Нет, автор не претендует на лавры военного эксперта. И уж тем более у автора нет никаких инсайдерских сведений о глубинных процессах внутри немецкой армии. К тому же я сомневаюсь, что даже политики Германии, давно живущие в рамках общества спектакля, представляют себе, что происходит в их армии, как в рамках морального состояния, так и технического.
К примеру, недавно назначенный министр обороны Германии с традиционной немецкой фамилией Писториус заявил, что перед передачей танков Украине он обязан провести аудит своей бронетехники. То есть персонаж просто собирается «посчитать» танки, словно 60-тонная машина эта мелочь, завалявшаяся в зимней куртке.
Однако несмотря на откровенный бардак в немецкой политике, когда министр иностранных дел Бербок обрушивается с критикой Китая, пока канцлер Шольц находится в этом самом Китае, пытаясь выторговать себе хоть какие-то выгоды из-за бегства германской промышленности, кое-какие выводы об армии Германии мы можем сделать. В первую очередь необходимо вычленить те неприятные звоночки, которые прячутся в общем информационном шуме.
Анналена Бербок завоёвывает сердца избирателей, наверное
При этом крайне важно не обращать внимания на такую искусственную субстанцию, как имидж. Когда разговор начинается об имидже, этом призрачном трафарете реальности, то вам, скорее всего, пытаются что-то продать, чаще всего неликвид. Так что оставим на обочине сумрачный тевтонский гений и прусский казарменный порядок. Прусский порядок отсутствует в стране, в которой министром экономики работает доктор философии, должность министра обороны занимает политолог, а министр иностранных дел фактически не получила высшего образования, хоть и прыгала из одного ВУЗа в другой.
«Баунти» на минималках
Любителям истории наверняка известен знаменитый бунт на английском корабле «Баунти». Историю эту изрядно романтизировали и даже сняли замечательный фильм 1984 года «Баунти» с Мелом Гибсоном и Энтони Хопкинсом. Но мало кто знает, что в 2010 году бунт подняли на парусном корабле ВМС Германии «Горх Фок». Правда, получилось это у них в стиле выступлений Греты Тунберг и Анналены Бербок, а не с тем авантюрным и жестоким задором, как было на «Баунти».
«Горх Фок» является элитным учебным трёхмачтовым барком, службу на котором проходят будущие офицеры ВМС Германии. В начале ноября 2010 года на борт поднялась очередная группа курсантов, а спустя несколько дней курсантка Зара Лена Зееле сорвалась с мачты и упала на палубу с высоты 27 метров. Будущие офицеры мгновенно запаниковали, отказались забираться на мачты и вообще потребовали отпустить их по домам!
Позже выяснилось, что курсанты вообще не обязаны заниматься такелажными работами, и могут делать это только добровольно. Но, как позже жаловались сами курсанты, на них оказывали некое «жестокое давление». «Давление» офицеров заключалось в том, что за нежелание лезть на мачту курсантов обещали, о, ужас, отправить домой в Германию.
В итоге, курсанты после гибели девушки вообще отказались исполнять какие-либо обязанности. Командование резонно заявило, что не понимает, как будущие офицеры вообще собирались кем-либо командовать, если сами не желают исполнять приказы. Но ситуация зашла в тупик. Наконец капитан и офицеры посадили всех новых курсантов на самолёт.
Однако на этом всё не кончилось. Подробности этой истории только раскрыли глубокий управленческий и кадровый кризис в немецком флоте. Во-первых, история с самим бунтом всплыла на поверхность только через год в 2011-м, а до тех пор даже уполномоченные лица от бундестага не представляли, что творилось на элитном учебном корабле Германии.
Во-вторых, выяснилось, что на корабле процветают неуставные отношения, включая сексуальные домогательства. И это отягощено тем фактом, что офицеры тотально обособились от курсантов, в которых видят неких «перекати-поле», так как большинство из них никогда не продолжат службу. Это ожесточение выливается порой в иррациональность, бессмысленность и опасность некоторых приказов.
«Горх Фок» — несостоявшийся немецкий «Баунти»
В-третьих, парусник был поставлен к стенке пирса, а на борт высадилась следственная комиссия. Но не дожидаясь выводов комиссии, министр обороны, стараясь спасти собственную репутацию, немедленно отстранил от должности капитана корабля, что ещё более ожесточило старых морских офицеров.
Не менее показательной была и реакция общества. Многие указали, что считают практику на парусных судах отжившей и устаревшей. Дошло до того, что морские офицеры Германии начали опасаться, что уникальный барк «Горх Фок» могут толкнуть с аукциона или порезать на иголки. Мать Зары Лены Зееле вообще заявила, что не успокоится, пока не будет точно знать, что «парусник никогда не выйдет в море».
По факту бунт показал, что немецкое общество, которое сейчас пытаются милитаризировать, даже в мирное время не могло мобилизовать из своих рядов дисциплинированных и хладнокровных представителей. Политические же силы продемонстрировали полную некомпетентность в вопросах военной службы и даже некую самоизоляцию ради электорального одобрения. Сам же бундесвер собственноручно расписался в кадровом кризисе и недостатке грамотных офицеров. Но «бунт немецких тинэйджеров» только символизировал признаки начавшейся деградации армии.
Дайте денег или «всё пропало»?
В марте этого года министр обороны Германии сделал громкое заявление: «У нас нет вооруженных сил, которые были бы способны обороняться, которые смогли бы держать оборону при полномасштабной, агрессивной, жестокой войне».
Урсула фон дер Ляейн в бытность на посту министра обороны Германии
А ещё ранее о состоянии ВС Германии рассказал инспектор сухопутных войск бундесвера генерал Альфонс Маис: «Бундесвер, армия, которой мне поручено руководить, в известной мере истощена. Мы все это предвидели, но не смогли донести наши аргументы, а также сделать выводы из присоединения Крыма и воплотить их в жизнь. Это очень неприятно».
Нет, это отнюдь не означает, что перспективный противник слаб. К тому же всем известна старая западная формула: запугать население, а после выжать дополнительные бюджеты. Так, шведские военные чиновники десятилетиями пугали местное население российскими подлодками, которые буквально стаями рыщут в водах Швеции. Лишь относительно недавно стало известно, что звуки, выдаваемые властями за шум субмарин, на самом деле издавала пукающая селёдка! Так или иначе, но селёдка напукала в бюджет минобороны Швеции кругленькую сумму.
Однако ещё задолго до начала СВО, в 2019 году, пока немецкие политики продолжали с дулей в кармане болтать про Минские соглашения, уполномоченный бундестага по делам бундесвера Ханс-Петер Бартельс сделал неутешительное заявление. Он отметил, что, во-первых, набор солдат в бундесвер находится на самом низком уровне в истории, а минимальное увеличение достигается только продлением действующих контрактов.
Во-вторых, существенно деградировал откровенно раздутый офицерский корпус, в котором офицеры более похожи на чиновников, а не на воинов.
В-третьих, Бартельс отметил, что бундесверу в настоящий момент недостаёт военной техники. К тому же даже имеющаяся техника поддерживается, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Ханс-Петер выяснил, что из военной техники, поступившей в 2017 году, только 37 процентов на данный момент пригодны к эксплуатации. То есть за два года педантичные немцы умудрились довести до состояния металлолома более половины новой техники. Тут уже встают вопросы не только финансирования, но и компетенции военнослужащих. В разрезе этого факта инициатива Писториуса по проведению аудита выглядит не столь уж популистской.
Ещё более интересные данные опубликовало Минобороны в этом году. Так, подавляющее число радиотехнического оборудования является аналоговым и ему более 40 лет. А из 350 боевых машин пехоты Puma в рабочем состоянии только 150. Руководитель Союза военнослужащих бундесвера Андре Вюстнер и вовсе констатировал, что «из примерно 300 танков Leopard, имеющихся у бундесвера, лишь 30 процентов в настоящее время находятся в рабочем состоянии».
Свои неприятные «пять копеек» вставил и глава машиностроительного концерна Rheinmetall AG Армин Паппергер. Армин указал, что поставленные Германией на Украину системы ПВО Skynex и Skyranger фактически оставили Берлин незащищенным от атак с воздуха. И вообще этот неприятный для немецких политиков персонаж сказал, что Германия без США не сможет себя защитить ни в коем случае.
Конечно, и этого оружейного барона можно легко заподозрить в банальной алчности, более того эта алчность — просто профессиональное требование. Однако постоянное сокращение финансирования оборонной отрасли в Германии периодически всплывало на международном уровне, ставя Берлин на грань дипломатических скандалов.
Ещё в 2017 году встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента США Дональда Трампа едва не кончилась таким скандалом. Старый бизнесмен подсчитал, что в кассу НАТО Германия не доплатила целых 375 млрд. долларов, т.к. обязана была вносить два процента ВВП, а вносила в «общак» только 1,26. Да и свой ВПК немцы сокращают.
Немцы в ответ резонно указали, что фактически содержат оккупационные американские базы на своей территории, а потому могут требовать льготные тарифы. В итоге Берлин фактически сделал Вашингтону прямое заявление. Мол, играться в ближневосточной песочнице парой сотен бойцов мы не против, да и накрутить на гусеницы бронемашин нескольких туземцев, у которых из амуниции только вьетнамки да АК-74, мы не против — с этим проблем нет. А вот даже предполагать о начале полноценной войны с ковровыми бомбардировками и ракетными ударами — это уж дудки.
Однако проблемы ВС Германии кроются не только в бронетехнике и оскандалившемся учебном корабле. Деградировали ВМС в целом. Статистика военного флота, казалось бы, самой богатой страны Европы плачевна.
К примеру, в 2018 году на вооружении Германии стояло шесть достаточно современных подлодок проекта 212А, но ни одна субмарина не была боеспособна. К проблемам с финансированием добавлялись проблемы с профессионализмом военморов. Лодки регулярно бились о скалы, сталкивались с надводными кораблями и т.д. Неприятная деталь для страны с колоссальным опытом подводной войны.
Нарекания вызывают и новейшие корабли флота. К примеру, фрегаты типа «Баден-Вюртемберг», последний из которых принят в строй только в 2021 году, сначала банально провалили ходовые испытания. После этого вскрылись серьёзные проблемы с программным обеспечением. А позже выяснилось, что фрегат имеет крайне слабую ПВО.
Но морским офицерам фактически выкрутили руки, заставив принять корабли на вооружение. Несуразность же фрегатов политики объяснили более чем экстравагантно. Немецкие чиновники выразили уверенность, что данный корабль будет принимать участие только в «операциях по стабилизации», т.е. в районах без воздушной угрозы сей грозный фрегат будет распугивать босоногих пиратов и снимать беженцев с утлых корыт. Аж душа радуется — не боевой флот, а поляна одуванчиков.
А вы воевать вообще собирались?
После начала возвращения на крупную геополитическую арену России антироссийская риторика на Западе только росла. Политики и дежурные «эксперты» с журналистами с утра до вечера твердили, что «злой Иван» вот-вот придёт и отберёт все их «ценности» и «завоевания» — от гей-клубов до немецкого пива и французских лягушачьих лапок. Вот буквально до трусов разденет!
В панической падучей норвежцы в 2015 году даже целый телесериал отсняли под названием «Оккупированные» (смотреть только в качестве комедии). Естественно, сюжет повествует о коварной оккупации Норвегии Россией. Кстати, в одной из ролей снялась прибалтийская русофобка Ингеборга Дапкунайте, а сам проект финансировался… германо-французской компанией.
На этот психоз не могли никак повлиять немногочисленные здравые голоса некоторых деятелей, которые утверждали, что агрессия России против Европы не имеет под собой оснований. ЕС уже давно не является эксклюзивным носителем каких-либо технологий, промышленность ЕС и её конкурентоспособность крайне зависимы как раз от русских энергоресурсов, а старые колонии вроде некогда французского Мали и Центральноафриканской Республики теряют последнее терпение и желают порвать уже и экономические связи с бывшим доминионом. Это в итоге может уронить экономику самих европейских государств.
Однако несмотря на все бредни о российском вторжении практика показывает, что ни о какой войне наши европейские «друзья» и не думали. Они в старой популистской традиции Общества спектакля работали языком, чтобы ублажить американских партнёров, будучи воткнутыми между американским молотом и русской наковальней. И едва ли не впереди всех в этой демагогической гонке именно Германия.
И дело даже не в прижимистости немецких экономистов и чиновников от власти, а в самой кадровой политике. С 2013 года минобороны Германии был просто локомотивом по некой феминизации. Сначала в министерское кресло приземлилась Урсула фон дер Ляйен. Гинеколог по образованию успела побыть и министром труда, и министром по делам семьи, и министром Нижней Саксонии по вопросам социального обеспечения. В общем, не женщина, а швейцарский нож со всеми вытекающими последствиями.
В 2019 году в министерство подсадили Аннегрету Крамп-Карренбауэр. Эта дама была также далека от военной службы, так как изучала политологию и юриспруденцию, а в политику залетела исключительно по партийной линии «христианских демократов».
Аннегрет Крамп-Карренбауэр
На место Аннегрет пришла ещё одна замечательная женщина Кристина Ламбрехт. Кристина профессиональный… юрист. К тому же она замечательно умудрялась совмещать свою профессиональную карьеру юриста и политическую деятельность.
К чему привели такие кадровые пертурбации, автор описал выше, но стоит упомянуть и некоторые личные инициативы вышеозначенных дам.
Урсула фон дер Ляйен отличилась введением обязательных семинаров по сексуальной ориентации. А целью подобных действий было «привлечение в бундесвер большего количества геев и лесбиянок» и создание им «новых привлекательных условий службы». Но на этом неистовая Урсула не остановилась.
В 2019 году военнослужащим Германии от имени министра обороны были разосланы брошюрки с названием «Разноцветные в бундесвере? Барометр многообразия». В той же брошюрке на условиях анонимности солдаты и офицеры должны были ответить на ряд вопросов. К примеру, у них интересовались: «Сколько сексуального многообразия нужно для хорошего климата в казарме?»
Аннегрет Крамп-Карренбауэр не только не сворачивала инициативы своей предшественницы, но и решила ознаменовать своё пребывание на посту «жёстким курсом». Данная барышня вошла в историю своим интервью радиостанции Deutschlandfunk, в котором заявила о готовности «использовать средства, имеющие сдерживающий эффект, заранее». Естественно, она имела ввиду ядерное оружие.
Мало того, что Германия не обладает ядерным оружием, а американские «союзники» ни одного немца и близко не подпустят к своим «игрушкам», так Аннегрет раскритиковали в бундестаге за «безответственность». Однако самый большой скандал разразился не из-за желания госпожи министра погрозить ядерным оружием, а, опять-таки, из-за… ЛГБТ.
Флаг ЛГБТ над бундестагом
Аннегрет в одном из интервью случайно обронила пару «оскорбительных» для представителей ЛГБТ фраз. В итоге сенатор Берлина по культуре Клаус Ледерер назвал этот инцидент «трагедией», а генеральный секретарь партии СДПГ Ларс Клингбайль заявил, что выступление Крамп-Карренбауэр «абсолютно неуважительно» по отношению к интерсексуалам.
А вот Кристина Ламбрехт просияла в информационном пространстве следующим заявлением: «Я хочу, чтобы во время моего нахождения на должности женщина впервые получила звание генерала».
В общем, время проводили весело, но о подготовке армии как-то и речи не было, так как готовить её ни к чему. Европе прекрасно понятно, что Россия никогда не нападёт на неё.
А вот пушечное мясо есть…
В прекрасном романе «Нетерпение сердца» Стефан Цвейг привёл показательные слова одного героя Первой Мировой войны, сказанные им в ответ на полное отрицание обществом возможности новой войны: «Это чистейший абсурд в наше время придавать значение желанию или нежеланию человеческого материала… Ещё в прошлую войну на фронте мне редко встречались люди, которые безоговорочно принимали или безоговорочно отвергали войну. Большинство нас подхватило, как пыль ветром, и закружило в общем вихре».
Это было сказано в 1938 году, а в 1942 году Стефан Цвейг вместе с женой сведёт счёты с жизнью, будучи в миграционной бедности, одиночестве и тоске по родине, ввергнутой в нацистский шабаш.
Бундесвер, как и немцы, не желают воевать, но кто же их всех будет спрашивать, когда у руля страны такие люди, как Олаф Шольц или Анналена Бербок? Для янки данное состояние дел, как ни странно, весьма на руку. Американцы никогда даже не старались поддержать армии своих «союзников». От вассала нужно только пушечное мясо, а то, не дай Бог, ещё конкурентом станет!
Попытки немцев лавировать, как маркитанская лодка, тоже вполне понятны. Вдруг янки успеют засунуть в топку войны каких-нибудь румын, прибалтов, молдаван или поляков, а немцев как-то по краю обойдёт? А пресловутые танки Leopard — это для затравки. Мясо нужно, мясо!