Цены в наступившем году начали прогнозируемо расти.
Собственно, некоторые цены подросли еще в декабре, но это были скорее единичные случаи, а вот после Нового года повышение стало системой.
Растут цены на продукты. Растут цены на технику.
Подорожание на 10% за последний месяц уже считается вполне умеренным, особого внимания на такой рост почти не обращают. Внимание обращают на рост цен на 30%, 50% и больше.
И внимание уже обращают не только простые покупатели, но и руководство страны. Потому что рост цен - это политика. Рост цен в магазинах, особенно на продовольственные товары - это недовольство народа, которое имеет свойство нарастать. И это недовольство адресуется совсем не к администрации магазинов, а к властям.
А ведь народ - это избиратели. Электорат. Попробуй потом протолкни дядю Вову на тридесятый срок, если народ укрепится в мысли, что "дядя Вова уже не тот". Если народ увидит, что цены растут, а зарплаты нет.
Вот поэтому в правительстве и госдуме очень озаботились вопросом роста цен. Руководство страны посмотрело на происходящее и... решило цены остановить!
Цены, стой - раз-два!
Депутаты и члены правиельства принялись призывать торговые сети не повышать цены сверх разумной меры. А тех, кто все-таки будет сильно повышать - их обещают привлекать за мошенничество. И еще к делу подключили антимонопольный комитет (ФАС).
Вот только поможет ли такой подход?
Как наше либеральное правительство (а оно либеральное, это их собственное заявление о приверженности либеральной экономической модели) собирается регулировать цены в условиях рыночной экономики?
Привлекать за мошенничество? А это как?
В стране реализуется рыночная экономика. Цены продавец может устанавливать любые. Вообще любые. И никто никому не обязан объяснять, почему цена такая, а не другая. Почему Бентли дороже Жигулей? Да потому, что лучше. Не нравится - не покупай.
И если тот же самый товар еще недавно стоил в два раза дешевле - это тоже личное дело продавца. Вчера было вчера. Вчера были большие, но по пять, а сегодня маленькие, но по три. Или наоборот. Или одинакового размера, но вчера были по три, а сегодня по пять. По пять и точка. Сколько хочу, столько прошу. Не нравится - не покупай.
Что это? Наглость продавца? Жадность торговой сети? Нет, в рыночной, а тем более в либеральной экономике нет таких понятий как наглость и жадность.
Мошенничество? Ничего подобного, просто свободное ценообразование.
Баланс спроса и предложения. Не нравится высокая цена - ищите дешевле, не можете найти дешевле - вам увы.
В свободной рыночной экономике продавец ставит такую цену, которую готов платить покупатель. Если цена слишком высокая и покупатель не готов ее платить, если покупатель находит цену ниже, уходит к конкуренту или покупает что-то другое, более дешевый аналог или заменитель - тогда продавец вынужден или снижать цену или снимать невыгодный товар с продажи. А если покупатель не может найти более дешевый аналог и отказаться от подорожавшего товара тоже не готов, если покупатель вынужден платить сегодня больше, чем вчера - значит так тому и быть.
Не нравится? Открывайте свой магазин и торгуйте дешевле. Флаг в руки, барабан на шею, растите свою корову и продавайте ее молоко по сниженной цене. Не можете - вам увы.
Директивное регулирование цен в рыночной экономике - это абсурд.
Нельзя просить продавца снизить цену. Ничего не выйдет. Может быть на какое-то время продавец и снизит цену, чтобы его оставили в покое со всякими проверками, но потом поднимет опять.
В рыночной экономике если продавцу выгодно повышать цену - она будет повышаться. Без вариантов. Вопрос только в скорости роста цены.
Всякие уговоры и угрозы привлекать за мошенничество, проверки-распроверки - они могут только замедлить рост цен, но не остановить.
Цены будут расти до тех пор, пока это будет выгодно.
Пока покупатели не начнут отказываться от дорогих товаров, переключаясь на аналоги и продукцию конкурентов.
Вот когда народ начнет уходить из супермаркетов на фермерские рынки, когда будет покупать лук у бабушек, а не в торговых сетях - тогда цены на начнут снижаться. А пока этого не произойдет - будут расти.
Особенно в той ситуации, когда для роста цен есть фундаментальные причины и удобные обоснования - такие как рост курса доллара, высокая ключевая ставка и инфляция.
И отделить истинную причину повышения цен от простого желания побольше заработать - нельзя.
Рассмотрим любую торговую сеть.
Типовая торговая сеть много лет пользовалась кредитами в банках. Кредиты использовались для закупок, для строительства и аренды торговых площадей - для всего. Сейчас эти кредиты подорожали. Банки вслед за повышением ключевой ставки повысили проценты по кредитам. Торговой сети нужно где-то взять деньги чтобы платить повышенный процент. Где? Надо увеличивать выручку. Как можно оперативно увеличить выручку, если покупатели не стали больше покупать и конкуренты тоже пока никуда не исчезли? Только увеличивать средний размер чека. То есть повышать цены. Вопрос лишь в том, повышать ли цены на все одновременно или выборочно. И тут уже зависит от того, какую политику выберет руководство.
А теперь рассмотрим другой случай - дефицита в деньгах торговая сеть не испытывает, по кредитам платит, необходимости повышать цены нет. Но конкурент повысил цены на тот или иной товар. Отличный повод подзаработать! Можно повысить цены вслед за конкурентом и получить прибыль.
Прибыль при капитализме превыше всего.
Если появляется возможность увеличить прибыль, то воспользоваться данной возможностью - не только право, но и обязанность продавца.
Даже в гражданском кодексе так записано - коммерческие фирмы создаются с целью получения прибыли и выплаты дивидендов учредителям.
Таким образом, в соответствии с гражданским кодексом, магазин должен не снижать цены, а наоборот повышать их при первой возможности.
И как в данной системе депутаты и правительство собрались воздействовать на цены уговорами и угрозами привлекать за мошенничество?
Если повышение цен ведет к росту прибыли - это не мошенничество, а единственно правильная политика продавца. Вот если повышение цен привело к снижению продаж и падению общей выручки - вот это другое дело, тут можно обвинять продавца, только не в мошенничстве, а в непрофессионализме. А если цены растут и покупатели продолжают покупать - значит продавца надо наградить как ударника капиталистического труда. Именно так и никак иначе.
Такого понятия как справедливая или несправедливая наценка - в свободной рыночной экономике просто нет.
Если товар ходовой, если обороты большие, то наценка может исчисляться считанными процентами. Если же товар редкий, не ходовой, либо его продажа требует специально оборудовать места продажи (например автосалон) - наценка может составлять 20%, 30% и больше.
В ресторанах наценка может достигать 500% - сравните стоимость бутылки вина в магазине и ресторане. Или даже не вина, а простого сока. Это нормально. Это потому, что в стоимость бутылки вина в ресторане включена стоимость интерьера, зарплата сомелье, разбитые фужеры и работа уборщицы, которая будет ликвидировать последствия того, что какой-нибудь посетитель упьется и загадит весь маршрут от столика до сортира.
Поэтому нет такого понятия как справедливая или несправедливая наценка в условиях свободного рынка.
Могу только повторить - продавец не просто может, но даже обязан поставить максмальную цену, при которой товар будет продаваться.
Вот сколько смог продавец накрутить к исходной цене чтобы итоговая выручка и прибыль достигла максимума - столько и хорошо.
В рыночной экономике, при капитализме, продавец ищет максимальную прибыль.
Соответственно, цена ищет потолок, выше которого покупатель начнет уходить к конкуренту, искать аналоги или просто отказываться от товара как от необязательного.
Вот когда продавец находит максмальную прибыль, а цена находит свой потолок, выше которого становится просто невыгодно ее поднимать - вот тогда рост цен останавливается.
Любые попытки искусственно сдержать цены путем уговоров и угроз - это просто бессмысленная трата времени и сил.
Вот нашла комиссия "необосновано подорожавший товар", пригрозила магазину проверками или чем-нибудь еще, магазин снизил цену на товар, выждал некоторое время и начал снова повышать, только уже осторожнее.
Или другой вариант - магазин повысил цены на 10% на весь ассортимент и на 50% на несколько товаров. Прибежала проверка, начала стучать копытами и рыть землю вокруг нескольких товаров, подорожавших на 50%, а на остальные даже не обратила внимание. Магазин сделал покаянное выражение лица и снизил цены, которые были задраны на 50%. Проверка ушла, довольная собой и отчиталась о том, что ценовая диверсия и подкоп против партии и правительства предотвращены. А руководство магазина в восторге считает прибыль от повышения цен на 10%, которое проверка даже не заметила, пока билась рогами в три товара, подорожавшие на 50%.
Так или иначе, цены будут расти.
Если работают фундаментальные факторы, которые одних вынуждают повышать цены, а другим дают повод повышать, глядя на конкурентов - цены будут расти.
А таких факторов сегодня сразу несколько - курс рубля, высокая ключевая ставка, низкий коэффициент монетизации экономики и порождаемая всем этим инфляция, которая являтся одновременно и следствием и причиной для следуюшего витка роста цен.
И можно сколько угодно бегать и искать "неоправданно подорожавшие товары". Когда повышение цен является системой и охватывает большинство товаров и услуг - любые проверки будут бессильны, любые уговоры и угрозы дадут эффект близкий к нулю.
Все, чего можно добиться проверками и угрозами - это рост коррупции. Одних будут проверять, а других не будут. Откупился - проверка обошла стороной, рост цен признали обоснованным, не откупился - получай проверку, получай обвинение в необоснованном росте цен, получай иск от ФАС.
Что касается ФАС.
Доказать сговор можно там, где конкурентов немного. Хотя и это не так-то просто. Нужно выявить не просто синхронное повышение цен, а именно факт сговора. А когда конкурентов много и цены растут не синхронно, когда одни повысили по внутренним причинам, а другие последовали их примеру или воспользовались ситуацией для извлечения дополнительной прибыли - никакого сговора нет. Обычная рыночная ситуация. Мониторинг цен и не более того. И попробуй что-то докажи.
Повторюсь - в соответствии с действующим гражданским кодексом и принципом свободного рынка извлекать максимальную прибыль - это не просто право, а обязанность продавца.
Получается, что сдержать рост цен нельзя?
Можно!
Для начала, можно ограничивать рост цен (или вообще фиксировать цены) на социально-значимые товары. Хлеб, молоко, яйца и еще некоторое количество продуктов, которые должны оставаться доступными чтобы каждая бабушка могла прожить на свою пенсию, а потерявший во время кризиса работу гражданин смог прожить на пособие по безработице.
Примерно так делается в некоторых странах, включая, если мне не изменяет память, даже США.
Какой именно набор продуктов должен входить в число социально-значимых, цены по которым ограничиваются - отдельный вопрос. Сам механизм ограничения цены тоже может быть разным.
Важно, что этот механизм должен быть конкретным и хорошо проработанным, чтобы не сваливаться в споры о том, какая наценка справедливая, а какая нет. Чтобы не спорить о том, где мошенничество, а где бизнес в строгом соответствии с гражданским кодексом.
Бегать по магазинам и высматривать товары, на которые цена поднялась больше, чем на 50%, а потом рядиться с продавцами, на каком основании повышена цена - это бардак.
Должен быть строго определенный набор продуктов и строгие критерии ценообразования по ним. Все остальное - как и раньше, на усмотрение продавцов. И не надо рядиться из-за повышения цен на осетровые, хамон или кремлевские сосиски. Ценообразование по основной массе товаров можно оставить свободным, как и раньше. Для снижения социальной напряженности достаточно контролировать цены по десятку-другому товаров.
Но надо понимать, что контроль цен по узкому набору социально-значимых товаров - это полумера.
После того, как будут зафиксированы цены на социальный набор, продавцы начнут отыгрываться на других товарах, которые в этот набор не вошли. В результате, получится дешевый хлеб, молоко и яйца, но дорогие фрукты, мясо и что-нибудь еще.
Так или иначе, низкие цены на одни товары будут компенсированы более сильным ростом цен на другие.
К чему это приведет? К расслоению. Менее состоятельные граждане будут ограничивать свой рацион социальным набором, с завистью глядя на более состоятельных, покупающих широкий ассортимент продуктов. А граждане, покупающие широкий ассортимент, будут чувствовать на себе все прелести роста цен и их это тоже не порадует.
Как ни крути, но пока сохраняется рост цен, народ неизбежно будет недоволен, в большей или меньшей степени. Социальный набор позволяет снизить остроту проблемы, как бы распределить это недовольство ровным слоем по всем, но принципиальным решением не является.
Принципиальными решениями являются:
1. Ликвидация фундаментальных причин, вызывающих рост цен.
В нашем случае это снижение курса рубля, высокая ключевая ставка, из-за которой подорожали кредиты и низкий уровень монетизации экономики.
Вернуть курс рубля на прежний уровень - задача несколько утопическая, ее рассматривать не будем.
А вот снизить ключевую ставку и повысить уровень монетизации экономики - при желании возможно.
Как это повлияет на цены? Закредитованные торговые сети и магазины получат возможность рефинансирования и у них исчезнет как минимум одна причина повышать цены. Повышение монетизации экономики означает, что население не только сможет покупать более дорогие товары, но и сможет покупать больше, а это значит, что в торговых сетях вырастут обороты. А рост оборотов обычно ведет к снижению цен (продавцу становится важно как можно быстрее обернуть больше товара, по такому принципу проводятся распродажи).
2. Развитие конкурентной среды.
Чтобы магазины перестали пользоваться ситуацией для неоправданного повышения цен, у них должны быть конкуренты, к которым покупатели пойдут в случае повышения. Это должны быть конкуренты с низкими ценами. Опасаясь потери покупателей, магазины как минимум не будут злоупотреблять ситуацией для неоправданного повышения цен.
А кто может конкурировать с магазинами в сегменте продовольственных товаров?
Рынки, ярмарки, фермерские магазины, потребсоюзы.
Предоставив сельхозпроизводителям торговые площади с низкой или вообще нулевой арендой, а может быть даже и с освобождением от налогов (нечто вроде duty-free, только не в аэропортах, а прямо в городах) можно создать конкуренцию торговым сетям. И они будут вынуждены держать цены на более скромном уровне.
В некоторых городах, кстати, такая практика уже существует. Но чтобы добиться эффекта по всей России, нужно принимать соответствующие законы, распространять этот подход.
Что из этого сделает наше правительство и депутаты?
Осмелюсь предположить - почти ничего.
По той простой причине, что гораздо проще говорить с трибуны о росте цен, о жадных нехороших продавцах, которые зарабатывают на кризисе, обвинять в мошенничестве, призывать ФАС разобратьс и так далее. Все это гораздо проще, чем разработать систему контроля цен социально-значимых товаров, принять меры для снижения ключевой ставки и повышения уровня монетизации экономики, а тем более создать эффективную систему рынков и фермерских магазинов в масштабах страны.
То ли дело - поговорил, отметился на поприще заботы о ценах, продемонстрировал свою озабоченность народными проблемами и пошел домой. Посетовал, наморщив лобик - все, народ уже видит, что царь очень переживает о судьбе страны.
А если что-то делать, принимать какие-то меры - они могут оказаться неэффективными, вызовут побочные эффекты - сам же потом будешь виноват. А зачем это надо?
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Это значит, что не надо ничего делать и тогда не ошибешься. Останешься непогрешим. А охранители сами придумают за тебя отмазки чтобы обосновать бездействие. Скажут, что по-другому было нельзя, по-другому хуже, по-другому из могилы могла встать из Новодворская и развалить страну, по-другому могла быть третья мировая и прочий ужос.
Поэтому надо поменьше делать и побольше создавать видимость заботы о стране.
Надо просто говорить о проблемах, чтобы все знали, что правительство, депутаты, сенаторы, премьер-министр и лично царь - все знают о ситуации и усилинно думают над ней.
А еще можно пустить по всей стране бойцов народного фронта, чтобы они выявляли несправедливо высокие цены, создавали видимость бурной деятельности и боролись с ветряными мельницами рыночной экономики, с невидимой рукой рынка.
Невидимая рука рынка будет повышать цены, а активисты народного фронта будут показательно стучать по этой руке. Деятельность? Деятельность! Да еще какая! Бурная деятельность!
Может быть, конечно, я слишком скептичен. Как оно будет на самом деле, поглядим.
Но подозреваю, что борьба нашего руководства с ростом цен превратится в реализацию известного анекдота о поезде и прапорщике:
- Товарищ прапорщик, остановите поезд!
- Поезд, стой! Раз-два!
Источник: http://amfora.livejournal.com