Разоблачение мифов, разоблачение разоблачителей мифов, историография и псевдоисториография – это то, что сегодня переплетается в самый настоящий клубок, распутать который невозможно практически. Одни историки пытаются выставить за полных неучей других историков – коллег по цеху, появляются псевдоисторики и любители всевозможных конспирологических течений, из-за чего заваривается густая каша правды и неправды, мифов и фактов, вымыслов и осмыслений. Одно из направлений, которое активно обсуждается в последние годы, связано с деятельностью Иосифа Сталина на посту главы Советского государства. Сталин и литература, Сталин и сельское хозяйство, Сталин и генеральная партийная линия, Сталин и искусство и т.п. Особо выделяется тема существования и функционирования церкви при Иосифе Сталине. При этом мнения в данном случае, с опорой ли на факты или без таковой, высказываются часто диаметрально противоположные. Если одни историки пишут о том, что в сталинскую эпоху Русская православная церковь в нашей стране переживала едва ли не худший период в своей истории, то другие считают, что всё это мифы, которые появляются из либеральных средств, историю перевирающих. Одни говорят, что при Сталине церковь и православные была гонимы, другие указывают на то, что Сталин сам был в своё время семинаристом, а потому к религии какого-то невероятного негатива не испытывал. Есть и точка зрения о том, что если бы не Сталин, то церковь в нашей стране могла бы вообще перестать существовать.При этом далеко не все проводят границы периодов отношения властей СССР к церкви: до войны, во время войны и после неё.О церкви в эпоху Сталина в СССР размышляют Андрей Фурсов и Николай Сапелкин на канале «День», отмечая, что разоблачают мифы перестроечного периода: