СМИ в один голос попрощались с Руссефф, похоронив её политическую карьеру, амбиции и возможность когда-либо вернуться во властные структуры. Казалось бы, Темер наконец-то может расслабиться в удобном президентском кресле. Однако, вместо этого он и его сторонники судорожно снимали портреты экс-президента со стен кабинетов всех административных учреждений. Да и выступление его показало, что он всё ещё опасается за своё положение. Причём настолько, что занялся откровенным популизмом, за который он критиковал бывшее правительство.
Впрочем, такому поведению новоиспечённого президента есть своё объяснение, ведь противоположный лагерь даже и не думает сдавать свои позиции. А главное, что 9 месяцев активной пропаганды против Руссефф, прошли практически зря: за неё продолжают выступать профсоюзы и немалая доля населения. Свои сторонники у неё остались и во властных кругах. А в юридическом плане у неё есть шансы вернуться в «большую политику».
В своей прощальной речи Руссефф процитировала Маяковского: «Нам не с чего радоваться, но нечего грустить. Бурна вода истории». СМИ после этого запестрили удивлёнными заголовками. Однако, это не просто цитата - за ней скрывается чёткий сигнал, что сдаваться она не собирается. Стоит только вспомнить продолжение стихотворения:
«Она объявила войну Темеру и обещала вернуться»
Вся речь уходящей с поста Руссефф была направлена на то, чтобы показать пришедшим к власти силам свою непоколебимость. Всё время вместе с ней находился её предшественник на посту президента Лула да Силва и несколько бывших министров. Экс-президент заявила:
По её словам, импичмент значит, что политики отчаянно стремятся завоевать власть не законным путём, а «присвоением полномочий в результате переворота».
«Поступательный и инклюзивный демократический национальный проект, за который я до сих пор продолжаю бороться, нарушается мощной консервативной и реакционной силой, которую поддерживает партизанское движение и продажные газеты. Они захватывают госучреждения для проведения политики радикального экономического либерализма и социального регресса».
Она также отметила, что это переворот не только против неё, но и против всего народа:
«Это переворот против социальных и профсоюзных движений. Против тех, кто борется за право на труд и его защиту, за право на справедливый выход на пенсию, за право на жилище и землю, за право на образование, здравоохранение и культуру, за право молодёжи творить свою историю, за права чернокожих, коренных народов, ЛГБТ-сообщества и женщин. Они лишают нас права говорить не будучи подавленными».
Под конец своей пламенной речи Руссефф напомнила, что это второй переворот, от которого она пострадала в своей жизни, имея в виду установление военной диктатуры в 1964 году. После этого она пообещала, что вернётся, и призвала население объединиться в защиту прогресса. «Я не прощаюсь с вами, я уверена, что смогу сказать это намного позже», - заверила она, заканчивая своё выступление.
Исходя из её выступления, бразильские журналисты сделали вывод, что она объявила войну. Однако, по большому счёту, война уже в самом разгаре. И развязал её Темер, когда только пытался начать процедуру импичмента.
14 часов допросов
Накануне последнего голосования в Сенате прошли слушания. На вопросы сенаторов мог отвечать и адвокат Руссефф, но она пришла на заседание сама, чтобы ещё раз доказать свою «боеготовность». Вопрос от 51 сенатора, 14 часов чётких ответов, конкретных предложений по изменению ситуации, обещание инициировать досрочные президентские выборы – всё это сенаторы пропустили мимо. Причём оппозиционные политики никаких вопросов не задавали, а говорили общими фразами в стиле «во всём виноваты социалисты и Руссефф».
«Поскольку моя совесть в отношении всего, что было мной сделано, абсолютно чиста, я решила лично предстать перед теми, кто меня будет судить», - сказала Руссефф перед заседанием и стойко выдержала 14 часов вопросов. Председатель Верховного суда Рикардо Левандовски несколько раз предлагал сделать паузу в слушаниях, но она отказывалась и отвечала на вопросы уже практически севшим голосом. И это при том, что она прекрасно понимала, насколько малы её шансы предотвратить импичмент.
В чём обвиняют Руссефф?
Её оппоненты с самого начала метались от одних аргументов к другим. На неё пытались давить, используя всё, что можно было. Первое обвинение против неё было связано с проведением избирательной кампании, когда Руссефф шла на второй срок. Её обвинили в присвоении бюджетных средств, которые были якобы потрачены на кампанию, а также в нарушении налогового законодательства.
Второе обвинение связано с деятельностью государственной нефтегазовой компанией Petrobas. Её подозревают в препятствовании расследованию фактов злоупотреблений в этой компании. К слову, Petrobas оказалась в центре скандала в 2014 году, когда выяснилось, что ряд высокопоставленных чиновников подписывали контракты, получая по 3% от суммы договора. Предполагается, что на этой схеме бразильские чиновники заработали свыше 3,8 млрд долларов.
Тем не менее, причастность Руссефф к этому до сих пор не доказана.
В чём кроются истинные причины?
Стоит начать с того, что со вторым сроком у Дилмы Руссефф начались проблемы. Падение цен на энергоносители вызвало дефицит бюджета, львиная доля которого тратится на осуществление социальных программ. Вместе с этим вниз поползли и остальные экономические показатели, в частности курс национальной валюты, который за 2015 год потерял в стоимости свыше 32%. Инфляция и рост цен вызвали волну негатива, которая с помощью социальных сетей вылилась в массовые уличные протесты. Противники экс-президента воспользовались ситуацией и выступили с позиций либерализации экономики и сокращения социальных программ.
На деле Руссефф однозначно была и остаётся жёстким политиком. Окружающая её политическая элита страны была, мягко говоря, не в восторге от её манеры руководства. По этой причине самые «недовольные» объединились на фоне экономических проблем, которые стали катализатором падения её рейтинга. Однако, ещё ни в одной стране мира экономические провалы не были причиной импичмента. По конституции Бразилии, это также невозможно, поэтому была найдена другая весомая причина. Правда недоказанная, что даёт Руссефф полное право обвинять инициаторов импичмента в перевороте.
Кто стоит за импичментом?
Конечно, Темер добился отстранения Руссефф не в одиночку. В его команде был уже бывший глава Палаты Представителей Эдуарду Кунья, политическая судьба которого также висит на волоске. У Куньи изначально были довольно натянутые отношения с президентом, поэтому при первой же возможности он решил ей отомстить. Вот только не рассчитал, что он был частью всего того, в чём обвиняется Руссефф. И теперь именно ему, в первую очередь, закроют доступ к любым государственным постам.
Авторами импичмента выступили 3 юриста:
· 94-летний адвокат и бывший прокурор Элио Бикуду, который стоял у истоков партии и так же, как Руссефф, в своё время боролся против военной диктатуры
· экс-министр юстиции Мигель Реале Джуниор, который разработал правовые аргументы против президента
· самая молодая и противоречивая Жанаина Паскуаль, которая яростно ругала Руссефф, а затем извинилась, аргументировав это тем, что она борется за будущее своих внуков
Докладчиком в Палате Представителей был Жоваир Аранчес. Он и озвучил первую просьбу об импичменте. А в Сенате против неё выступал Антонио Анастасия, который впервые озвучил обвинения в налоговых нарушениях и принятии указов без разрешения Конгресса. По ироничным замечаниям бразильского издательства Veja, за импичментом также стоит многочисленное население страны и Верховный суд.
«Темер, мы тебя не боимся»
Тем не менее, это многочисленное население, которое «виновато» в импичменте снова пытается защитить законного президента. С криками «Темер, мы тебя не боимся» сторонники экс-президента начали громить центр Сан-Паулу, в частности банки, витрины магазинов, остановки, рекламные щиты. В полицейских полетели камни и петарды. В одном из пригородов вспыхнул пожар. Стихийные акции охватили и ряд мелких городов страны. При этом, военные изо всех сил пытались перекрыть улицы, чтобы сторонники Руссефф не встретились с отмечающими победу сторонниками Темера.
Поддержку Руссефф выразили также крупные общественные организации и профсоюзы. Они заявили, что сопротивление на улицах и в учреждениях только начинается. По словам руководителей организаций, несмотря на «узурпаторов», народ сможет вернуться на путь серьёзных изменений.
В открытом письме общественных организаций, опубликованном издательством Valor, указывается:
«Умиротворение» - главная цель правительства Темера
На фоне боевого настроения сторонников Руссефф, новоиспечённый президент выглядел жалко. Победная речь Мишеля Темера показала, что за время инициирования импичмента он не стал сильнее. Даже, наоборот, уверенность ушла, а неопределённость осталась.
Если раньше он утверждал, что главная цель его правительства – оздоровление экономики, то теперь он заговорил об «умиротворении общества». Своему преемнику он пообещал оставить «спокойную страну, которой бразильцы будут гордиться».
Кроме того, он вдруг вспомнил про Олимпиаду, которую несколько лет готовила Руссефф и за которую она стояла до конца. Сторонники Темера, к слову, неоднократно высказывались против проведения Олимпиады, а теперь он сам говорит об «успехе Олимпийских игр» и утверждает, что с их помощью у бразильцев произошёл подъём «национального чувства собственного достоинства».
«Мы показали миру нашу способность делать всё хорошо», - заявил он, видимо забыв про криминал, зелёный бассейн, разрушающиеся корпуса для спортсменов и целый ряд других неприятных историй. Для него всё прошло хорошо.
Тут же президент заговорил о «божественном благословении» Бразилии в её «новом путешествии». Затем он как будто забыл про лозунги скорейшей либерализации экономики и начал заигрывать со сторонниками Руссефф, объявив, что стоимость социальных программ Bolsa Familia и Minha Casa Minha Vida будет увеличена. А это уже совсем идёт вразрез со всем тем, что он обещал ранее.
«Худшее позади», - объявил Темер, но вероятнее всего, для Бразилии всё только начинается. К тому же Сенат и Верховный суд оставили Дилме Руссефф шанс вернуться. Её адвокат и бывший министр Юстиции Эдуардо Кардозо планирует отстоять возможность её участия в президентских выборах 2018 года.
Недовольная оппозиция вряд ли простит Темеру такое упущение. Оппозиционный сенатор Альваро Диаз обвинил Сенат в нарушении конституции во имя защиты Руссефф. Лидер Партии Демократов Бразилии Рональдо Кайадо назвал произошедшее «конституционным манёвром».
«Как минимум, Дилма может стать президентом Petrobas. А если она будет государственным министром? Это неприемлемо!», - заявил он и объявил, что его партия обратится в Верховный суд.
Таким образом, Темер оказался в тупике. На него давят со всех сторон. Либеральная оппозиция уже от него отвернулась. Сторонники Руссефф вряд ли перейдут на его сторону на одних обещаниях повысить затраты на социальные программы. Приватизация уже началась, поэтому США он уже тоже не нужен. Именно поэтому его положение крайне неустойчивое, а значит уже в ближайшем будущем может начаться новая волна дестабилизации.
К тому же, как оказалось после импичмента, большинство сенаторов голосовали против Руссефф не из-за приписываемых ей преступлений.
«Я понимаю, что есть некоторые нарушения. Однако этого недостаточно для импичмента. Я проголосовал так, потому что её возвращение станет ещё большей проблемой для экономики», - объяснил сенатор Асир Гургац в своём видеообращении.
То есть все прекрасно понимают, что никаких коррупционных преступлений конкретно Руссефф не совершала. Конечно, преступления есть, но в них замешана вся политическая элита страны. Поэтому многие стали осознавать, что обвинения против Руссефф – это политическое самоубийство.
Всё будет только хуже
Пессимистичные прогнозы строят и бразильские эксперты. Политический журналист Пепе Эскобар в интервью RT заявил, что импичмент стал кульминацией «сложной формы гибридной войны». Он подчеркнул, что вся политическая система Бразилии коррумпирована, а значит все обвинения против Руссефф распространяются и на её противников из Конгресса. Эксперт прогнозирует:
Ряд экспертов также утверждает, что за переворотом в Бразилии стоит Госдеп. Так, преподаватель Городского университета Нью-Йорка Дэниел Шоу напомнил о внешней политике США и их поддержке латиноамериканских диктатур «от Пиночета до Сомосы».
Это подтверждает и бразильское издание Globo, которое за несколько дней до переворота опубликовало статью о перезапуске бразильско-американских отношений в случае импичмента. Газету цитирует ТАСС:
Тем не менее, вероятнее всего, Темера это уже не спасёт. Даже во время восхваляемой им Олимпиады он не появлялся на публике в страхе быть освистанным. Нынешняя ситуация говорит о том, что политическая обстановка будет накаляться до состояния полной дестабилизации. Однако, не стоит забывать, что любой кризис – это возможность, которой могут воспользоваться и сторонники Руссефф, и проамериканские силы. По этой причине на данном этапе все прогнозы – это гадание на кофейной гуще.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас