Баку вкладывает деньги в восстановление территорий
В соответствии с соглашением о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, к Азербайджану перешел контроль и над Агдамским, Лачинским и Кельбаджарским районами. В руках армян остался Лачинский коридор, по которому проходит транспортная артерия, связывающая Степанакерт с Арменией.
Итоги боевых действий показали, что Армения вряд ли в будущем сможет рассчитывать на восстановление контроля над утраченными территориями. Если политическая ситуация в регионе в целом не изменится кардинальным образом, то отошедшие по итогам войны 2020 года к Азербайджану территории останутся под контролем Баку.
Для Азербайджана, и лично для Ильхама Алиева, это – очень большая победа. Ильхам Алиев войдет в историю молодого государства как национальный лидер, сумевший вернуть территории, которые азербайджанцы традиционно считают своими. В 1990-х годах из 7 районов занятых в то время армянскими войсками, бежали более 600 тысяч азербайджанцев. Сейчас многие из них, а также их потомки, начнут возвращаться в родные города и селения.
Кроме того, вошедшие в состав Азербайджана районы – прекрасное поле для деятельности азербайджанского бизнеса, который приступит к восстановлению пострадавших от войны городов и селений. Например, директор Института экономики азербайджанской Академии наук Назим Иманов озвучивал в прессе мнение о том, что Карабах может стать одной большой стройкой, причем многие азербайджанские компании будут участвовать в ней едва ли не на чистом энтузиазме. Здесь может свою роль сыграть роль и пиар. Ведь Баку нужно продемонстрировать, как может и должна выглядеть развитая территория - для "показательной информационной порки" Еревана с намёком на то, что в развитие Нагорного Карабаха тот все годы, пока территории были под армянским контролем, практически не вкладывался.
Может, здесь и есть преувеличение, но факт остается фактом: азербайджанский бизнес в Карабах пойдет, и спустя время занятые азербайджанцами территории, учитывая экономический потенциал Азербайджана и помощь «братской» Турции, будут очень выгодно отличаться от той части Карабаха, которая останется под контролем НКР.
Какие факторы определяют судьбу Нагорно-Карабахской Республики
Однако поражение в войне с Азербайджаном не стерло с лица Земли гордую Нагорно-Карабахскую Республику. Война закончилась, а вопросы остались.
Пусть и в несколько усеченном виде, но НКР в настоящее время продолжает существовать. Дальнейшая судьба этого непризнанного государственного образования будет определяться следующими факторами.
Во-первых, многое зависит от политики Баку: удовлетвориться ли Ильхам Алиев, а также те, кто придут ему на смену, уже занятыми районами, или же в Баку захотят полностью восстановить контроль над Карабахом.
Во-вторых, важную роль сыграет поддержка Турции и других стран: самостоятельно азербайджанская сторона вряд ли решится на развязывание нового вооруженного конфликта.
В-третьих, очень мощный и важный фактор – позиция России как крупного геополитического игрока, претендующего на особую роль в закавказской и ближневосточной политике. Вряд ли России будет нужна гуманитарная катастрофа в Нагорном Карабахе, сопровождающаяся исходом армянского населения и дальнейшим упрочением азербайджанских, а значит и турецких позиций.
Не желая ссориться с Азербайджаном, Россия не будет предпринимать враждебных действий по отношению к Баку, но и не позволит напасть на Армению, а новый конфликт в Карабахе практически гарантированно приведет к войне уже между Азербайджаном и Арменией, являющейся членом ОДКБ. Поэтому в обозримом будущем НКР сохранит свой статус непризнанной республики, оставаясь своеобразным буфером между Арменией и Азербайджаном. Гарантом такой ситуации остается и членство Еревана в ОДКБ. Но для этого и в руководстве самой Армении должны "рулить" адекватные политики, а не те, кто готов на провокации различного плана.
Однако здесь все зависит от того, к каким действиям будет готова Москва в том случае, если Баку и стоящая за ним Анкара все же рискнут пойти ва-банк и продолжить отвоевывать Карабах у армян. Любое ослабление России, либо прекращение поддержки Москвой Еревана, приведет к новой войне. И тогда последствия для НКР и всего региона могут быть, мягко говоря, не очень хорошими.