Украинские вооруженные силы насыщены самой разной техникой. И с расширением западной помощи этот бронированный зверинец только разрастается. Головная боль зампотеха, в самом прямом смысле этого выражения. Помимо классических бронетранспортеров и БМП, доставшихся еще от Советского Союза, у националистов скопился впечатляющий набор натовской техники – американские HMMWV и M113, эстонские (африканские) Alvis, австралийские Bushmaster, британские Saxon и другие. Еще бронемашин собственной разработки хватает – Cobra, «Новатор», «Варта», «Козаки» различных мастей, «Спартан», Cougar, «Шрек» и «Тритон». Нередко броневики оснащаются импортными силовыми установками и трансмиссиями, что не упрощает эксплуатацию и ремонт. Но это техника легкого класса, позволяющая укрыть десант от стрелкового огня и осколков. Так получилось, что боевыми машинами пехоты собственной конструкции, позволяющими поддержать танки на поле боя, украинский оборонпром не богат. Обычно модернизируются устаревшие БМП-1 путем установки боевых модулей, например, «Шквал». С другой стороны, свои доморощенные бронетранспортеры БТР-3 и БТР-4 многими рассматриваются в качестве боевых машин пехоты. Например, американские аналитики причисляют украинскую пару к колесным БМП. К разряду бронетранспортеров натовские специалисты относят советские БТР-60, БТР-70 и БТР-80, остатки которых до сих пор в ВСУ. Как бы то ни было, но к концепции БМП ближе всего «Буцефал», он же БТР-4Е, у которого и компоновка сработана по импортным лекалам, и броня уже покрепче. Парадоксально, но его предшественник БТР-3Е менее распространен в националистических формированиях Украины. Если «Буцефалов» до спецоперации насчитывалось более 100, то БТР-3 – до 90 экземпляров. Не менее удивителен дисбаланс потерь этой техники. Если верить американским счетоводам, которые фиксируют уничтоженную и трофейную технику по фото- и видеосвидетельствам, то националисты потеряли не менее 40 «Буцефалов» и 19 БТР-3Е. О чем это говорит? Во-первых, украинцы бросали в бой наиболее подготовленные войсковые части на более совершенных «Буцефалах». Например, на Украине денацифицировали немало частей Национальной гвардии, оснащенных преимущественно БТР-4. Во-вторых, с учетом потерь у националистов еще немало серии БТР-3Е, что может представлять достаточно большую опасность. Уточним, это оценочные данные, основанные на учете документальных свидетельств. Совершенно не исключено, что до состояния металлолома доведено гораздо больше бронетранспортеров. Среди потерянных ВСУ машин третьей серии не менее 7 оказались среди трофеев союзных войск. И два БТР-3Е1 уже экспонируются всем желающим в парке «Патриот».
Псевдо-БМП
Появление БТР-3Е в рядах вооруженных формирований националистов Украины стало следствием долгого и широко распространенного движения модернизации бронетранспортеров советского периода. Машин разных поколений по странам Варшавского договора и бывшего Союза скопилось несколько тысяч. Выбрасывать неприхотливую, хотя и порядком устаревшую технику, никто не собирался, поэтому разрабатывали собственные программы модернизации. Например, в 1999 году чехи предложили БТР-60ПБ с корейским мотором Daewoo, а двумя годами позже словаки выкатили ремоторизованный БТР-70 с грозными именем Cobra. Техника предназначалась для небогатых стран третьего мира. На Украине модернизация аналогичной техники проходила в Харьковском бюро по машиностроению им. А. А. Морозова (ХКБМ). Цели работы было две – улучшение подвижности и огневой мощи бронетранспортеров. Первую решили за счет мотора от БМП УТД-20, который на Украине умели производить самостоятельно. Работы шли с БТР-60, БТР-70 и БТР-80, которые в Харькове переименовали в БТР-1, БТР-2 и БТР-3 соответственно. На первых машинах с 300-сильным мотором от БМП отсутствовали по бокам кормы корпуса характерные выхлопные трубы с кожухами. Испытания БТР-2 (бывший БТР-70) показали, что новый дизель УТД-20 обеспечивает снижение расхода топлива на 20–25 %, увеличивается запас хода и проходимость за счет большей удельной мощности. Огневую мощь машине нарастили заменой башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ на модуль с 30-мм пушкой КБА-2. Орудие представляет собой нелицензионную копию российской 2А72, которую освоили в киевском КБ «Артиллерийское вооружение». Эта контора, похоже, давно специализируется на копировании российского оружия.
В конце 90-х годов огневую мощь советских БТР на Украине решили улучшить кардинально и на крышу поставили две 23-мм пушки, представляющие собой половинку счетверенной установки 2А10 от зенитной самоходки «Шилка». Примерно в это же время родилась концепция длинной руки, когда бронетранспортеры оснащаются орудием, позволяющим работать по целям вне зоны ответного поражения. Например, 30-мм и 23-мм пушки выводили из строя БТР-80 и БРДМ-2 с дистанций, не позволяющих эффективно отвечать 14,5-мм КПВТ. Поэтому заказчик не требовал дополнительного бронирование для БТР-3 и его предшественников. Все изменилось только с «Буцефалом», который, получил достойную для бронетранспортера защиту, но оказался перетяжеленным. Но вернемся к украинскому бронетранспортеру со сдвоенными пушками, который получил имя БТР-94. Машина не зря приобрела именно такой индекс – уже в те времена украинцы во всем пытались обойти российскую инженерную школу. Пусть даже и в числовых обозначениях. Вот и БТР-94 должен был стать щелчком по носу разработчикам отечественного БТР-90, который, к слову, так и не стал серийным. На одной из машин харьковские инженеры установили радиолокатор слежения за целями на поле боя 1РЛ133 «Монитор». Радар связали с пушками, что потенциально должно было обеспечить огонь по целям в условиях плохой видимости. На роль зенитного локатор не годился, так как мог следить за целями в диапазоне скоростей от 2 до 60 км/ч. Позже радар заменили на РЛС с дальностью обнаружения наземных целей до 20 км и воздушных – до 30 км. Бронетранспортер оказался исключительно экспортным, состоит на вооружении Иордании и Ирака. Точнее, сначала 50 машин купила Иордания, а потом избавилась от техники, продав Ираку. Плавать машину отучили, изъяв водометный движитель и волноотражательный щиток. Как утверждают, отзывы о машине оказались не самые лестные. Во-первых, спаренная 23-мм установка не всегда эффективнее 30-мм одиночной пушки. Во-вторых, инженеры не подумали о жарком ближневосточном климате и оставили у нового дизеля УТД-20 прежнюю систему охлаждения.
БТР для иностранных товарищей
Рождение БТР-3Е очень похоже на появление в России бронемашины «Тигр», которая первоначально должна была называться Nimr и, вообще, разрабатывалась для Объединенных Арабских Эмиратов. Вот и предшественником «третьего» украинского бронетранспортера стала машина Gardian, построенная в Харькове совместно со специалистами консорциума ADCOM из ОАЭ. Главная особенность – 326-сильный мотор Deutz и автоматическая трансмиссия Allison, которые оказались настолько габаритнее родной начинки, что пришлось увеличивать высоту всего корпуса и сокращать десант с восьми до шести человек. Машину еще именовали БТР-3ДА (Deutz и Allison). На крышу боевого отделения водрузили боевой модуль КБА-105 «Шквал». Как утверждают разработчики из «Научно-технического центра артиллерийско-стрелкового вооружения», на этом модуле впервые для Украины осуществили пространственное разделение оружейного блока и рабочего места наводчика-оператора. Устройство с виду получилось грозное – 30-мм пушка КБА-2, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГС-17 и две направляющие для ПТУР «Конкурс». На тыльной стенке башни укреплены шесть дымовых гранатометов 902В. Система управления огнем представляет собой двухплоскостной электромеханический гироскопический стабилизатор вооружения СВУ-500 «Карусель» и оптико-телевизионную систему наблюдения и прицеливания ОТП-20 «Циклон». Вся техника украинской разработки. Резервным считается перископический зенитный прицел ПЗУ-8. Система ОТП-20 «Циклон» заслуживает отдельного упоминания. Интерфейс позволяет оператору наблюдать за полем боя в любое время суток, оценивать расход БК, положение башни относительно корпуса, замерять дальность и вести огонь из всех видов оружия. «Циклон» самостоятельно вводит поправку на дальность до цели, а также позволяет нацеливать оружие с места командира машины. Ночью система обеспечивает огонь на дальность до 1 200 метров, днем – до 4 000 метров.
Первый раз машину широкой публике показали в Абу-Даби на IDEX-2001. В общей сложности арабы получили 25 БТР-3АД Guardian для морской пехоты. Интересно, что для Нигерии собрали модификацию БТР-3УН с изъятым модулем «Шквал», на место которого вернули башню БТР-70 с пулеметами НСВТ и ПКТ. В количестве 130 единиц выпущена «экспортная» версия БТР-3Е с дизелем УТД-20 и механической коробкой переключения передач. Примечательно, что украинские инженеры оснастили мотор от БМП необычной эжекционной системой охлаждения, по аналогии с танковой от Т-64. И наконец, одной из самых современных модификаций можно считать БТР-3Е1 с боевым модулем БМ-3 «Штурм», который и засветился в парке «Патриот». Этот модуль, в отличие от предшественника, оснащен ПТУР «Барьер», оптико-электронной системой наблюдения, прицеливания и управления огнем «Трек-М», а также прибором панорамного обзора командира «Панорама-2П». У последней есть возможность подъема на телескопической штанге видеокамеры панорамного обзора. На бронетранспортер может монтироваться дизель 325-сильный MTU (уже третий в номенклатуре) и автоматическая КПП Allison. Машина в данной конфигурации поставлялась в Таиланд. Для изготовления части бронемашин используются снятые с хранения корпуса БТР-70 советского производства. Украинская сторона всячески опровергает этот факт, указывая, что сварку корпусов производили на мариупольском «Азовзагальмаше». Ремонт и производство БТР-3Е и его других модификаций организованы также в Киеве, Житомире и Харькове.
БТР-3 в различных исполнениях является прямым конкурентом российского БТР-82А. Обладая сходной подвижностью и защищенностью, украинский бронетранспортер выигрывает по огневой мощи за счет комплекса управляемого противотанкового вооружения. В то же время разномастная техническая начинка заметно осложняет эксплуатацию данной машины. Дефицит запасных частей уже приводит к тому, что некоторые БТР становятся жертвой технического каннибализма.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!