Самое деятельное участие в Спецоперации принимает Росгвардия, на вооружении которой имеется своя собственная бронетехника. Так, в парке одной из частей замечены бронеавтомобили семейства «Буран». Ранее эти машины неоднократно демонстрировались на выставках, но о производстве и заказах не сообщалось. Теперь же выясняется, что они дошли до серии, попали в войска и используются в реальной операции.
На выставках и полигонах
Семейство бронеавтомобилей «Буран» разрабатывается в ООО «Нижегородское авиационное общество». В середине десятых годов это предприятие решило выйти за рамки основной сферы деятельности и заняться легкой бронетехникой. Была предложена и затем реализована концепция бронеавтомобиля на основе унифицированной платформы с модулями разного назначения.В начале июля 2017 г. НАО отчиталось о завершении строительства первого опытного «Бурана» в модификации APC 6. Через несколько недель эту машину показали на форуме «Армия-2017», а затем на салоне МАКС. После этих мероприятий броневик отправился на испытания. Осенью того же года машина продемонстрировала свои характеристики и возможности на равнинной местности и в горах.
На форуме «Армия-2020» показали сразу два «Бурана» с разными модулями. Первый броневик был выполнен в уже известной конфигурации APC 6, а второй был построен по проекту «Буран BUS» в версии для перевозки VIP-персон. Фактически впервые наглядно демонстрировался потенциал модульной архитектуры и общего шасси.Проект «Буран» обсуждался, получал высокие оценки и подвергался критике. Сообщалось о возможном выпуске такой техники для разных структур. Однако о реальных контрактах и серийном производстве до сих пор не сообщалось. Как теперь выясняется, техника все же нашла своего заказчика и теперь поступает на вооружение.
Техника в бою
С начала апреля на профильных ресурсах неоднократно появлялись фото и видео, показывающие боевую работу частей Росгвардии при освобождении г. Мариуполь. В части таких материалов появляются бронеавтомобили «Буран» версии APC 6, принадлежащие 141-му специальному моторизованному полку им. Героя Российской Федерации Ахмата-Хаджи Кадырова.Одновременно в кадре появляется до нескольких «Буранов», что указывает на полноценное производство и переоснащение подразделений. Такую технику используют в качестве многоцелевого защищенного транспорта. Машины перевозят бойцов и прикрывают их при выдвижении, обеспечивают поддержку и т.д.Подробности эксплуатации бронеавтомобилей остаются неизвестными. По всей видимости, «Бураны» соответствуют требованиям и нуждам подразделений, а также справляются с поручаемой работой. При этом Росгвардия имеет на снабжении и другие броневики, и техника разных типов может успешно дополнять друг друга.
Общее шасси
Бронеавтомобили серии «Буран» строятся по модульному принципу. Используется общее двухосное шасси с требуемыми характеристиками, на которое могут устанавливаться броневые модули различного назначения с теми или иными особенностями. Такая архитектура позволяет использовать модули оптимальной конструкции, а также упрощает выпуск унифицированного шасси.Основой семейства является шасси «Буран CC» (Chassic Cab – «Шасси и кабина»). Это полноприводный рамный двухосный автомобиль на агрегатах коммерческого грузовика ГАЗ-3308 «Садко». Шасси оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-534 мощностью до 210 л.с. с механической или автоматической трансмиссией – по желанию заказчика. Два моста оснащены рессорной подвеской. Используются шины со вставкой для движения при пробитии.Шасси «Буран CC» получает броневой капот и однорядную кабину. Защита соответствует 6а классу отечественных стандартов или 2 уровню натовского STANAG 4569. Корпус и остекление защищают от винтовочных пуль и осколков снарядов. Также экипаж защищен от подрыва 600 г тротила под колесом.
Базовый автомобиль без модуля имеет длину 5,8 м при ширине 2,26 м и высоте 2,35 м. Снаряженная масса – 5,9 т. Грузоподъемность – 4 т. Основная часть грузоподъемности используется при установке броневого модуля, однако остается запас для десанта и грузов.Организация-разработчик предлагает семь вариантов модулей для монтажа на базовое шасси. Созданы грузовые и пассажирские, а также комбинированные модули. Они имеют близкую конструкцию и схожий внешний вид, а их характеристики находятся примерно на одном уровне.Прежде всего, предлагаются три варианта модулей APC («бронетранспортер»). Модуль APC 5 выполнен в виде однорядной кабины с защитой на уровне «Бурана CC» и кормовой грузовой площадкой увеличенных размеров. Такой модуль вмещает трех десантников, и броневик перевозит пять человек. Похожим образом построен «специальный бронеавтомобиль» с модулем ASV, но последний имеет только два пассажирских места.
Модульная нагрузка
Изделие APC 6 отличается удлиненной кабиной и укороченным кузовом, благодаря чему перевозит 6 чел. Модуль APC 10 не имеет кузова и получает полноценный кормовой отсек с местами десанта. Как указано в названии, такой броневик перевозит 10 чел., включая водителя. В похожем корпусе, но с другой конфигурацией дверей строится модуль BUS с четырьмя или шестью пассажирскими местами. Также создана VIP-модификация с повышенной комфортностью.Модуль-фургон AMEV превращает шасси в санитарный бронеавтомобиль. В нем имеются места под четверо носилок с загрузкой через корму, а также два сиденья для сопровождающих, в т.ч. с доступом через бортовую дверь. Более простую конструкцию имеет модуль Cargo – это бортовой кузов с каркасом под тент, предназначенный для перевозки любых грузов.В зависимости от типа модуля, бронеавтомобили серии «Буран» могут перевозить до 10 чел. Основные модификации машины имеют грузоподъемность до 1-1,5 т. Специализированный защищенный грузовик несет 2,5 т груза. При этом снаряженная масса всех моделей и модификаций не превышает 10 т, они имеют близкие габариты и ходовые характеристики.
За несколько лет своего существования проект «Буран» показал определенные успехи. К настоящему времени проработано несколько модулей разного назначения, два из которых изготовлены и испытаны с унифицированным шасси. Кроме того, одна из модификаций броневика дошла до серии, поступила на снабжение Росгвардии и даже принимает участие в боях.В целом получение заказа на производство «Буранов» является закономерным итогом. Предложенное семейство бронемашин имеет ряд важных преимуществ, которые должны были привлечь внимание потенциальных заказчиков. В первую очередь, это относительная простота производства и эксплуатации, использование доступных агрегатов и достаточно высокие тактико-технические характеристики.
Ограниченный успех
В то же время, заметны некоторые недостатки. Так, шасси «Буран CC» построено на агрегатах не самого нового автомобиля «Садко», который к тому же в 2020 г. был снят с производства. Также обращает на себя внимание отсутствие штатной турели для вооружения, что может ограничивать боевые возможности машины.Впрочем, подобные недостатки не являются принципиальными. «Бураны» предназначаются для проведения рейдов, сопровождения бойцов во время операций, вывоза раненых и т.д. При такой работе, связанной с большими пробегами, использование отработанного и освоенного шасси и широко распространенных запчастей является очевидным преимуществом.
К настоящему времени «Буран» первой модификации дошел до серийного производства в интересах одной из частей Росгвардии. Вероятно, такая техника может поступить и в другие подразделения этой структуры, имеющие схожие задачи и потребности в технике. Кроме того, в качестве потенциальных заказчиков могут рассматриваться иные силовые структуры. Силовики могут проявить интерес не только к существующему «Бурану APC 6», но и к другой технике семейства.Какой будет дальнейшая судьба бронеавтомобилей «Буран» в коммерческом и эксплуатационном отношении, неизвестно. При этом очевидно, что теперь его будущее будут определять не только заявленные тактико-технические характеристики и возможности, но и результаты применения в Спецоперации.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю