Как в прошлом, так и сейчас определенной популярностью пользуется идея строительства бронеавтомобилей на базе коммерческих агрегатов. Несколько лет назад российская «Военно-промышленная компания» предприняла первую попытку разработки такого проекта, результатом которой стал броневик ВПК-59095С «ВПК–Урал». Эта машина уже продемонстрировала технические и экономические преимущества и даже дошла до серии.
Первая попытка
Перспективный броневик ВПК-59095С впервые показали на форуме «Армия-2019». Тогда руководство «ВПК» рассказало, что этот проект является первой попыткой компании создать защищенный автомобиль на основе существующих коммерческих узлов. В качестве источника таких изделий были выбраны грузовые автомобили и броневики «Урал».У марки «Урал» заимствованы основные агрегаты шасси, силовая установка и трансмиссия и т.д. Корпус и прочие системы «ВПК» разработала самостоятельно, в т.ч. с заимствованием деталей у броневика «Атлет». Такой подход к конструированию позволил ускорить и упростить процесс разработки, а также положительно сказался на экономических и эксплуатационных характеристиках готового броневика.
«ВПК–Урал» позиционировался в качестве многоцелевого бронеавтомобиля, способного перевозить людей или нести различное оснащение и вооружение. В дальнейшем стало известно о возможности создания новых модификаций, предусматривающих серьезную переработку бронекорпуса и смену внутреннего оснащения.Любопытно, что новый броневик юридически не является продукцией военного назначения. Благодаря этому, как отмечает «ВПК», такие изделия могут поставляться заказчику напрямую, без ряда специфических процедур.
На испытаниях и в серии
В марте 2020 г. руководство «ВПК» сообщило, что новый броневик ВПК-59095С проходит предварительные испытания. При этом проект уже заинтересовал неназванного зарубежного покупателя. Исходя из своих потребностей, он заказал уменьшенный вариант броневика с салоном на 8 кресел вместо исходных 12. К моменту публикации новости такую машину построили и продали заказчику.В октябре прошлого года стало известно, что четыре опытные машины от «ВПК» приняли участие в стратегических учениях «Кавказ-2020». Этой технике, в т.ч. броневику «ВПК–Урал», предстояло показать себя в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации. Вскоре сообщили, что все четыре типа техники успешно справились с испытаниями и в целом подтвердили расчетные характеристики. С учетом полученных данных и опыта броневики планировалось усовершенствовать и привести в полное соответствие с требованиями министерства обороны.Вскоре после таких испытаний, в конце октября 2020 г. «ВПК» объявила о скором начале серии и экспорта. Покупателем броневика должна была стать неназванная страна Ближнего Востока. Подписание контракта и передача первых машин ожидалась до конца года. Компания-разработчик отмечала, что «ВПК–Урал» уже прошел испытания на территории заказчика. Проверка осуществлялась на полигоне и в жарком климате пустыни. Все характеристики были подтверждены; более того, удалось получить максимальную скорость 130 км/ч.
1 ноября 2021 г. «ВПК» рассказала о разработке новой модификации броневика, которая уже пошла в серию. По желанию иностранного заказчика, разработана машина с укороченным корпусом и бортовым кузовом. К настоящему времени компания построила партию таких пикапов и готова отправить ее покупателю.Бронеавтомобиль ВПК-59095С «ВПК–Урал» представляет собой многоцелевую машину на двухосном полноприводном шасси с броневым корпусом, вмещающим однообъемную кабину и пригодным для установки дополнительного оснащения. Длина броневика – 6,5 м при ширине 2,55 мм и высоте 2,8 м. Полная масса – 14,5 т.Под броневым капотом располагается дизельный двигатель с турбонаддувом ЯМЗ-536 мощностью 360 л.с. Заказчикам предлагается автоматическая 6-ступенчатая или механическая 5-ступенчатая коробка передач. Ходовая часть имеет рессорную подвеску, заимствованную у броневика «Урал-53099». За счет шасси, построенного на коммерческих компонентах, броневик способен развивать скорость не менее 100 км/ч, преодолевать различные препятствия и броды.
Технические особенности
Бронекорпус в целом был разработан специально для нового броневика; бортовые двери заимствованы у машины «Атлет». Корпус получил баллистическую защиту 5 уровня по стандарту ГОСТ Р 50963. Обитаемый отсек может быть усилен до класса 6а. Противоминная защита включает двойное V-образное днище и выдерживает до 6 кг под колесом или под корпусом.В базовом варианте, демонстрируемом с 2019 г., броневик «ВПК–Урал» имеет объемный салон на 12 мест, включая водителя. Имеются четыре «противоминных» кресла с размещением лицом по ходу движения и с доступом через боковые двери. За вторым рядом находятся еще 8 мест, по четыре у каждого борта. На эти места попадают через кормовую дверь или через проход во втором ряду.Показанный на днях броневик-пикап получает укороченный корпус с двумя рядами кресел. На освободившемся месте над задней осью установлен бортовой кузов. Возможно, вместо него могут устанавливать другое оснащение.
В зависимости от потребностей заказчика, ВПК-59095С может получать различное оснащение и вооружение. В частности, на крыше предусматривается два люка с возможностью монтажа пулемета или гранатомета. Рядом с люками находятся бронещитки. За счет переоборудования внутренних объемов возможно создание командно-штабных, санитарных и иных машин. Также броневик может нести приборы связи, радиоэлектронной борьбы и т.д.«Военно-промышленная компания» активно ведет работы по созданию перспективных бронеавтомобилей, и в недавнем прошлом разработала еще одну подобную машину с индексом ВПК-59095С. Она показывает высокие тактико-технические характеристики, а рост эксплуатационных и экономических показателей обеспечен применением коммерческих комплектующих. Кроме того, заложен значительный модернизационный потенциал.
Успехи и перспективы
Как теперь ясно, подобные решения полностью себя оправдали. Получившийся бронеавтомобиль «ВПК–Урал» в базовой версии успешно прошел полный цикл испытаний на территории неназванного зарубежного заказчика. Машина подтвердила расчетные характеристики и стала предметом первого заказа. Также для иностранного покупателя изготовили, испытали и поставили в серию броневики-пикапы.Перспективы ВПК-59095С в контексте перевооружения российской армии пока остаются неизвестными. Машина испытывалась в ходе крупных учений и получила хорошую оценку, но другие сообщения пока не поступали. Возможно, броневик прямо сейчас проходит испытания и доводку, по результатам которых получит рекомендацию к принятию на вооружение. При этом он может заинтересовать не только армию, но и другие структуры, нуждающиеся в колесной бронетехнике. Возможен заказ машин сразу нескольких модификаций.Впрочем, чтобы попасть в армию или в силовые структуры, «ВПК–Урал» должен будет пройти все необходимые испытания и подтвердить соответствие требованиям заказчика. Кроме того, нужно будет показать преимущества перед другими отечественными броневиками своего класса. Вполне возможно, что именно коммерческие комплектующие от «Уралов» станут этим преимуществом.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!