На протяжении нескольких последних лет спецподразделения российской армии получают, осваивают и используют на практике современные бронеавтомобили АСН-233115 «Тигр-М СпН». Эта машина была разработана на базе существующих образцов и входит в хорошо известное семейство. При этом проект «СпН» предусматривает некоторые нововведения, призванные повысить общую эффективность техники и обеспечить решение особых задач.
С литерой «М»
В 2010 г. «Военно-промышленная компания» впервые представила «автомобиль многоцелевого назначения» АМН-233114 или «Тигр-М». Это была модернизированная версия серийного «Тигра» с рядом нововведений, сделанных по опыту первых лет эксплуатации. Изменились силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, был улучшен бронекорпус и т.д.В дальнейшем «Тигр-М» прошел все необходимые испытания, по результатам которых поступил на вооружение российской армии и министерства внутренних дел. Кроме того, этот броневик стали использовать в новых проектах специальной техники – в качестве носителя различного оборудования или вооружения. Ряд машин связи, разведки и т.д. справился с испытаниями и был принят на вооружение.
Одной из новых модификаций «Тигра-М» стал «автомобиль специального назначения» АСН-233115, также обозначенный как «Тигр-М СпН». Он предназначался для спецподразделений армии или иных структур и имел некоторые отличия от базового образца. Проект предусматривал сохранение ключевых узлов и агрегатов, дающих необходимые характеристики, а также предлагал переоснащение обитаемых объемов с учетом требований спецназа.В 2013 г. «Тигр-М СпН» прошел полный цикл испытаний и получил рекомендацию к принятию на вооружение. Вскоре после этого ООО «ВПК» и смежные предприятия освоили серийное производство, и в 2014 г. армия получила первую партию новых броневиков. В дальнейшем Минобороны регулярно сообщало о поставках АСН-233115 в спецподразделения всех военных округов. К настоящему времени армии передано несколько десятков таких машин, что, вероятно, позволило переоснастить, как минимум, большую часть спецназа.Также периодически публикуются новости об использовании «Тигров-М» в учебных мероприятиях. К примеру, на днях сообщили о применении таких броневиков в учениях спецподразделения 49-й общевойсковой армии Южного военного округа. Броневики доставили бойцов спецназа в заданный район, где помогли найти и уничтожить лагерь условного противника.
Многоцелевой и специальный «Тигры-М» присутствуют в каталоге «Рособоронэкспорта» и доступны для заказа иностранными покупателями. При этом экспортные броневики предлагаются в виде защищенных платформ без жестко определенного набора оборудования и вооружение. Подобные особенности комплектации определяет заказчик.В качестве базы для «Тигра-М СпН» использовался броневик АМН-233114. Последний выполнили на основе «Тигра» первой версии с сохранением ряда основных решений и с заменой ключевых узлов и агрегатов. За счет этого часть тактико-технических характеристик осталась на прежнем уровне, а прочие улучшились. Кроме того, исправили ранее выявленные недочеты конструкции, затруднявшие эксплуатацию.Одно из главных нововведений проекта АМН-233114 заключалось в использовании дизельного двигателя ЯМЗ-5347-10/11 мощностью 215 л.с. Двигатель оснащен турбонаддувом с интеркулером и может использовать разные типы топлива. Разработана новая конструкция мостов, повышающая проходимость на грунтах со слабой несущей способностью. Модернизирована тормозная система.
Многоцелевая платформа
«Тигр-М» сохранил прежний бронекорпус с противопульной и противоосколочной защитой. Моторный отсек получил броневой капот. Обновили оснащение обитаемого отсека. Улучшили конструкцию дверей, предусмотрели фильтровентиляционную установку, кондиционер и т.д. Количество мест в салоне увеличилось до девяти.Автомобиль специального назначения АСН-233115 по своей конструкции минимально отличается от базового «Тигра-М», что упрощает совместную эксплуатацию техники разных типов. Кроме того, сохранено максимальное внешнее сходство, обеспечивающее маскировку.Главные отличия броневика «Тигр-М СпН» заключаются в конструкции и оснащении корпуса. Бронирование осталось прежним и соответствует 1 классу стандартов ОТТ 9.1.12.1 и STANAG 4569. Оно обеспечивает защиту от автоматных пуль, легких осколков и взрыва 600 г ТНТ. Живучесть и устойчивость также повышается за счет пулестойких шин с противовзрывными вставками.В обитаемом отсеке, сохраняющем климатические и иные системы, размещается шесть человек, включая водителя. В центральной части кабины предусмотрено место для стрелка, работающего с оружием на верхней платформе. Также внутри броневика имеется место для перевозки оружия, боекомплекта и необходимого оборудования.
По требованию спецназа
Бронеавтомобиль получает новый комплекс различных электронных устройств. Для упрощения вождения используется набор из видеокамер по периметру корпуса. Также имеется комплекс средств связи и управления, соответствующий задачам спецподразделений. Предусмотрена установка собственной станции постановки помех для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами.На крыше корпуса расположена новая поворотная платформа с двустворчатым люком и с креплениями для различного вооружения. На ней могут ставиться пулеметы нормального и крупного калибра и автоматический гранатомет, в т.ч. в разных комбинациях. Установка и демонтаж оружия не представляет особой сложности. Благодаря этому вооружение может использоваться как на платформе, так и в носимом виде. Также на крыше броневика установлены четыре гранатомета 902Г «Туча».Бронеавтомобиль АСН-233115 по габаритам практически не отличается от других версий «Тигра-М». Полная масса достигает 7932 кг, грузоподъемность – 1200 кг. Ходовые характеристики остались на прежнем уровне. Максимальная скорость на шоссе достигает 120 км/ч, запас хода – 1000 км. Автомобиль способен преодолевать различные препятствия, в т.ч. пересекать водные преграды по бродам.
Широкий круг задач
Броневик «Тигр-М СпН» сохраняет все основные качества базовой модели и при этом имеет ряд новых возможностей. Это позволяет использовать его в спецподразделениях для решения самого широкого круга задач. В зависимости от текущих потребностей, он может выполнять функции прочих броневиков – перевозить личный состав, защищая его от обстрела и взрывов, либо сопровождать и прикрывать автоколонны.Кроме того, «автомобиль специального назначения» может использоваться в качестве транспорта для ведения разведки в тылах противника, для доставки бойцов к месту проведения спецопераций, а также для огневой и иной поддержки. В контексте эксплуатации в спецподразделениях АСН-233115 является гибким инструментом, пригодным для использования в разных ситуациях и на разных ролях.Все предполагаемые возможности броневика «Тигр-М СпН» уже были опробованы и подтверждены в рамках разнообразных учений спецназа. Это демонстрируют различные сообщения пресс-службы Минобороны, поступающие с завидной регулярностью. Кроме того, можно предполагать, что такие бронеавтомобили применялись и в реальных операциях.АСН-233115 состоит на вооружение армии уже несколько лет, и регулярно сообщается о поставках новых партий такой техники. Это означает, что в ходе испытаний и войсковой эксплуатации бронемашина показала себя с лучшей стороны и подтвердила свое соответствие требованиям и ставящимся задачам. Кроме того, были получены очевидные преимущества, связанные с унификацией разных образцов техники.Таким образом, в рамках удачного семейства бронетехники был создан еще один образец с особыми функциями и возможностями. В виде броневика «Тигр-М СпН» армейские спецподразделения получили удачный и эффективный инструмент для решения широкого круга задач. Очевидно, что эксплуатация такой техники будет продолжаться в течение долгого времени с получением всех желаемых результатов.