Развязанная против России кампания, чей новый этап начался с обвинений во «вмешательстве» в американские выборы-2016, затронула не только политиков или представителей российского бизнеса.
Чем громче звучали запросы о предъявлении доказательств российской причастности в делах о «вмешательстве», покушении на Скрипаля, хакерских атаках – тем более усиливался абсурд в каком-то последующем обвинении. И ужесточались меры, направленные не только на лишение России позиций в мировой политике, но и возможности российского общества задавать весьма неудобные вопросы о причастности Москвы. Поэтому следом за санкциями пошла политика «затыкания ртов».
Сначала это был RT с навешанным ярлыком «иноагента». Примечательна бурная реакция с зеркальными мерами Москвы в отношении западных СМИ – вероятно, по умолчанию подразумевалось, что Россия лишена права на ответные действия и каждое из таковых являлось каким-то неприятным откровением для США и стран ЕС.
И вот новый виток: 3 апреля без объяснения на тот момент причин были заблокированы аккаунты Федерального агентства новостей и ещё ряда СМИ, среди которых «Журналистская правда» и «Невские новости». Также записи ФАН были удалены из социальной сети Instagram.
Постараемся разобраться, почему ФАН среди прочих стал жертвой блокировки со стороны медийных гигантов.
Онлайн-издание имеет шикрокое представительство в социальных сетях. Также ФАН запустил перспективный проект ФАН-ТВ, стремительно набирающий обороты. Также информационное агентство стало площадкой для качественной аналитики. В связи с событиями последних лет ФАН также начал специализироваться на мониторинге и разоблачении новостных фейков – на страницах издания вскрывалась и анализировалась дезинформация как западных, так и украинских СМИ, с их открытой пропагандой ненависти, шовинизма и национально-религиозной нетерпимости, густо замешанной на откровенной лжи.
Причины и следствие
ФАН входит в число изданий, пользующихся популярностью не только в отечественной читательской среде, но и среди русскоязычной аудитории за рубежом – об этом прямо свидетельствовали данные по аккаунту ФАН в Facebook, географических охват и комментарии подписчиков, среди которых неудобные вопросы колумнистов издания находили широкий отклик.
На наш взгляд, целый комплекс причин спровоцировал медиагигантов на блокировку или поражение в правах ведущих российских СМИ, в том числе и ФАН.
«Гейты» и прочие скандалы
ФАН подробнейшим образом освещал скандалы с «хакерскими вмешательствами» и бездоказанностью причастности России к этим атакам – причём акцент делался и на самом фактаже, и на весьма неудобной для многих на Западе аналитики – которая, в свою очередь, находила понимание среди аудитории. Есть отравленный Скрипаль, есть скандал, связанный с победой Трампа – вот только достаточно громкий и внятный вопрос о «руке Москвы» не находил ответа.
Репортаж с «неудобной географией»
ФАН располагает собкорами в регионах, освещение которых для западных и российских СМИ-иноагентов было положено в прокрустово ложе однобокости и пропаганды: Сирия, Республики Донбасса и даже подконтрольная Украине территория. Репортажи с исчерпывающими сведениями, изрядно портившими «общепринятую» картину происходящего в определённых странах и городах, были очень неудобны для тех ярлыков, которые уже были навешаны для «западной картинки»: оказывается, Башар Асад и его российский союзник действительно уничтожают запрещённый в РФ «ИГ», умеренные оппозиционеры являются аморфной, разобщённой и склонной к уходу в джихадизм силой, на Донбассе и в самой Украине Киев самым злостным образом нарушает права человека
«Голоса Путина»-2018
Очень неприятным сюрпризом для западных политиков и СМИ оказались выборы президента России. Несмотря на очевидные провокации – такие, как «скрипальгейт» – Владимир Путин не только не растерял свои проценты, но и получил «прибавку» в поддержке, в том числе и среди избирателей, находящихся за рубежом. Подавляющее большинство – 85% - на зарубежных избирательных участках выбрали Путина. Такое превалирование стало настоящим вызовом для крупных медийных гигантов, усиленно спекулировавших как на «антипутинской», так и на более общей антироссийской риторике. Колоссальное влияние на мнение зарубежной русскоязычной аудитории – это фактор, который стал для ФАН «непростительным», как и получившее статус «иноагента» RT. Всё это – звенья одной цепи в попытке лишить аудиторию иной, альтернативной точки зрения, где ведутся «неудобные» репортажи из горячих точек и проводится аналитика, идущая в разрез с «общемировыми установками» на тот или иной инфоповод.
Запоздало и неубедительно
Учитывая шум, поднявшийся вокруг блокировки ФАН в Facebook, спустя некоторое время администрация социальной сети «снизошла» до объяснений. Марк Цукерберг в качестве повода использовал конспирологическую теорию о некоем «Агентстве интернет-исследований». С фактажом по этому «АИИ» всё обстоит более чем скудно, а с привязкой деятельности мифического агентства к журналистике ФАН – вообще «по нулям».
Отметим, что Instagram решил позориться с блокировкой молча, обойдясь без теории заговора.
Цензура и блокировка: вчера, сегодня и неутешительное завтра
Это уже не первая нападка со стороны «гигантов» на свободу слова и палитру мнений: ФАН уже блокировался сервисом Google.News в октябре 2017-го года. Правда, тогда хватило восьми дней разбирательств, чтобы Google признал поражение и разблокировал сервис для российского онлайн-издания.
На этот момент никаких механизмов, позволяющих в процессуальном порядке отбить нелепые обвинения, призвать к официальным извинениям и добиться разблокировки ни у ФАН, ни у других журналистских коллективов попросту нет. Двадцать первый век идёт под лозунгом «Кто сильнее, тот и прав». И это в полной мере касается медийного сегмента.
Репрессии как повод для роста
Остаётся надеяться, что довольно весомые и болезненные удары по СМИ станут для них поводом расти – как в технических способах донесения информации, так и в количестве аудитории. RT, несмотря на огромный прессинг со стороны западных государств и аффилированных с политическими силами структур, получил прирост аудитории в 36% за минувшие два года. Простых читателей всегда интересовали медийные скандалы, а тезис о том, что незаконное давление на СМИ является реакцией на их контент, уверенно побеждает «вбросы» о могущественных троллях и хакерах. Остаётся только пожелать редакции ФАН такого же обратного эффекта – прироста аудитории и возрастания влияния на неё вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам.
Мы сильные! Победа будет за нами!