После выхода статей про одесский танк «НИ» несколько читателей ВО высказали пожелание, чтобы тема «боевых тракторов» была продолжена. Но… не так-то легко найти о таких танках-суррогатах интересный материал. Но, тем не менее, кое-что отыскать всё-таки удалось, и вот сегодня об одном таком «боевом тракторе» мы как раз и расскажем. Причём самое интересное, что появился он не в СССР, и не Англии, где самых разных «самопальных» боевых машин в преддверии высадки германских войск было создано совсем немало, а, в общем-то, благополучных США. То есть далеко от сухопутной линии соприкосновения войск союзников с германскими войсками… Ничего особенного, правда, в этой машине нет. Однако она какая-то «дикая, но симпатичная». А главное – этот танк-трактор не был гусеничным, а передвигался на колесах-пневматиках. На что надеялся его производитель, предлагая военным столь уязвимую для пуль и осколков ходовую часть, но, видимо, на что-то он всё же надеялся. Вот только Господь Бог был явно не на его стороне, а на стороне американских военных, которые в итоге принимать его на вооружение отказались!А было так, что незадолго до вступления США во Вторую Мировую войну американский производитель сельскохозяйственной техники и, в частности, колесных тракторов, ну и, конечно же, несомненный патриот своей страны – некто Джон Дир, задумался о том, что достаточного для войны количества танков у американской армии пока что ещё нет. И... предложил военным свои услуги в качестве производителя бронетанковой техники. Идея была проста – проще не придумаешь: создать на базе выпускавшегося им трактора боевую машину, прикрытую бронёй, которую можно было бы затем выпускать в больших количествах и при самых что ни на есть минимальных затратах финансовых средств и материалов. При этом Дир пришёл к замечательному выводу о том, что как раз дешёвые и небольшие сельскохозяйственные тракторы, причём, разумеется, именно его производства, подходят для этой цели как нельзя лучше. Своим дизайнерам он поставил три задачи: первая – создать боевой танк-трактор, вторая – предусмотреть использование этого трактора в качестве тягача-транспортера и также в варианте учебной машины, чтобы было на чём учить механиков-водителей для танков.
Скорее всего, для доработки и бронирования предлагалось использовать трактор Model G или Model H, оснащённый двухцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом 321 см куб. И место водителя, и его двигатель полностью прикрыли листами брони, с толщиной от 4-х до 9,5 мм. Поскольку башню на этот трактор поставить было попросту некуда, у новоиспечённого «танка» по обеим бортам расположились два пулеметных спонсона, в которых размещались пулеметчик и один 7,62-мм пулемет «Кольт-Браунинг». Интересно, что по изначальной задумке конструкторов левый спонсон танка должен был быть повёрнут назад, а правый – вперёд. Таким способом конструктор машины постарался компенсировать отсутствие на ней кругового обстрела. «Сухой» вес трактора составлял 5500 фунтов (2495 кг), однако листы брони добавляли ему 3500 фунтов (1588 кг). В общем-то, это было не так уж и много. Но тут следует учесть и не слишком высокую мощность двигателя этого эрзац-танка, и его сугубо тракторную ходовую часть.Построенная машина получила обозначение Armored Model A Tractor и была представлена военным в начале 1941 года. Но как боевая машина данный суррогат на них впечатления не произвёл, хотя – да, обе остальные его функции – тягача и учебной машины, они посчитали вполне реализуемыми и даже приемлемыми.
Испытания машины проходили на Абердинском танковом полигоне. Начались они 10 января и продолжались до начала февраля 1941 г. Итогом их стал официальный акт, подготовленный военной комиссией, содержание которого было, однако, весьма далёким от обнадёживающего и, разумеется, Дира отнюдь не обрадовало. Простота конструкции машины безусловно отмечалась, но сам трактор при этом по критерию «стоимость/эффективность» требованиям военных не отвечал. Фирма-разработчик обещала выпускать до 100 таких машин в день, но без учёта работы по их бронированию и установке вооружения. Кроме того, первые же испытания бронетрактора на местности показали его совершенно неудовлетворительную проходимость. Таким образом, на роль тягача и транспортера боеприпасов он ещё мог претендовать, но вот как боевая машина никакой ценности не имел. Были отмечены также его плохая маневренность и невысокие скоростные характеристики, особенно ярко проявлявшиеся при движении как раз по пересечённой местности.Передние колеса на нём были сдвоенными, и, как оказалось, такая схема не обеспечивала бронетрактору ни надлежащей проходимости, ни хорошей управляемости, а сама машина часто застревала в грязи и в песке. «Способствовала» всему этому и чрезвычайно низкая удельная мощность двигателя – достаточно сказать, что она была не выше 7 л. с. на тонну веса.
В числе недостатков военные отмечали очень плохой обзор, как с места водителя, который не мог видеть дорогу непосредственно перед собой и по бортам, так и из пулеметных спонсонов. А ещё они раскритиковали жёсткую подвеску машины, из-за которой езда на ней по пересечённой местности вызывала у её экипажа сильный дискомфорт. Огневые испытания недостатков только прибавили. Оказалось, что стрелкам в бортовых спонсонах ещё и очень тесно. Внутри явно не хватало места для размещения даже одного человека с самым минимумом боекомплекта. Имели место случаи, когда пулеметчиков в буквальном смысле этого слова засыпало горячими гильзами. К тому же из-за не слишком удачного расположения пулеметов оказался возможным прострел передних колес. Ну и обзор из спонсонов, как уже отмечалось, военные также признали совершенно недостаточным.Впрочем, по мнению военных, замена «фирменного» переднего моста на обычный (с двумя одинарными колесами) давала возможность нормальной эксплуатации этой машины в качестве тягача или же импровизированного легкого танка. Что касается стоимости, то сам трактор оценивался в 2000 долларов. Но так как каждый лист брони нужно было покупать отдельно по цене 1$ за каждый фунт веса, то окончательная цена бронетрактора Дира могла составлять уже от 6500 до 8000$, в зависимости от назначения и наличия на нём вооружения.Замечания эти инженеры из «Джон Дир Компани» приняли и на их основе провели доработку проекта. Поставили на трактор обычный передний мост, а бронированный корпус перепроектировали. Место механика-водителя было при этом немного поднято для улучшения обзора, а капот двигателя получил несколько более рациональную форму.В таком виде модифицированный Armored Model A Tractor вновь отправился на испытания весной 1941 года, но армия однозначно склонилась к мнению, что использовать его можно только лишь для обучения либо как легкий танк «второй линии».В апреле также прошёл испытания следующий вариант: «prime mover» (транспортер) – по сути дела, всё тот же трактор, но уже без пулеметного вооружения и спонсонов. Однако в армии к тому времени возобладало мнение, что обычные танки и бронемашины справятся с поставленными задачами более эффективно, нежели такие вот сугубо гражданские тракторы. Поэтому от предложения Дж. Дира армейцы отказались, а все построенные им тракторы были отправлены на слом.
Боевая масса: 4309 кг;Экипаж: 3 человека, водитель и два стрелка;Габаритные размеры, мм: длина – 2000, ширина – 1100, высота – 1200;Вооружение: 2х7,62-мм пулемета «Кольт-Браунинг»;Бронирование, мм: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса - 9,5; крыша, днище – 4;Двигатель: «Дир», бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 60 л. с.;Трансмиссия: механического типа с ручной КПП (6+1);Ходовая часть: колесная формула 3х1 или 4x2, передние колеса управляемые, задние – ведущие, шины пневматические, подвеска из листовых рессор;Скорость по шоссе, км/ч: 21.Такой вот несколько необычный получился у янки бронированный танк-трактор. Понятно, что для такой страны, как США, страны с хорошо развитой автомобильной промышленностью, подобного рода машины были неприемлемыми в принципе. И никакая изначальная нехватка танков, а она действительно существовала, так как США вступили в войну, имея всего лишь 330 танков всех типов, не могла заставить американских военных развернуть широкомасштабное производство этаких бронированных уродцев! Им не приходилось опасаться вторжения германских танков, и, сидя за океаном под защитой своего военно-морского флота, они вполне могли выжидать, пока инженеры создадут для них уже настоящие танки, а американские заводы и «клепальщицы Рози» их выпустят!
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!