО такие БПЛА оказались удобным и эффективным средством разведки.Впрочем, уже в начале девяностых годов Ту-143 и Ту-141 посчитали устаревшими и начали выводить из эксплуатации. При этом беспилотники с оставшимся ресурсом не отправляли на разделку, а использовали в качестве летающих мишеней для ЗРК. Параллельно с этим шло внедрение и освоение более новых Ту-243. Однако и эта техника не слишком долго продержалась в ВВС. Развитие техники и технологий привело к появлению более компактных и не менее эффективных беспилотников разведки.

Кроме СССР свои Ту-143 использовали ближневосточные заказчики. В восьмидесятых и девяностых годах такая техника применялась по прямому назначению, для ведения разведки. При этом иностранные «Рейсы» сталкивались с противодействием. Как минимум, один сирийский БПЛА в восьмидесятых был сбит израильскими истребителями.С 2014 г. изделия Ту-143 эпизодически использовались армией Украины для разведки позиций республик Донбасса. Большой возраст техники и наличие средств ПВО негативно сказались на успехах такого применения. Несколько беспилотников были сбиты или упали сами.

В марте 2022 г. имели место новые эпизоды применения украинских БПЛА. Один из таких аппаратов долетел до Крыма, еще один Ту-141 нашли в хорватском Загребе. Любопытно, что последний был оснащен нештатной боевой частью. Обстоятельства этих пусков неясны. Возможно, Украина пыталась атаковать российские объекты импровизированными крылатыми ракетами либо речь идет о попытке вскрытия позиций нашей ПВО.На момент своего появления тяжелые разведывательные БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» были современными и удачными образцами, способными решать все поставленные задачи. Они нашли свое место в наших и зарубежных ВВС и обеспечивали ведение разведки, а также помогали готовить зенитчиков.Однако в последние десятилетия имел место большой прогресс в области беспилотной авиации. В результате этого комплексы по типу ВР-2 и ВР-3 перестали соответствовать современным требованиям и справляться с возлагаемой работой. Теперь они годятся только для использования в качестве мишеней и импровизированных крылатых ракет. Впрочем, устаревшие беспилотники не слишком хорошо справляются даже с этими ролями.

Проблема устаревания



Источник

Просмотров: 355 | Добавил: Dmitrij | БПЛА Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». От разведки до мишеней | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх