В разговорах о многих наиболее технологичных видах продукции военно-промышленного комплекса, выпускаемой в наши дни, нередко звучит формулировка: «на вес золота».
При этом, естественно, в виду имеется невероятная дороговизна сегодняшних истребителей, ракет или радиоэлектронных комплексов военного назначения. Тем не менее, в какой-то мере данное утверждение можно воспринимать и в прямом смысле: содержание драгметаллов в современных вооружениях и военной технике становится все выше.
Давным-давно миновали те времена, когда благородные металлы порой становились неотъемлемой частью воинского снаряжения, пусть и немудреного в своих характеристиках по нашим нынешним понятиям, зато зачастую превращавшегося умельцами-оружейниками в истинное произведение искусства. Понятно, что тогда они использовались исключительно для элементов декора – ружья и пистолеты с богатыми орнаментами, шашки и кинжалы с золотой насечкой… Всё это было, безусловно, красиво, однако к боевым свойствам оружия отношения не имело. Начиная с ХХ века подобное великолепие было вытеснено сугубо утилитарными, надежными и максимально простыми изделиями из высокопрочных сталей и тому подобных «приземленных» металлов.
На место серебра и золота пришли, помимо чугуна и стали, столь ценимые в танкостроении и авиационной промышленности титан, бериллий, алюминий и вольфрам с молибденом. Однако минуло не так уж и много времени в масштабах истории развития вооружений, как драгоценные металлы снова стали совершенно незаменимым компонентом. Произошло это, как несложно догадаться, с массовым оснащением военной техники электронным оборудованием. И вот тут, как оказалось, без «благородных» не обойтись никак. Настоящее сочетание "булата и злата" на новый лад.
Ведь они – это не только дорогостоящие и красивые металлы, прекрасно подходящие для изготовления ювелирных изделий и прочих предметов роскоши. Прежде всего это материалы, обладающие высокой теплопроводностью и низким сопротивлением (золото), высокой электропроводностью (серебро), химической стойкостью, устойчивостью к окислению на воздухе, кислотоустойчивостью (платина), способностью сопротивляться многим агрессивным средам и целым рядом прочих качеств, незаменимых при создании высокоточной электроники, которая к тому же должна выдерживать работу в экстремальных боевых условиях.
В нынешнее время, помимо создания любых современных боевых самолетов, управляемых ракет, комплексов РЭБ, бронетехники, где наличие соответствующей «начинки» подразумевается по определению, узлы и комплектующие, созданные с использованием драгоценных металлов, непременно имеются в минно-торпедном вооружении, штурманско-навигационной технике, стендовом, испытательном, полигонном оборудовании. И даже в таких вроде бы прозаических образцах военной техники, как инженерные машины или прочие средства подвижности воинских подразделений, они тоже наверняка есть.
Вот пара конкретных примеров
разработанная для ракетно-противолодочного комплекса «Водопад» противолодочная ракета 83Р на поверку оказывается настоящим «кладезем» драгоценных металлов. Чего в ней только нет – сотня граммов золота, платина и палладий в серьезном количестве, а уж серебра – так и вовсе полтора килограмма. Что за роскошь? А никакой роскоши нет – до точки нахождения атакуемого вражеского судна эта ракета доставлялась с помощью обычного твердотопливного двигателя. А вот уже непосредственно к цели ее боевая часть, представлявшая из себя малогабаритную торпеду УГМТ-1, «подбиралась» используя электродвигатель, питаемый специальной серебряно-магниевой батареей, которая запускалась при соприкосновении с морской водой. Если учесть, что весил боеприпас семь сотен килограммов, можете себе представить необходимую мощность и, соответственно, габариты такого аккумулятора. Остальные драгметаллы, по большей части, использовались в системе активно-пассивного наведения торпеды, которая сама должны была найти вражескую подлодку, рядом с которой приводнилась и проложить курс на нее.
Вообще говоря, едва ли не больше всего драгоценных металлов использовалось и используется при производстве электронных систем, связанных как раз с Военно-морским флотом. В качестве примера можно привести передвижные береговые радиолокационные станции семейства «Мыс», используемые для обнаружения и сопровождения надводных целей, вплоть до самых быстрых и малоразмерных. Могут использоваться как для проводки судов, так и для определения их точных координат и установления принадлежности к «своим» или «чужим». Другой пример – устанавливаемый на подводных лодках гидроакустический комплекс МГК-400, предназначенный, как несложно догадаться для обнаружения и пеленгации вражеских целей – от надводных и подводных кораблей до морских мин.
В обоих упомянутых устройствах вовсю использовались все те же, дорогостоящие металлы – палладий, платина, золото и серебро. Причина проста – кроме крайне высоких требований по точности выдаваемой информации, к ним предъявляются не менее высокие запросы относительно надежности в процессе эксплуатации в условиях крайне агрессивной морской среды. Никаких окислений, разрушений и изменений параметров проводимости не допускается – именно поэтому большинство контактов, соединительных кабелей и прочих деталей выполняются из «благородных металлов», которые только и способны обеспечить подобную «сверхстойкость».
Впрочем, прогресс не стоит на месте: сегодня, как известно, далеко не в стадии разработки, а на этапе практического внедрения находятся новейшие комплексы экипировки и снаряжения уже не для летчиков или ракетчиков, а для «обычной» пехоты. Отечественным образцом таковых является широко известный «Ратник». Все подобные комплексы буквально напичканы электронными системами, а, следовательно, и изготовлены с применением все тех же драгметаллов. Американцы, по имеющейся информации, уже разрабатывают «умные» автоматические винтовки, оснащенные настолько тонкой и «продвинутой» электроникой, что с ними в руках в снайпера должен превращаться чуть ли не любой новобранец.
Современное военное снаряжение с каждым новым поколением становится все более компьютеризированным, а значит, и «золотым» — ведь именно этот металл содержится в материнских платах, процессорах, блоках питания и других узлах «умных» устройств. Вряд ли мы когда-нибудь снова увидим серийное оружие, отделанное и украшенное благородными металлами, но это не значит, что таковых в нем нет вовсе.