Российско-британские отношения всегда отличались неоднозначностью и изменчивостью, переходя от союзнических к откровенно враждебным, каковыми мы их видим и в наше время. В правление Петра I это также проявилось весьма наглядно.В январе 1698 г. в рамках Великого посольства царь Петр посетил Лондон, где встречался с королём Вильгельмом III [1] и принцессой Анной [2], которая в 1702 г. в свою очередь станет королевой.
Визит Петра I не был началом двусторонних отношений: известно, что ещё Иван Грозный и Елизавета I обменивались посольствами, торговые агенты Англии присутствовали в Москве на постоянной основе с 1585 г., а первая российская постоянная миссия в Лондоне была учреждена Посольским приказом в 1706 г. [3]. Тем драматичнее выглядит случай, произошедший с российским послом А. А. Матвеевым [4]. Описание этому случаю даёт библиограф А. В. Петров в своём справочнике «Собрание книг, изданных в царствование Петра Великого». Здесь он рассматривает не дошедшее до нашего времени издание, название которого мы приводим в точности:
«Объявление аудиенции, Какову имел у Его Царского Величества, Ныняшнего 1710 го, Февраля в 5 день, Ея Королевина Величества великобританской, чрезвычайный посол, комисар и полномочный Господин карл витворт. Печатано в Москве 1710 в мае.»
Суть дела такова:
«Витворт приезжал по повелению английской королевы Анны с извинениями по случаю оскорбления в Лондоне русского посла Андрея Матвеева в 1708 г. Оскорбление заключалось в том, что когда посол после тщетных переговоров о заключении союза с Англией против Швеции был отозван и собирался уже выехать из Лондона, его карету остановили посланные купеческим шерифом люди, избили посла, изодрали его платье, «держа за ворот», и отняли у него шпагу, трость и шляпу; затем на простой извозчичьей повозке отправили в долговую тюрьму. Причиной такого «трактамента» была неуплата взятых взаймы денег. За Матвеева немедленно вступились дипломатические представители других иностранных держав в Лондоне, ввиду чего английский статс-секретарь от имени королевы обещал, что посол получит полное удовлетворение. После этого Матвеев покинул Лондон и уехал из Англии, от «христианского народа, канальского злочестия исполненного» [5] [6].» (Соловьев, т. III, стр. 1333 и след.)
Далее Петров сообщает, что
«в рассматриваемой брошюре подробно описывается прием Петром Великим английского чрезвычайного посла, содержание его речи и ответ царя. Витворт при этом вручил и грамоту с извинениями, подписанную самой королевой.»
Автор также подмечает, что
«оскорбление Матвееву было нанесено в 1708 г., а извинение принесено в 1710-м, т. е. после Полтавской баталии [7].»
Не следует также упускать из вида, что у Петра I на службе состояло много шотландцев: Патрик Гордон, Яков Брюс, Людвиг Алларт и др. Да и сам А. А. Матвеев, по семейному преданию, имел шотландские корни: его мать Евдокия Григорьевна Хомутова якобы происходила из шотландского рода Гамильтон, прибывшего на службу в Россию в начале XVII в. В год прибытия Матвеева в Лондон, в 1707 г., Шотландия, как независимое государство, перестало существовать, став частью Великобритании.Примечательно, что в своём сочинении «О России, какой она была в 1710 г.» («An account of Russia as it was in the year 1710») сам Уитворт [8] об извинениях за инцидент с Матвеевым ничего не сообщает [9].Специалист по внешней политике России эпохи Петра I Н. Н. Молчанов в своей работе «Дипломатия Петра Великого» утверждает, что
«казус с Матвеевым вошел в историю международного права и послужил прецедентом для выработки гарантий прав и привилегий дипломатических представителей [10].»
С этим нельзя не согласиться.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!