Главная » 2015 » Август » 4
21:34

БЖРК "Баргузин" готовится к выходу на рельсы

БЖРК
За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения. Только в этом году состоялась презентация целого семейства бронетехники, вот-вот начнет поступать в войска современная экипировка «Ратник». Следующий год ознаменуется началом серийных поставок истребителей пятого поколения ПАК ФА, в 2017 году начнутся испытания перспективной межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Урожайным на новинки ОПК обещает быть и 2019 год.

Радеющие за дальнюю авиацию ждут пробных полетов ПАК ДА — стратегического бомбардировщика нового поколения. А ценители советского наследия явно заинтригованы обещаниями Минобороны о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК).

Московский институт теплотехники к 2016 году создаст конструкторскую документацию по БЖРК «Баргузин», а первый образец появится уже в 2019 году. Соответствующее поручение выдал конструкторам Владимир Путин. Аналогичный комплекс уже стоял на вооружении Советского Союза в 80-х годах, но в соответствии с договором СНВ-2 ракеты 15Ж61, составлявшие основу комплекса «Молодец», были демонтированы и уничтожены, а сами поезда пущены на металлолом.

Неправильно было бы заявлять, что БЖРК вновь стали актуальны. Актуальность никуда не девалась. Но теперь у руководства страны достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.

Мысли о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникли сразу после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия. Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда. Преимущества такого размещения очевидны. Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. Ему легче затеряться среди сотен других поездов, курсирующих по просторам страны. Засечь такой поезд со спутника — задача практически невыполнимая.

Но есть и недостатки. МБР, как ни крути, отличается солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу. Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Современная ситуация

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась.

 

  • В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует;
  • Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют;
  • На вооружении появились ракеты РС-24 «Ярс», которые хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное — вдвое меньшим весом.

 

Фактически от старого «Молодца» останется только Система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.

Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям. Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети. Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Отдельно необходимо отметить, что советский БЖРК «Молодец» производился по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти. Новый Российский БЖРК будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать. Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК — это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения. Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное — это курс на импортозамещение. Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, — понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей. Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.

 

Источник: http://politrussia.com



Просмотров: 1067 | Добавил: wpristav | БЖРК "Баргузин" готовится к выходу на рельсы | Рейтинг: 1.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх