Главная » 2022 » Июнь » 18
04:30

«Буцефал» и БТР-82А: концептуальное противостояние на Украине

«Буцефал» и БТР-82А: концептуальное противостояние на Украине

Перед тем, как сравнивать российский и украинский бронетранспортеры, необходимо понять, какое место занимает «Буцефал» в бандеровской армии. На стороне украинского национализма задействован широкий спектр откровенного старья. Предлагаем небольшую подборку самой древней техники, потери которой задокументированы. Итак, ВСУ к началу лета потеряли минимум четыре БТР-60 из шести в наличии, причем они ушли в плен в нетронутом виде. Скорее всего, машины были либо оставлены экипажем в ходе отступления, либо брошены в неисправном состоянии. Интересно, что из 15 потерянных машин следующего поколения БТР-70 три были уничтожены. Остальные оказались у союзных войск в нетронутом состоянии. За счет большего распространения БТР-80 доля потерь в бою составляет уже почти 50 % или 19 машин из 41. Двадцать два бронетранспортера ВСУ бросили на поле боя в исправном состоянии. В дальнейшем машины пополнили парк союзных войск. Любопытно, что большую часть техники бандеровцы потеряли в первые два месяца спецоперации, а БТР-60 и БТР-70 – к концу марта. И если скромные запасы «шестидесятки» исчерпаны, то численность БТР-70 на Украине достигает двух сотен. Примерно столько же в резерве ВСУ и Нацгвардии машин восьмидесятой серии. Другой вопрос, в каком состоянии эти машины и способны ли они вообще вести боевую работу.

Лучший «Буцефал» – мертвый «Буцефал»

Современный БТР-3, дальнейшее развитие концепции советских бронемашин, вполне справедливо используется на переднем крае, отчего и несет наибольшие потери. Бандеровцы потеряли минимум 17 бронемашин, из которых 11 уничтожено. Это немало – всего на Украине числится не более сотни таких бронетранспортеров. Отметим, что указанная статистика базируется исключительно на фото- и видеосвидетельствах, представленных в открытом доступе. Поэтому потери украинских националистов в легкой бронетехнике могут быть гораздо выше. Но точно – не меньше. Теперь о главном герое сегодняшней истории – бронетранспортере «Буцефал» (БТР-4Е). Машина принята на вооружение Украиной в 2012 году и с тех пор разошлась в армии тиражом в 100–110 экземпляров. Достоверно известно, что 39 «Буцефалов» бандеровцы потеряли безвозвратно. При этом только 14 экземпляров были уничтожены, остальные захвачены союзными войсками. И, кстати, вполне эффективно используются против бывших хозяев. Дополнительно уничтожена одна санитарная машина БСЭМ-4К, а один бронированный «медик» БММ-4С перешел в руки союзных войск нетронутым. Данная спецтехника создана на базе «Буцефала».

Любимый конь Македонского

В концептуальном сравнении отечественного БТР-83А и украинского БТР-4/4Е «Буцефал» есть один очень важный момент. По справедливости, сравнивать боевые возможности российского бронетранспортера следовало бы с бандеровским БТР-3. Это машины одного класса, являющиеся продолжением концепции советского БТР-80. А «Буцефал» логичнее свести с новейшим российским «Бумерангом», который, к слову, мечтали поставить в производство еще в 2015 году. Отечественная машина в этом противостоянии наголову предпочтительнее бандеровского аналога. Но платформы «Бумеранг» мы видим пока только на парадах, да в программе «Военная приемка». А вот БТР-4Е «Буцефал» воюет, причем вполне неплохо. Сдержанно позитивные отзывы об этой машине и у новых хозяев из союзных войск. Немного о конструкции бронетранспортера. Как это ни печально, но украинская машина представляет собой шаг вперед в сравнении с российским БТР-82А. Прежде всего, по компоновочным решениям. Инженеры Харьковского конструкторского бюро машиностроения кардинально поменяли начинку БТР, корни которой уходят к советской «восьмидесятке». Бронемашину максимально приблизили к БМП, перенесли мотор к центру кузова, а на корме оформили распашные двери. Это принципиальное улучшение, позволяющее пехоте безопасно покидать «Буцефал». Для сравнения: БТР-82А сохранил люки для десанта по бортам корпуса. Учитывая специфику современного применения бронетранспортеров, когда они и танки поддерживают огнем, и городские постройки штурмуют, это выглядит анахронизмом. Впрочем, кто сейчас пользуется десантным отделением бронетранспортеров по назначению? В то же время размещение моторно-трансмиссионного отделения посреди «Буцефала» вынуждает возить с собой воздух в так называемом проходе-лазе. К плюсам бронетранспортера запишем и удобство отделения управления, которое украинцы срисовали с немецкого TPz 1 Fuchs. Рабочие места командира и механика-водителя оснащены распашными дверями и панорамным бронированным остеклением. Самое интересное, что от таких удобств отказались в перспективном БТР-4МВ, который должен был стать преемником «Буцефала».

Важным преимуществом украинского бронетранспортера можно считать двигатель серии 3ТД. Это двухтактный турбопоршневой дизель мощность 500 л. с. в исполнении 3ТД-3 и 600 л. с. в версии 3ТД-4. Разработан мотор в знаменитом Харьковском конструкторском бюро по двигателестроению на базе танкового 5ТДФ. Напомним, этот уникальный мотор с двумя коленчатыми валами и встречно движущимися поршнями создавали в Советском Союзе параллельно с танком Т-64. Конструкция вызывала множество вопросов, связанных с низкой надежностью, особенностями эксплуатации и стоимостью. Тем не менее, украинские двигателестроители не забросили эту концепцию и потихоньку допиливали в Харькове 5ТДФ. У мотора убрали два цилиндра из пяти и получили целую линейку 3ТД. К слову, работы над этим проектом шли еще в советское время, но довести моторы до серийной годности удалось только к началу 2000-х годов. В планах была тотальная замена советских двигателей на украинскую серию – 3ТД-1 (280 л. с.) предназначался для БТР-70, БТР-80; 3ДТ-2 (400 л. с.) – для БМП-2, «Шилка»; 3ДТ-3 (500 л. с.) рассматривали для артиллерийских тягачей и даже для американского М113; 3ДТ-4 (600 л. с.) – потенциально для БМП-3 и САУ 2С3 «Акация». Для «Буцефала» заимствовали последние две модели в 500 и 600 л. с., которые унифицированы по цилиндро-поршневой группе с танковыми моторами 5ТДФ и 6ТД. Если сравнивать российский 300-сильный дизель КамАЗ-740.14‑300, который устанавливается на БТР-82А, с украинскими аналогами, то 3ДТ-3/-4 выглядят совершеннее. По крайней мере, на бумаге. Прежде всего, «чемоданы» (сленговое название харьковских моторов) гораздо мощнее и занимают меньше места. Габаритная мощность 3ТД-3 составляет 762 л. с./м3, 3ТД-4 уже 915 л. с./м3. Естественно, мощные моторы обеспечивают «Буцефалу» при сходном уровне бронезащиты высокую подвижность. Удельная мощность может достигать впечатляющих 28 л. с./т, у БТР-82А – не более 20 л. с./т. Важным преимуществом украинского бронетранспортера является его боевой модуль «Парус», который, помимо 30-мм пушки и 7,62-мм пулемета, оснащается 40-мм гранатометом и ПТРК «Барьер» с четырьмя ракетами. Некоторые эксперты по этой причине называют «Буцефал» колесной БМП. Это может быть справедливо, если не учитывать противопульную броню машины. Условная «масса залпа» и его убойное действие будет гораздо серьезнее, чем эффективность российского 30-мм орудия с 7,62-мм пулемета у БТР-82А. Представим гипотетическое противостояние машин на поле боя. Небольшое преимущество за счет длиной руки ПТУРа будет, конечно, у «Буцефала», но в большинстве случае все будет зависеть от реакции экипажей. Обе машины защищены фактически от пуль, и кто первый выпустит очередь из пушки по противнику – гарантировано выйдет победителем. Главный калибр БТР-4Е – это пиратская копия российской пушки 2А72 выполнена совсем на другом технологическом уровне. Это повышает вероятность заклинивания и выхода из строя, что уже не раз случалось в ходе боевых действий. Если сравнивать системы управления огнем, то здесь у машин примерный паритет.

Несколько ложек дегтя

У читателя может сложиться ложное впечатление, что «Буцефал» – это настоящее «вундерваффе» (чудо-оружие) киевского режима. На самом деле это не так. Любая техника, особенно боевая, представляет собой набор компромиссов. И БТР-4Е этому самое яркое подтверждение. Еще в ходе разработки бронетранспортера выявилась масса серьезных недостатков. Высокотехнологичный мотор 3ТД-3 с отличной литровой мощностью нещадно потребляет масло – средний расход 1–1,2 л/час. Ресурс мотора, созданного на базе танкового, едва дотягивает до 1 000 часов, а коробка переключения передач рассчитана всего на 20 тыс. километров пробега. Харьковские моторостроители не в состоянии выпускать столь сложный мотор в необходимом количестве и главное – качественно. Продукцию завода ХКБМ браковали в среднем в половине случаев. Именно поэтому на части «Буцефалов» установили немецкий дизель Deutz и автоматическую коробку передач Allison. Мощность двигателя 440 л. с., но ресурс гораздо больше, да и обслуживания агрегат требует меньше.

Если 3ТД-3 унифицирован с танковыми дизелями, и это представляется как достижение украинской оборонной промышленности, то с ремонтом упоминаемого выше и проверенного КамАЗ-740.14‑300 еще меньше проблем. Запчасти к двигателю можно найти в любой автомастерской. Вся история «Буцефала» – это попытка малой кровью приблизить устаревшую технику к стандартам НАТО. Несмотря на полную перекомпоновку, бронетранспортер так и не получил адекватной противоминной защиты. Лишь в десантном отделении кресла прикрепили к потолку, но ноги бойцов так и оставили на полу, что чревато травмами при подрыве. Проблема в недостаточной высоте корпуса бронемашины. Масса БТР-4Е переваливает за 20 тонн, что сказывается на проходимости машины. В ходе спецоперации, особенно в начальный период, несколько «Буцефалов» просто увязли в грязи, из который более легкий БТР-82А выбрался бы без труда. Из-за перетяжеленных передних осей украинский бронетранспортер зарывается носом в мягких грунтах и после не способен самостоятельно выбраться.

Плавучесть БТР также оставляет желать лучшего. Ватерлиния проходит едва ниже верхней кромки кузова, что исключает использование при малейшем волнении на воде. БТР-82А плавает гораздо лучше, но, как и оппонент, испытывает серьезные проблемы при выходе на берег из воды. Подвеска «Буцефала», унифицированная с предшественником БТР-80, оказалась не готова выдерживать большую массу машины. Начиная с 2014 года ремонт узлов подвески в боевых условиях стал головной болью ВСУ и Нацгвардии. И наконец, главное – это качество изготовления БТР-4Е. Дело в том, что на «Заводе имени Малышева» практически 100 % оборудования еще со времен СССР. Плюс хроническое безденежье и алчность руководства. В итоге часть корпусов «Буцефалов» сварили с трещинами, а часть – вообще собрали из корпусов БТР-60. Злые языки утверждают, что такой каннибализм стал нормой после 2014 года. Иракцы, осмелившиеся приобрести партию украинских бронетранспортеров, просто завалили КБ рекламациями, а часть машин просто вернули. Однако недостатки БТР-4Е ни в коем случае не оттеняют тотальное устаревание БТР-82А. Российская бронемашина, хотя и собрана из проверенных решений, на роль рабочей лошадки спецоперации «Z» не годится совершенно. Интересно, что в 2017 году у нас мог появиться собственный «Буцефал» – это экспериментальный БТР-87, во многом сходный по компоновке с БМП-1. Но от проекта решено было отказаться, очевидно, в пользу более перспективного «Бумеранга». Итог подобной рокировки виден всем.



Источник

Просмотров: 355 | Добавил: Dmitrij | «Буцефал» и БТР-82А: концептуальное противостояние на Украине | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01



00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх